Инструкция по зарядке гелевых аккумуляторов

Гелевые аккумуляторы постепенно вытесняют с рынка модели с жидким электролитом. Их правильная зарядка требует от владельца автомобиля определённых навыков и приобретения совместимых аксессуаров. Ошибки эксплуатации аккумуляторов чреваты серьёзными проблемами и выходом из строя.

Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы

Досье гелевого аккумулятора

Гелевый аккумулятор для автомобиля появился вследствие длительных усилий по усовершенствованию существующих вариантов АКБ. Работы велись на двух фронтах – экономичности и безопасности для окружающей среды.

Лучший результат показал источник питания, в котором электролит находится в гелеобразном, а не в жидком состоянии. Его ошибочно называют гелиевым, хотя к основному элементу Солнца этот аккумулятор не имеет отношения. Принцип действия у них аналогичен жидким свинцово-кислотным АКБ.

Батареи выпускаются с использованием двух технологий. Первая, именуемая GEL, предусматривает наличие силикагеля и микропористого сепаратора. Вторая разновидность – AGM. Здесь применяются стекловолоконные пластины. Основная функция материала – абсорбция электролита с одновременной сепарацией.

Устройство и принцип работы гелевого аккумулятора

Несмотря на схожесть принципа работы, схема и электролит отличаются от привычных. В свинцово-кислотном АКБ ток проводит водный раствор серной кислоты. За выработку электричества в гелевом приборе отвечает кислотный электролит, загущенный с помощью специального вещества – силикагеля.

Прозрачно-белый электролит внутри корпуса пронизан микротрещинами. Они улавливают пары водорода и кислорода, образуя естественный увлажнитель, который не даёт гелю окончательно затвердеть и потерять функцию проводимости. При нормальном давлении 99% испарений задерживаются внутри корпуса. Если же внутри образуется избыточное давление, излишки газов покидают аккумулятор через защитные клапаны.

Большинство таких устройств герметизированные и необслуживаемые. То есть функции доливки электролита и восстановления аккумулятора отсутствуют.

Гелевый аккумулятор для автомобиля

Зная, как устроен гелевый аккумулятор, разберём его основные преимущества и слабые стороны.

Преимущества

Пастообразная консистенция электролита способствует выработке тока большей силы, чем у источников питания предыдущих поколений. Это первый козырь гелевого аккумулятора. Вещество плотнее облегает свинцовые пластины, что повышает их значимость в холодное время года. Она же дольше удерживает заряд, обеспечивая низкий саморазряд устройства.

Ещё одно преимущество желейного аккумулятора – безопасность. Установив изделие на поверхности под углом, удастся избежать растекания или побега опасных веществ. Этот же фактор подчёркивает стойкость к незначительным повреждениям в отличие от свинцово-кислотных моделей.

Аккумулятор выдаёт стабильное напряжение с момента запуска и на протяжении 1000 циклов. Средний срок службы гелевого устройства составляет 600 – 700 циклов заряд – разряд. Они выносливы и сохраняют функциональность в любых погодных условиях. В условиях, когда кислотный прибор рискует закипеть или взорваться, гелевый аккумулятор выполнит задачу до конца.

Недостатки

У прибора имеются и недостатки:

  1. Гелевый аккумулятор для авто требователен к точности напряжения. Потребуется специальный прибор регулировки параметров.
  2. Длительная эксплуатация возможна лишь при квалифицированной эксплуатации. На первое место выходит соблюдение руководства по использованию и проведение зарядки.
  3. Стоимость гелевых АКБ остаётся выше традиционных. Однако производители не останавливаются в попытках снизить стоимость желейных приборов до уровня кислотных без ущерба качеству.
  4. Неудобство и требовательность к зарядке сдерживают покупателей от приобретения данных моделей.

Особенности зарядки

Для корректного процесса используйте только зарядное устройство для гелевых аккумуляторов из комплекта поставки. Зарядка от старого кислотного АКБ не подойдёт – её напряжение выше, чем требует гелевый аккумулятор. Превышение допустимого напряжения приведёт к отслаиванию электролита от пластин и растеканию. Вспучившийся гель выведет из строя всю генераторную систему.

Зарядное устройство для гелевых аккумуляторовЗарядное устройство для гелевых аккумуляторов

Увидеть максимально допустимое напряжение можно непосредственно на корпусе или в паспорте изделия. Пример отражён на фото (подчеркнута строка cycle use).

Второе значение, которое необходимо учитывать – ток режима ожидания (standby use).

В завершение – максимальный ток зарядки (initial current).

Последний важный параметр – ток зарядки аккумулятора. Рассчитывается по формуле ёмкость АКБ/10. На выходе получается ток в миллиампер-часах. ёмкость батареи легко найти на корпусе.

Пошаговая инструкция по зарядке

Для зарядки аккумулятора необходимо соблюдать алгоритм действий:

  1. При необходимости выкрутите пробки с банок устройства.
  2. Установите напряжение цикла и нулевой ток на зарядном устройстве.
  3. Подключить клеммы, ориентируясь на полярность.
  4. Выставить вычисленный ток заряда и запустить зарядку.

Зарядка гелевого аккумулятора

На первом этапе эксперты рекомендуют выставлять ток цикла в два раза меньше и заряжать вместо 10 часов сутки. Такая мера увеличивает срок службы АКБ. При необходимости входное напряжение необходимо снизить за некоторое время до конца.

Как вариант, используйте универсальные зарядки с автоматическим контролем напряжения. По мере приближения к полной ёмкости они понижают входящий ток для мягкого окончания. А вот заряжать обычным зарядным устройством для старых АКБ не стоит. Такие зарядки не содержат регулятора напряжения, к которому требовательны гелевые АКБ.

Заключение

Переход на гелевый аккумулятор необходимо выполнять осознанно. Неправильная зарядка в домашних условиях или несвоевременное обслуживание, прописанное производителем, повлекут нарушение гарантийных обязательств и дополнительные расходы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе