Как правильно действовать, чтобы выбраться из тонущего автомобиля

Количество аварий и дорожно-транспортных происшествий исчисляется сотнями, а может даже и тысячами в день. Степень повреждения машин, водителей и их пассажиров бывают самыми разными, начиная от простого психологического шока и заканчивая летальными исходами.

Как выбраться из тонущей машины

Не всегда даже опытные водители могут справиться с управлением, либо предотвратить ошибки других участников дорожного движения. Редко, но всё же машины оказываются в воде. Это становится результатом столкновения, потери управления или банального превышения допустимой скорости.

От самого падения в воду человек может и не пострадать. Основную опасность представляет именно сама вода, которая постепенно наполняет салон транспортного средства. И тут важно не потерять самообладание, не испугаться, а собраться, начать действовать и сохранять хладнокровие. Ведь порой нужно не только спастись самому, но и помочь другим людям.

Счёт идёт на минуты. Потому медлить нельзя. Следует запомнить, как правильно выбираться из тонущей машины. Используя определённый и чёткий алгоритм действий, ему надо строго следовать, если вдруг окажетесь в подобной ситуации.

Ключевые правила

Человек может превосходно знать теорию, но совершенно не уметь применять её на практике. Поскольку, когда оказываешься в реальной экстремальной или опасной ситуации, начинается паника, водитель замирает от страха и теряется.

Но с оцепенением можно и нужно бороться. Никто не застрахован от аварий и падений в воду на машине. Не стоит также рассчитывать на то, что именно с вами это никогда в жизни не произойдёт. Куда лучше запомнить главные правила, а при необходимости их применить. Это позволит спасти не только собственную жизнь, но и жизнь пассажиров, которые также оказались в автомобиле.

Падая в воду на автомобиле, человеку жизненно необходимо:

  • справиться с паникой,
  • быть готовым к столкновению,
  • быстро отстегнуться от ремня безопасности,
  • открыть окно,
  • учитывать время,
  • принимать во внимание давление воды,
  • при необходимости выбить окно,
  • выбраться на поверхность,
  • помочь остальным.

Чтобы лучше понимать суть каждого из правил, их следует изучить более детально.

Проблема паники

Никто не спорит с тем, что при попадании в подобную аварию, когда автомобиль оказывается в воде, человеку становится очень страшно. Избежать паники крайне сложно, ведь вокруг вода, она быстро заполняет салон, и человеку тяжело сосредоточиться.

Но утрата самообладания является самой главной причиной фатального исхода подобных происшествий. Стоит человеку запаниковать, и шансы на спасение значительно уменьшаются. Автомобиль быстро тонет, потому рассчитывать на оперативную помощь спасателей не стоит. Человек должен понимать, что кроме него спасателей нет.

Паника заставляет напрасно тратить силы и воздух. Но самое главное, что потеря самообладания расходует наиболее важный ресурс, коим выступает время.

Оказавшись в воде, будучи запертым в машине, сконцентрируйтесь, сосредоточьтесь и вспомните всё то, чему вы учились в подобных ситуациях. Именно это станет отправной точкой для вашего успешного спасения.

Столкновение

Бытует мнение, что человек достаточно легко выберется из тонущего автомобиля, как только машина окажется в воде. Нужно лишь приземлиться, а затем начать действовать. Но выбравшись из авто, многие люди понимают, что готовиться нужно было не только к отстёгиванию ремня или к открытию дверей.

Большую роль играет то, насколько правильно вы подготовитесь к контакту с водой. Ошибочно считать падение в воду мягким. Когда машина ударяется о поверхность, происходит очень сильный удар. Он способен спровоцировать серьёзные травмы. Эксперты сравнивают некоторые падения в воду с ударом о столб.

Для начала правильно поставьте руки на руле. Это жизненно важное правило. Они должны находиться в строго определённом положении. Если представить стрелки часов, то правую руку ставим на 3, а левую на 9 часов. Это самое правильное и единственно верное расположение. Особенно, когда на машине предусмотрены подушки безопасности.

Некоторые держатся руками на 2 и 10 часов. Но это ошибочное положение, поскольку при выстреливании подушки безопасности она обязательно ударит по рукам. Ваши же руки отлетят в сторону собственной головы, что сулит серьёзные травмы, возможную потерю сознания, сотрясение мозга и пр.

Пережив столкновение, правильно действуя в момент контакта с поверхностью воды, вы существенно увеличиваете собственные шансы на успешный исход дорожно-транспортного происшествия. Поскольку вы остаётесь в сознании, руки целые, дальнейшие действия не станут для вас большой проблемой.

Ремень безопасности

Казалось бы, что сложного в отстёгивании ремня. Но для многих людей это становится фатальной проблемой. Причина опять же в панике. Человек забывает отстегнуться, начинает дёргаться, сам себя запутывает и попадает в ещё более серьёзную ловушку.

Отстегивание ремня безопасности в воде

Здесь нужна чёткая последовательность. Как только произошёл удар, и автомобиль оказался в воде, быстро одним щелчком отстёгивается ремень на себе. Если в машине есть пассажиры, среди которых взрослые и дети, вопреки распространённому мнению, отстёгивать сначала нужно именно взрослых. Они помогут при необходимости отстегнуть детей.

Если же в машине только дети, то действовать нужно по такому же принципу. Сначала старшие, а затем младшие.

А вот что не стоит делать в такой ситуации, так это пытаться достать личные вещи, сохранить кошелёк или звонить кому-либо. Автомобиль тонет очень стремительно, и ждать, пока вы наберёте номер, никто не будет. Бросайте всё, кроме людей. Остальное в такой ситуации не имеет никакого значения.

Статистика наглядно показывает, что телефон стал причиной большого количества погибших в тонущей машине. Вместо того, чтобы отстегнуться и начать выбираться, люди зачем-то пытались вызвать помощь. В случае с утопающей машиной даже самые быстрые спасатели физически не смогут прибыть вовремя. Машина уже уйдёт под воду, быстро заполнится, и достать людей живыми будет крайне проблематично.

Нужно снова вспоминать о том, что рассчитывать можно только на себя.

Открыть окно

Если автомобиль оснащается электростеклоподъёмниками, то стоит помнить, что работоспособность электрики и электроники в машине сохраняется около 2-3 минут после попадания в воду. И этим временем нужно воспользоваться. Не тратьте его зря, поскольку потом сделать это будет сложно, а может и невозможно.

Часто люди начинают открывать двери, вместо того, чтобы воспользоваться окнами. Физически опустить стекло проще, чем вытолкнуть дверь при давлении на неё со стороны воды.

Откройте окно, как только машина коснулась воды

О дверях на самом деле можно забыть. Пройдёт буквально несколько секунд после падения в воду, и их уже не открыть. Не пытайтесь, поскольку опять зря потратите время и силы. Всё дело в высоком давлении, которое воздействует с наружной стороны авто. Только физически очень сильный человек сможет открыть дверь, и то, шансы не так велики.

Даже если дверь удастся открыть, вы лишь ухудшите собственное положение. Выбираться рекомендуется через окно. Пока дверь закрыта, машина будет медленнее наполняться водой. А потому скорость её падения на дно снизится. Обычно при закрытых дверях авто может продержаться от 30 секунд до нескольких минут.

Если вы решите открыть двери, упав в воду, салон моментально заполнится, вытеснив весь воздух и создав дополнительное препятствие для тонущих. Автомобиль достигнет дна буквально за 5-10 секунд.

Помните, что сначала под воду будет уходить более тяжёлая часть автомобиля. Это сторона, где располагается двигатель. То есть задняя часть на переднемоторных машинах задирается вверх. В первые 10-30 секунд есть возможность перебраться на задние сиденья, и открыть двери с их стороны, если они ещё не оказались под водой.

Перед тем, как выбраться из тонущей машины, убедитесь, что все пассажиры отстёгнуты, и они смогут последовать за вами. Выбираемся строго по одному. Нельзя толкаться. Помогайте друг другу, а не создавайте помехи.

Правило 2 минут

Статистика наглядно показывает, а эксперты подтверждают, что у человека есть около 2 минут на спасение. Именно за этот период шансы максимальные.

В зависимости от ситуации, транспортное средство после падения на воду может продержаться на поверхности от 30 до 120 секунд. Именно этот период следует использовать, чтобы спастись. Чем глубже начнёт погружаться авто, тем меньше шансов выбраться.

Не стоит думать, что 2 минуты чрезвычайно мало. Этого времени более чем достаточно на спасение всех, кто находился в машине.

Если исключить фактор паники, действовать по алгоритму и сохранять спокойствие, человеку хватит даже 30 секунд, чтобы оказаться снаружи. Остальное время лучше использовать для помощи остальным людям.

Выравнивание давления

Существует очень распространённое мнение, что при падении в воду для спасения нужно дождаться, пока давление внутри и снаружи автомобиля выровняется.

Тут стоит обратить внимание на некоторые нюансы. Когда транспортное средство погружается в воду, давление внутри авто и снаружи действительно разное. Из-за этого человеку практически невозможно своими руками открыть двери.

Чтобы дверь открылась, нужно якобы подождать, когда вода полноценно заполнит внутреннее пространство авто. Тогда давление с двух сторон окажется одинаковым, что и позволит спокойно открыть двери.

Это бессмысленное и очень опасное правило, придерживаться которого категорически нельзя. Да, в теории всё звучит правильно, поскольку при равном давлении открыть двери проще. Но есть одна проблема. Это вода, которая заполнила салон. Поскольку под водой человек дышать не умеет, подобный план действий приведёт к тяжёлым последствиям. Человек банально захлебнётся, у него закончится воздух, прежде чем удастся выровнять давление.

Разбитое стекло

Не всегда стоит рассчитывать на то, что вы успеете открыть дверь, либо получится открыть окно, а затем выбраться через него.

Разбить стекло автомобиля

Бывает и так, что человек не успевает сориентироваться, пока была возможность открыть двери или окна. Но опускать руки не стоит. Всегда можно попробовать разбить окно. Использовать для таких целей необходимо всё, что попадётся под руку.

При наличии острого предмета и возможности приложить достаточно большое усилие, цельтесь в центр. Отлично поможет женский тонкий каблук и удар ногой. В иных ситуациях рекомендуется бить по слабым местам по бокам или сверху бокового окна. Наносить удары в нижнюю часть не стоит. Там стекло удерживается наиболее прочно.

Разбивать следует исключительно боковые окна. Хотя в фильмах показывают, как герои одним ударом выбивают изнутри лобовое стекло, в реальной жизни, да ещё и в воде, это не сработает. Для лобовых стёкол используются специальные составы и укрепляющие конструкции, не позволяющие разбить их. Вероятность выбраться через боковые опускающиеся стёкла значительно выше.

В ход могут идти самые разные предметы. Но лучше всего подойдут тяжёлые, острые и металлические. Идеальным вариантом будет кернер. Его можно купить и повесить на связку ключей. Хороший помощник в экстренных ситуациях. Если кернера нет, возьмите ключи от машины.

Прежде чем выбираться наружу, постарайтесь набрать полные лёгкие воздуха. Неизвестно, как глубоко вы успели опуститься. Если кислорода окажется мало, добраться до поверхности будет сложно.

Разбив окно, в салон начнёт поступать воздух. Схватитесь за оконный проём руками, и двигайтесь против напора. Поскольку окно не очень большое, преодолеть поток воды реально. Иного выбора у вас просто нет.

Не стоит пытаться первыми вытолкнуть детей. Сначала нужно выбраться самому, а затем помочь ребёнку. Вытолкнув его из воды, вы не сможете контролировать его дальнейшие действия. Детей может унести течение, либо они запаникуют. Будет лучше, если они окажутся в ваших руках, когда начнёте всплывать.

Также не забывайте контролировать свои ноги, когда вылезаете через разбитое стекло. Работать следует руками, чтобы ногой не задеть других людей и не нанести им травмы.

Всплытие

Разбив окно и начав выбираться через него, многие уже думают, что им удалось спастись. Всё не так просто. Всплытие также несёт в себе определённую угрозу.

Оказавшись снаружи транспортного средства, постарайтесь сконцентрироваться, оглянуться по сторонам, чтобы понять, где вы находитесь и куда нужно двигаться. Если вода относительно чистая и глубина небольшая, увидеть поверхность можно по свету. Также вам помогут пузырьки воздуха. Они всегда двигаются только вверх.

Всплытие из тонущего автомобиля

Постарайтесь сильно оттолкнуться от какой-нибудь опоры, и плывите вверх. Но не забывайте, что там вас также может ждать опасность в виде течения, обломков, разных конструкций и пр.

Как только оказались на поверхности, зовите на помощь. По возможности доберитесь до берега. Если машину не сильно унесло, то зачастую при всплытии человек оказывается недалеко от суши.

Поскольку люди переживают сильный шок, они могут и не заметить, что получили серьёзные травмы. Осмотрите своё тело на предмет ранений, травм и переломов. Начните привлекать к себе внимание прохожих или проезжающих автомобилистов. Нужно вызвать скорую. А если в машине кто-то остался, и помочь им выбраться не удалось, немедленно вызывайте спасательную службу.

Помощь другим

Не всегда водитель находится в автомобиле один. Оказавшись под водой, нужно думать не только о себе, но и о других пассажирах.

Спасение из тонущего автомобиля

На этот счёт есть несколько правил:

  • не паникуйте и не создавайте давку, выбираясь через одно окно,
  • сначала отстёгиваются ремни на себе и взрослых, а затем на детях,
  • если дети достаточно взрослые, попробуйте их вытолкнуть первыми,
  • для детей маленького возраста действует иное правило – сначала выбирается взрослый, а потом он тянет за собой ребёнка,
  • для спасения детей достаточно выбраться одному взрослому, то есть оставлять детей последними в машине нельзя,
  • совсем маленьких детей берите на руки, и уже с ними выбирайтесь наружу,
  • оказавшись вне машины, постарайтесь подать руку другим пассажирам, что ускорит процесс спасения.

Часто перед человеком стоит выбор – спастись самому, или помочь другим. Это вопрос не только совести или героизма, но и инстинкта самосохранения. Многие люди по причине паники или из-за действия инстинктов думают только о себе, забывая об остальных пассажирах.

Осуждать человека за то, что он не помог другим, не совсем правильно в подобных ситуациях. Но когда есть реальная возможность помочь, ею стоит воспользоваться.

Когда заложниками в тонущей машине оказывается семья, водитель вряд ли будет сомневаться в том, помогать остальным или нет. Но если это чужие друг другу люди, случайно оказавшиеся в одном автомобиле, довольно часто каждый оказывается сам за себя.

Полезные общие советы

В подобной ситуации может оказаться каждый. Предусмотреть или предотвратить это практически невозможно.

Помимо всех тех рекомендаций, которые были описаны выше, можно добавить ещё несколько советов.

  1. Думайте о детях в первую очередь. Только не путайте с необходимостью их первыми выталкивать наружу или тянуться к их ремням безопасности, не отстегнув свой. Чтобы помочь другим, сначала нужно помочь себе. Отстегнитесь, а затем начинайте помогать детям. Если вы дотянуться до них не можете, тогда сначала помогите другому взрослому, чтобы уже он мог оказать помощь ребёнку.
  2. Включите фары. Это поможет в ситуации, когда самостоятельно выбраться не удаётся. Свет фар позволит спасателям разглядеть авто в воде. Также обязательно попытайтесь включить фары, если выбрались не все.
  3. Забудьте обо всём лишнем. Пытаться забрать с собой телефон, ключи или документы можно, но это не всегда нужно. А вот избавиться от обуви и тяжёлой одежды настоятельно рекомендуется. Ценные вещи теряют свою ценность, когда на кону стоит жизнь. Выбравшись из автомобиля, спасатели затем помогут достать автомобиль. Что нужно, заберёте потом.
  4. Сидите и ждите. Правило крайне спорное, но иногда оно оказывается единственным, что может помочь. Речь идёт о выравнивании давления. Сидеть, сложа руки, нельзя. Попытайтесь открыть или разбить окно. Если ничего не помогает, придётся рискнуть, и дождаться, пока салон наполнится водой. По мере наполнения воды пытайтесь открыть двери. Как только она поддастся, выбирайтесь. Не теряйте драгоценное время и оставшийся кислород.
  5. Надежда только на себя. Надеяться на то, что вы посидите в машине, а в это время спасатели уже будут спускаться к вам, крайне глупо. Даже в теории это практически невозможно. На подготовку спасательной операции требуется время. И точно больше, чем у человека есть на спасение собственной жизни.
  6. Металлические предметы. Они станут идеальным инструментом для того, чтобы разбить окно. Если предусмотрительный человек купит себе кернер, и будет держать его всегда под рукой, это замечательно. Но такое случается редко. Потому нужно осмотреться и подумать, что вам может помочь. Учитывая вес, конструкцию и форму металлического стержня в подголовнике, это первое, чем стоит попробовать разбить окно. Руками можно прочно схватиться за мягкую часть и, приложив достаточное усилие, металлическим концом ударить точно в центр, либо бить по верхнему краю. Не выламывайте стекло рукой, иначе можно нанести сильную травму, которая не позволит задействовать обе руки при спасении.

Никто не спорит, что в тонущей машине находиться очень страшно. Но страх не должен вас сковывать, поскольку в такой ситуации надеяться можно только на самого себя. Именно от вас зависит, сумеете ли вы выжить и спасти остальных пассажиров.

При правильном алгоритме действий можно быстро и безопасно выбраться наружу. Здесь ключевую роль будет играть ваше адекватное мышление и последовательность.

Даже когда ситуация развивается не в вашу пользу, шансы всегда есть. Причём они достаточно высокие. Подавляющее большинство фатальных падений в воду обусловлены паникой, а также неправильной подготовкой к столкновению. Если исключить эти два фактора, то спастись можно. И вероятность успешного исхода страшной аварии достаточно велика. Верьте в себя, в собственные силы и не поддавайтесь панике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе