Что такое автомобильный тахометр и как он работает

Каждый автовладелец знаком с таким устройством как тахометр. Он есть в каждой машине, однако далеко не все водители знают, что это за прибор и для чего он нужен. Более того, мало кто умеет правильно использовать предоставляемые им значения. Разберёмся в принципе работы и главных функциях устройства.

Что такое автомобильный тахометр и как он работаетПредназначение и устройство автомобильного тахометра.

Тахометр – что это за прибор

Чтобы научиться пользоваться прибором, нужно чётко представлять, что такое тахометр в автомобиле. Тахометр – это устройство для считывания и выведения информации о периодичности вращений коленчатого вала в двигателе. Если вы не сильны в механике, это определение никак не прояснит ситуацию. Говоря простым языком, тахометр нужен для того, чтобы следить за вращением мотора и не превышать число его допустимых оборотов. Основная задача прибора – облегчить выбор необходимой передачи и позволить правильно распределять ресурсы мотора. Чем стрелка ближе к красной зоне, тем выше должна быть передача. Регулировать обороты можно как во время движения, так и на холостом ходу.

Как работает прибор и что он измеряет

Тахометр – очень важная составляющая автомобиля. Он помогает использовать ресурсы двигателя в полной мере без последствий. У каждого двигателя есть свои технические характеристики, в которых указан наибольший крутящий момент и предельная мощность в зависимости от оборотов. Именно эти параметры тахометр и измеряет, давая водителю возможность сохранять обороты в допустимых пределах и своевременно переключать передачи. Так, к примеру, можно достичь наилучшего разгона, тягового усиления и даже экономии топлива.

Примечание: постоянное снижение оборотов значительно увеличивает расход топлива и уменьшает ресурс ДВС.

Принцип работы тахометра прост: устройство улавливает и регистрирует число импульсов от датчиков и отображает полученные данные в виде определённых величин (часов, минут, секунд, метров). Точность прибора составляет примерно 500 об/мин и варьируется в зависимости от вида устройства. Тахометры делятся по принципу отображения данных и методу установки. По второму критерию они бывают штатными и выносными. Выносные тахометры применяется преимущественно в автоспорте для доскональной коррекции оборотов. Также прибор сигнализирует о достижении определённых показателей. Разновидности же привычных нам тахометров рассмотрим подробнее.

Разновидности тахометров

Все тахометры можно разделить на три категории: аналоговые (со стрелкой и циферблатом), цифровые (с дисплеем) и механические, которые встречаются в более старых моделях авто.

Механические

Эти приборы устанавливались ещё в ХХ веке. Они связывались с коленвалом двигателя напрямую. Принцип их работы заключался в следующем: шестерня на коленчатом валу и трос привода, передающего на катушку крутящий момент, зацеплялись между собой. Катушка – электромагнит устройства, благодаря которому возникает магнитная индукция, влияющая на положение стрелки прибора. Механизм прост, но и погрешность составляла около 500 об/мин.

Механические

Аналоговые

Развивающиеся технологии привели к созданию аналоговых тахометров. Принцип их работы схож, но есть весомое отличие: устройство считывает обороты с помощью частоты подачи энергии на катушку зажигания. Катушка преобразует низкое напряжение в высокое, и, при подаче кратковременного импульса низкого напряжения, возникает искра на свече зажигания. Тот же импульс одновременно попадает на обмотку электромагнита и электрическую схему тахометра. Сила индукции и отклонение стрелки напрямую зависит от числа импульсов, поступающих на обмотку. Погрешность устройства колеблется, но также может достигать высоких значений.

Аналоговые

Цифровые

Цифровые модели постепенно заменяют предыдущие версии устройства. В основе их работы лежит измерение и подсчёт количества импульсов на первичной обмотке катушки зажигания. В альтернативном варианте измеряется интервал времени, который соответствует интервалам импульсов. Вся полученная информация переводится в цифры и отображается на табло. Как показывает практика, легче всего водителями воспринимаются аналоговые версии прибора, так как повороты стрелки уже привычны глазу. Сложные же цифровые значения не всегда понятны, и не каждый их может правильно трактовать. Далее проясним, как же это делать правильно.

Цифровые

Как использовать информацию тахометра

Самый главный вопрос заключается в том, как пользоваться тахометром и полученной с его помощью информацией. Есть некоторые полезные моменты, о которых стоит знать. Устройство подсказывает оптимальное время начала движения. Это особенно полезно в зимний период, так как прибор определяет, готов ли двигатель к началу работы. Многие современные авто не переносят резкого старта при ещё холодном двигателе и выдают слишком большое количество оборотов. Обычно водители в таких ситуациях ждут, пока температура охлаждающей жидкости приблизится к оптимальной. Но с тахометром всё намного проще: начинать движение можно в момент, когда стрелка прибора близка к значениям на холостом ходу (стандарт – 750 об/мин – 800 об/мин), а количество оборотов 1000. Тогда можете смело отправляться в путь – двигатель будет прогрет быстро и с минимальными топливными затратами. Для разгона автомобилисты придерживаются следующего плана:

  1. Включается первая передача (до 3800 оборотов в минуту), затем – вторая.
  2. Количество оборотов падает до 2300.
  3. Снова включается вторая для достижения 3600 оборотов, после этого – третья.
  4. Обороты снижаются до 2400.
  5. Ускорение на третьей до 3500, переход на четвёртую.
  6. Сбрасывание значения до 2500.
  7. Включение четвёртой и так далее.

Для максимального разгона необходимо наибольшее возможное число оборотов (до 5500 в минуту). Это позволит разогнать авто очень быстро, но с большими ресурсными и топливными затратами. Таким же образом влияет и разгон на холостом ходу. Ещё одна важная функция устройства заключается в регламентных работах. Любой специалист-ремонтник подтвердит, что качественные диагностические работы невозможны без тахометра.

Как использовать информацию тахометра

Можно ли определить скорость движения с помощью прибора

Как уже говорилось, значения тахометра могут отображаться в разных величинах:

  • Во времени (часах, минутах, секундах),
  • В расстоянии (километрах, метрах, сантиметрах и т. д.),
  • В единицах,
  • В скорости (м/с, км/ч).

Чтобы определить скорость по тахометру, нужно просто изменить способ вывода информации на дисплей. Отметим, что такое возможно только в тех моделях, которые отображают различные величины. Узнать скорость также можно и на более ранних моделях, изучив имеющийся прибор и сопоставив единицы измерения.

Обязательно ли приобретать тахометр и как правильно выбрать прибор

Нельзя сказать, что тахометр – обязательный элемент в автомобиле. Но нельзя и отрицать его важность и полезность. Измерительный прибор помогает:

  • Увеличить и оптимизировать мощность двигателя,
  • Получить необходимое усилие в тяге,
  • Сэкономить топливные ресурсы,
  • Продлить и даже увеличить срок службы двигателя.

При выборе устройства нужно учесть многие факторы. К примеру, электронные модели разрабатываются для двигателей с разным числом цилиндров (информацию можно найти в технических характеристиках). Установив устройство в авто с неподходящим числом цилиндров, можно получить недостоверную информацию. Перед покупкой прибора необходимо:

  • Изучить его технические характеристики,
  • Уточнить у специалистов, подойдёт ли конкретная модель для марки автомобиля,
  • Учесть двигатель (бензиновые и дизельные устройства считывают информацию по-разному).

Устанавливается тахометр согласно размерам и дизайну. Возможна установка при помощи кронштейнов, вместо любого другого оборудования на панели и даже при помощи двустороннего скотча. Приобрести тахометр всё же стоит. Он поможет в решении многих вопросов касательно авто, особенно новичкам. Задавайте возникшие вопросы в комментариях, и мы с радостью вам поможем!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе