Каждый автовладелец, машина которого оснащена системой кондиционирования, знает, насколько важна работа кондера в жаркое время года. Как и любой другой агрегат, этот узел нуждается в периодическом обслуживании. Как производится заправка кондиционеров автомобиля, в каких случаях она необходима и что нужно знать о диагностике подробная информация по этим вопросам приведена ниже.
Содержание
Устройство кондиционера
Как правильно самостоятельно заправить автомобильный кондер, какой технологии нужно придерживаться, какие объемы и нормы заправки? Об этом мы расскажем ниже, а для начала предлагаем ознакомиться с устройством и предназначением данной системы.
Кондер предназначен для:
- охлаждения, а также поддержки необходимого уровня температуры,
- предотвращения запотевания стекол в авто,
- поддержки наиболее оптимального уровня влажности в салоне,
- очистки воздушного потока, который поступает в салон машины от вредоносных микроорганизмов, выхлопных газов, а также неприятных запахов.
Разумеется, как и любой другой агрегат, кондер нуждается в регулярном обслуживании. Если вы не будете этим заниматься своевременно, в частности, заправлять и производить чистку системы, то со временем эффективность ее работы заметно снизится.
Что касается устройства системы кондиционирования, то она состоит из следующих элементов:
- Прижимной диск со шкивом, расположенные рядом с компрессором. При активации системы электромагнитная муфта прижимает диск к шкиву.
- Компрессорное устройство. При его активации рабочая жидкость начинает перемещаться по магистралям к конденсору.
- Сам конденсор или, как его часто называют, радиатор, используется для охлаждения нагретой рабочей жидкости. Данный элемент находится в районе радиаторного устройства машины, поэтому в ходе езды охлаждению способствуют и воздушные потоки.
- Вентилятор. Этот элемент активируется вместе с компрессорным устройством и также способствует более быстрому охлаждению газа. Рабочая жидкость после охлаждения в виде конденсата уходит и перемещается в ресивер.
- Ресивер осушитель. По сути, он выполняет функцию фильтрующего элемента, его предназначение заключается в удалении из конденсата продуктов износа и пыли. Также ресивер передает конденсат на терморегулирующий клапан.
- Терморегулирующий клапан или вентиль выполняет функцию автоматического дросселя. С его помощью подается конденсат в испарительное устройство, при этом само вещество будет подаваться в газообразном состоянии.
- Испарительное устройство. Этот механизм пропускает через себя холодный фреон, в результате чего он охлаждается, что впоследствии способствует подаче холодного воздуха с него в салон автомобиля. После того, как фреон прошел через испаритель, он возвращается в компрессор и цикл повторяется.
- Управляющий блок системы. Она расположен на центральной консоли автомобиля, обычно под магнитолой, и состоит из регуляторов направления и температуры воздуха, а также кнопки активации. Управляющий модуль подключается к блоку управления.
- Магистрали, по которым передается расходный материал. Со временем патрубки и шланги могут портиться, это приводит к утечке рабочей жидкости и, соответственно, неэффективности работы автокондиционера.
- Уплотнительные элементы, расположенные на соединениях магистралей и отдельных узлов. Как вы могли догадаться, уплотнители также со временем изнашиваются, поэтому рано или поздно каждый автомобилист столкнется с необходимостью их замены.
Как понять, что кондер нуждается в заправке?
Необходимость самостоятельной дозаправки автокондиционера возникает в нескольких случаях:
- Если после активации системы кондиционирования в салоне автомобиля появился неприятный запах. Как правило, появление неприятного запаха в системе обусловлено засорением основных элементов. Очистка агрегатов, вероятнее всего, будет сопровождаться зарядкой кондера фреоном.
- Также зарядить агрегат расходным материалом нужно в том случае, если работа системы в целом стала менее эффективной. Как правило, кондер не может полноценно и эффективно охлаждать салон транспортного средства, если в нем недостаточно рабочей жидкости. То есть кондиционер в целом работает, но очень слабо.
- При обнаружении недостатка объема фреона в системе. Нужно помнить, что недостаток жидкости может быть обусловлен выходом из строя того или иного узла или их повреждением. Зачастую утечка фреона связана с повреждением патрубков или износом уплотнительных элементов. Если износились уплотнители или повредились магистрали, то они подлежат ремонту или замене. Только после того, как будет выполнена замена износившихся уплотнителей или ремонт поврежденных магистралей, допускается заправка системы, в противном случае она будет бесполезной.
Как часто нужна заправка?
Насколько часто должна производиться процедура диагностики и заправки? Нормы проведения заправочного процесса подробно описаны в руководстве пользователя к автомобилю, поэтому в первую очередь следует обратиться к сервисной книжке по эксплуатации. В инструкции к каждому транспортному средству указываются точные сроки по необходимости проведения профилактических работ.
Точных сроков никто назвать не может. Бывает такое, что кондер успешно работает на протяжении десяти лет на одном фреоне, но этом обычно актуально для новых авто, в которых еще не производилась дозаправка. В некоторых случаях автовладельцы прибегают к заправке системы расходным материалом раз в пять лет. А бывает такое, что с такой процедурой автолюбители сталкиваются каждые 1-2 года. Поэтому необходимость проведения этого процесса определяется состоянием системы кондиционирования в целом (автор видео о поиске утечки MAKS ZOLOTAREV).
Как известно, в качестве рабочей жидкости в автокондиционерах используется газ фреон. В ходе эксплуатации кондера в системе в любом случае происходит непроизвольная утечка рабочего вещества, это норма и ее нельзя остановить.
Как правило, за 12 месяцев эксплуатации автомобиля из системы уходит около 15% хладагента, это считается нормой. Соответственно, за 2-3 года нормально работающий кондер с рабочими уплотнителями и магистралями может потерять около 30-45% жидкости. Поэтому в том случае, если система работает нормально, в среднем автовладельцу приходится производиться ее заправку каждые три года. Отдельно следует сказать об утечке хладагента.
Прежде чем занять ремонтом, нужно точно узнать, в каком месте уходит вещество, для реализации этой задачи у вас есть несколько вариантов:
- Использовать течеискатель. Этот девайс представляет собой специальный прибор, реагирующий на хладагент. Прибором нужно поводить в районе основных составляющих элементов системы в месте утечки сигнал девайса усилится и вы сможете определить поврежденное место. Далее, вам останется только избавиться от причины и заправить систему.
- Разумеется, не у каждого автолюбителя есть течеискатель, тем более, что покупать его для того, чтобы использовать раз в несколько лет, совсем нецелесообразно. Поэтому можно прибегнуть к другом способу поиска утечки, для его реализации вам потребуется ультрафиолетовая краска и такая же лампа. Сначала система заправляется хладагентом, в который добавляется краска, а спустя 1-2 дня (за это время нужно максимально часто включать кондер) производится диагностика системы. Проверку лучше осуществлять в темноте если утечка будет незначительной, ее все равно можно будет заметить благодаря лампе.
Заправочные нормы
Нормы по заправке кондера также должны быть указаны в сервисной книжке по эксплуатации. Для каждого отдельного авто эти нормы будут разными. Более того, они даже могут отличаться в двух одинаковых автомобилей разных модификаций и разных годов выпуска. Поэтому наиболее точно получить ответ позволит только сервисное руководство. Ниже приведены несколько таблиц для разных авто и разных кондеров, можете ознакомиться с ними (автор видео pavel5589).
Фотогалерея «Таблицы заправочных норм»
- 1. Таблица норм для автомобилей BMW, Cadillac и Chevrolet Aveo
- 2. Таблица заправочных норм для автомобилей Mazda
Инструкция по заправке
В том случае, если в ходе проверки не было обнаружено утечек и прочих неполадок, то можно приступать к процессу заправки своими руками. Для начала следует подготовиться к этому.
Инструменты и материалы
Чтобы процедура не вызвала сложностей, приготовьте весь необходимый набор инструментов и оборудования.
Вам потребуется:
- Специальная заправочная станция. Конечно же, она есть не у каждого, но если вы хотите все сделать правильно, то вам потребуется это оборудование. Как вариант, его можно арендовать на СТО, специализирующемся на заправке.
- Переходник для подключения с краном.
- Набор магистралей соответствующих размеров, они также должны быть оснащены наконечниками.
- Баллон с расходным материалом. Тут же стоит оговориться есть два вида фреона, который можно заправлять. Один из них хладагент марки R-12, он использовался во всех автомобилях, выпущенных до 1992 года. С 1993 года производители авто стали использовать хладагент марки R-134a.
Если вы являетесь владельцем авто, выпущенного в 1992-1993 гг, то следует уточнить этот момент касательно выбора фреона в сервисной документации, поскольку в те годы не все производители успели перейти с одного стандарта на другой. Также марка фреона может быть указана на обратной стороне капота в соответствующей таблице.
Этапы
Как своими руками заправить автомобильный кондиционер:
- В первую очередь возьмите переходник с краном и прикрутите его к баллону с хладагентом, для этого на нем должна быть соответствующая резьба.
- Далее, к переходнику следует подключить шланг, который будет использоваться для заправки.
- Другой конец заправочной магистрали следует подключить к оборудованию заправочной станции. Но оборудовании должен быть расположен счетчик, к нему также нужно будет подключить заправочный патрубок.
- Следующим этапом будет самостоятельная настройка параметров датчиков на счетчике. Используя регулятор калибровки, вам необходимо будет настроить температурный режим окружающего воздуха.
- После того, как вся заправочная конструкция будет собрана, ее необходимо будет подключить к штуцеру магистрали низкого давления, ищите его под капотом авто. Будьте внимательны, поскольку это очень важно выбрать необходимый штуцер. Если сравнить шланг магистрали высокого давления с низким, то первый будет значительно меньше по диаметру. Более точно выбрать необходимый штуцер можно с помощью сервисной книжки.
- Когда нужный штуцер будет выбрать, вам необходимо будет демонтировать с него наконечник, выполненный в виде колпачка, он предназначен для защиты системы от попадания внутрь пыли и мусора. После снятия наконечника поверхность вокруг штуцера следует очистить.
- Далее, заправочный патрубок, подключенный к счетчику, следует подключить к штуцеру. На этом все подготовительные работы касательно заправки можно считать завершенными, теперь приступаем непосредственно к самому процессу.
- В соответствии с инструкцией, процедура должна осуществляться со стороны низкого давления, при этом двигатель транспортного средства должен быть заведен. А количество оборотов вращения коленвала должно составлять около 1500 в минуту.
- После того, как двигатель прогреется, нужно включить кондер на максимум. Далее, баллон с хладагентом следует перевернуть, когда он будет в этом состоянии, на переходнике откручивается кран.
- Выполнив эти действия, фреон из баллона будет поступать в саму систему. В ходе заправки необходимо внимательно следить за показаниями датчиков, давление не должно повышаться за допустимый предел. Нормированным параметром считается давление не выше 285 кПа. Процедура заправки выполняет до того момента, пока из воздуходувов в салоне не будет поступать холодный воздух.
Видео «Особенности проведения диагностики и заправки автомобильного кондера»
Что нужно учесть при выполнении процедуры заправки кондера своими руками и как заправить систему без использования заправочной станции ответы на эти вопросы приведены в ролике от канала Автоматика автокондиционеры от А до Я.