Данное нововведение всколыхнуло общество уже давно, однако тогда это было только проектом и не вводилось в действие.
Тем не менее, по прошествии времени, можно увидеть, что государство выполнило обязательства, взятые ранее на себя, и создало систему электронного документа оборота, связанного с учетом транспортных средств и выдачей им паспорта транспортных средств.
В связи с этим, для многих покупателей новых транспортных средств, а также владельцев старых возникает вопрос как теперь будет выглядеть новый документ, как им пользоваться, какая информация будет в нем содержаться.
Содержание
Что такое электронный ПТС и зачем он нужен?
Электронный паспорт — это документ, выдаваемый автотранспортному средству в установленном законом порядке, который содержит важную информацию о самом транспортном средстве.
Данный паспорт представляет собой запись с информацией о ТС, которая совершена в специальной базе данных. То есть, это уже не будет традиционный бумажный носитель, как это было ранее. Его нельзя будет потерять, порвать, повредить. Одним из наиболее значимых преимуществ является снижение стоимости в связи данного документа.
Но тут возникает вопрос, как возможно получить, либо предоставить информацию, содержащуюся в ПТС? Ответ на этот вопрос прост, законодатель предусмотрел возможность перенесения информации, которая находится в базе на бумажный носитель. Проще говоря данные можно распечатать.
Какая информация в нем содержится?
Согласно нормам закона, данный документ будет содержать в себе ряд информации, к числу которой относится:
- номер документа,
- статус ЭПТС,
- VIN‑код автотранспортного средства,
- регистрационный номер и тип силовой установки,
- номер кузова, а также кабины, прицепа,
- индивидуальный номер шасси автомобиля,
- информация о цвете лакокрасочного покрытия, нанесенного на авто,
- дата, когда было изготовлено конкретное транспортное средство,
- документ, которым подтверждается, что автомобиль соответствует обязательным требованиям безопасности, предъявляемым к данному виду ТС,
- марка и модель,
- его экологический класс,
- кто изготовил и адрес его месторасположения,
- количество колес и их расположение,
- количество пассажиров, которое может перевозить данное транспортное средство,
- его масса в снаряженном состоянии,
- информация о собственниках и основаниях их владения данным автотранспортом,
- информация о прохождении технического осмотра,
- информация о ремонтных работах, которые проводились с данным транспортным средством.
Что произойдет с бумажными ПТС?
Бумажные паспорта на автотранспортные средства будут выдаваться и далее, параллельно с электронными. Законом установлено, что окончательная процедура перехода на электронные паспорта транспортных средств должна быть завершена к 1 июня 2018 года.
Но стоит отметить, что под этим подразумевается прекращение выдачи данного документа на бумажных носителях, и переход к оформлению исключительно в электронном варианте.
Однако, несмотря на нововведения, сбор и утилизация ПТС оформленных на бумажных носителях не предусматривается действующим законодательством. Они будут действовать и находится в обороте параллельно.
Также, законом не предусмотрена обязанность собственников бумажных паспортов транспортных средств, в срочном порядке, осуществлять переоформление данного документа в электронный вид.
Кому доступен просмотр электронного ПТС?
Отталкиваясь от законодательных норм, а также от содержания самого документа можно определить круг лиц, которые имеют доступ к информации содержащиеся в ЭПТС. К ним относятся:
- оператор системы,
- собственник,
- третьи лица (покупатель),
- станции технического обслуживания,
- сотрудники ГИБДД,
- банковские учреждения,
- производитель,
Данная информация содержится в п. 12 Порядка функционирования систем ЭПТС. Там оговорен круг лиц, имеющих право получить бесплатный доступ к сведениям данного документа. Из него следует, что доступ к подпунктам «г» и «д» доступен владельцу автомашины и третьим лицам.
Информация, содержащаяся в остальных подпунктах, доступна другим лицам, круг которых доступен законом и данным документом.
Также, собственнику доступен просмотр сведений, которые содержаться в Приложении №1 и №2, форма которых устанавливается этим документом.
Статусы электронного ПТС
Законом предусмотрено присвоение транспортным средствам различных статусов. Содержание и перечень статусов присваиваемых ТС закреплен в нормативно-правовой базе регулирующей порядок функционирования системы ЭПТС.
Виды статусов:
- «Незавершенный» — автоматически назначается номер ПТС, и предоставляется возможность заполнения производителем или уполномоченным лицом всех пунктов.
- «Действующий» — назначается после внесение соответствующих данных об автотранспортном средстве.
- «Погашенный» — присваивается после внесения производителем данных об уникальном идентификационном коде транспортного средства.
- «Аннулированный» — присваивается ЭПТС, в случае когда администратор произвел аннулирование основываясь на: признании документа подтверждающего безопасность недействительным, снятие ТС с регистрации в связи с вывозом из таможенной территории Евразийского Союза, наличии ограничений для экспортируемых ТС по линии ФТС, несоответствие сведений в базе с фактическими данными.5. «Утилизированный» — назначается для ТС, в отношении которых проведена процедур утилизации, и данный факт подтвержден документально.
Можно ли пользоваться электронным и бумажным ПТС одновременно?
Исходя из положения норм, содержащихся в действующем законодательстве,наличие и использование одновременно бумажного и электронного ПТС для одного ТС запрещено.
Сведения, прямо указывающие на запрет, содержаться в положениях Решения Коллегии Евразийской Экономической Комиссии № 122. Данный запрет содержит п.2 пп. д. Этого документа.
За и против электронного ПТС
Как любое из законодательных новшеств — это не является исключением и имеет как свои сторонников, так и противников.
Положительные стороны:
- возможность хранения большого объема информации,
- отсутствует необходимость замены,
- неограниченный срок хранения.
Отрицательные стороны:
- нет возможности полного просмотра информации для собственника и покупателя,
- нельзя вписать сособственника, необходимо оформление договора купли-продажи,
- необходимость дополнительных манипуляций, для подтверждения собственником своего права.
Исходя из описанного выше, можно сделать вывод, что государством предприняты кардинальные меры по урегулированию учета транспортных средств не только на территории Российской Федерации, но и на территории всего Евразийского Союза.
Благодаря чему, граждане стран членов Союза могут беспрепятственно получать информацию о приобретаемых и продаваемых автомобилях. Государственные контрольные органы обладают широчайшим спектром возможностей по его осуществлению. При этом, все действия максимально упрощены и автоматизированы, что ведет к гораздо меньшему затрату трудовых и финансовых ресурсов.