Использование обочины водителями автомобилей для передвижения относится к категории примеров неправомерного поведения на дороге. Причиной подобного рода нарушений со стороны водителя является зачастую желание объехать пробку. Почему законом предусматривается штраф за обочину, и какие виды административных наказаний действуют в разных ситуациях? Есть ли ситуации, когда передвижение по обочине разрешено на законодательном уровне, и водители каких категорий транспортных средств могут не переживать о наложении штрафа?
Содержание
Передвижение велосипедистов по обочине
Велосипедисты в возрасте старше 14 лет имеют право передвигаться только по специальным велосипедным дорожкам, если таковые имеются. При их отсутствии возможно использование обычной дороги с правой стороны. Если проезжая часть слишком перегружена, а велосипедные дорожки отсутствует, допустима езда по обочине.
Если же велосипедист ещё не достиг возраста 14 лет, его передвижение допустимо исключительно по местам категории жилой зоны или по тротуару.
Передвижение мопедов по обочине
Несмотря на обилие правил на водителей скутеров и мопедов, данная категория чаще других их нарушает. Мопед должен ехать исключительно по проезжей части и только с правой стороны. Если на обочине нет пешеходов, в крайних случаях разрешено движение и по этому участку дороги. Тем не менее, законодательных запретов по этому поводу нет. По пешеходным зонам и велосипедным дорожкам данной категории водителей категорически запрещено передвигаться, как и по тротуарам.
Использование обочины автомобилями
Если речь идёт об автомобиле, в обычной ситуации использование обочины для передвижения недопустимо. Автомобилистам разрешено использовать обочину в следующих случаях:
- Остановка, то есть специальное прекращение движения машины на срок до 5 минут, например, для высадки или посадки пассажиров.
Почему машинам нельзя ездить по обочине?
Пребывание в пробке всегда утомляет водителей, и они могут попытаться объехать её через обочину, объясняя свои действия стремлением сократить время ожидания для себя и других водителей. По факту, происходит обратное, поскольку выезд на обочину замедляет движение. После завершения данного запретного манёвра водитель стремится вернуть своё место в общем потоке, что способствует торможению движения и усугублению пробки. Согласно правилам дорожного движения п. 9.9, запрет на использование обочины для движения автомобилей объясняется следующими проблемными последствиями:
- Переход автомобиля с асфальтового покрытия на гравийную дорогу на высокой скорости часто оборачивается авариями.
Порядок фиксации нарушения
Документацией нарушений данного рода занимаются сотрудники ГИБДД. Протокол составляется как подтверждение нарушения, далее выносится постановление. Дела о лишении прав рассматриваются в судебном порядке. При отсутствии свидетелей со стороны сотрудников ГИБДД водитель может попытаться опровергнуть штраф, то есть вынесенное сотрудником полиции подкреплено только его наблюдениями и ничем более.
Также нарушение могут фиксировать средства автоматической видео- и фотофиксации. В такой ситуации спорить бесполезно, разве что можно найти уважительную причину для собственного поступка и попробовать снизить штраф.
Оспорить постановление о нарушении, зафиксированном автоматическими средствами фиксации, можно также, если в постановлении или квитанции допущены неточности или грубые ошибки.
Водители должны помнить, что выезд на обочину с целью обгона другого транспортного средства или объезда пробки может привести к трагическим последствиям не только для других участников дорожного движения, но и для него самого. Сэкономленные 30 секунд могут стоит жизни.