До массового распространения мобильных телефонов пьянство было основным и безраздельным фактором, приводящим к авариям, в том числе со смертельным исходом. Сегодня можно смело говорить о том, что постепенно именно смартфоны становятся главным виновником ДТП.
И если в нашей стране процент аварийности, вызванный применением мобильников, ещё не так высок, то в западных странах это становится очевидной проблемой.
В частности, в США ещё в 2014 году свыше четверти аварий, согласно статистическим данным Нацсовета безопасности, произошло по причине отвлечения водителей от управления транспортным средством на разговоры по телефону.
Содержание
- 1 В чём опасность разговоров по смартфону во время движения
- 2 Какие нормативные акты регулируют применение телефонов за рулём
- 3 Способы фиксации нарушения
- 4 Что предпринять, если требуется ответить на очень важный звонок
- 5 Наказание за использование телефона в автомобиле
- 6 Штраф за переписку по телефону
- 7 В каких случаях говорить в авто по телефону не запрещено
В чём опасность разговоров по смартфону во время движения
Вполне очевидно, что основной фактор, вполне реально влияющий на увеличение аварийности при использовании сотовых телефонов – это отвлечение внимания от слежения за дорожной ситуацией.
В действительности изучению этой проблемы посвящено немало исследований, проведенных и проводимых в разных странах. Некоторые статистические данные выглядят немного абстрактно, другие говорят сами за себя. Подсчитано, что всего час разговоров за рулём на протяжении месяца (это примерно по две минуты ежедневно) увеличивает вероятность попадания в ДТП впятеро. Это – очень весомый, просто ужасающий показатель.
Ещё хуже обстоят дела с отправкой СМС, независимо от типа используемого мессенджера, будь то Скайп, Телеграм, Аська или популярная соцсеть. Водители, которые изучают содержимое экрана своего мобильного гаджета, тем самым существенно (на 30-80%) сокращают способность визуального сканирования участка дороги перед автомобилем, что часто становится причиной съезда с занимаемой полосы движения со всеми вытекающими последствиями.
В дополнение к тому, что вы время от времени отвлекаете взгляд от дороги на телефон, существует и другая опасность – вождение машины одной рукой. Особенно это опасно на авто, оснащённых механической трансмиссией, поскольку водители вынуждены переключать передачи той же рукой, которая лежит на рулевом колесе. Понятно, что в случае возникновения нештатных ситуаций водитель просто не успеет выполнить манёвр – одной рукой активно вращать рулевое колесо не получится, даже если у вас имеются цирковые навыки.
Наконец, имеется и третья причина, почему разговаривать по телефону за рулем смертельно опасно. Дело в том, что сам разговор может оказаться настолько важным, что будет отвлекать ваше внимание от всего, что происходит на дороге. Опытные водители утверждают, что они управляют машиной, будучи расслабленными, оценивая дорожную ситуацию «шестым чувством». На самом деле это не совсем так – сосредоточенность присутствует, даже если находящемуся за рулём кажется, что он спокоен и расслаблен. Это называется «когнитивным вниманием». Но проблема в том, что для большинства водителей оценка быстро изменяющейся дорожной ситуации требует постоянной и напряжённой работы мозга, который производит анализ обстановки в режиме реального времени. А если часть вашего внимания будет отвлечена разговором, правильность обработки мозгом визуальной информации нарушается. И это тоже может стать причиной возникновения нештатных ситуаций с очень серьёзными последствиями.
Чтобы не быть голословным, приведём результаты исследований, выполненных доктором Марселом Джастом, представляющим Университет Карнеги Мэллон. Он использовал автомобильный симулятор, в котором участникам эксперимента предлагалась езда по сложному маршруту с большим числом поворотов и перекрёстков. Вторая часть исследования заключалась в выполнении двойной задачи – проезде того же маршрута и ответе на высказывания, имитирующие телефонный разговор. Деятельность мозга «подопытных» контролировалась с помощью МРТ-сканнера. Как и следовало ожидать, выполнение второго тестового задания по сравнению с контрольным оказалось гораздо хуже – процент выезда за занимаемую полосу движения оказался значительным.
Данные томографии помогли учёным интерпретировать это явление. Оказалось, что в контрольном заезде наибольшая активность была зафиксирована в теменном участке мозга, ответственном за пространственную обработку визуальных сигналов, идущих от глаз. При выполнении второго, более сложного задания, красные участки частично сместились в височные области, отвечающие за обработку звуковых сигналов. Разумеется, за счет уменьшения активности темечковой области. Это доказывает, что возможности мозга среднестатистического гражданина не беспредельны, и отвлечение внимания на телефонный разговор непосредственно влияет на способность обрабатывать визуальные данные, что критично при такой деятельности, как вождение автомобиля.
Множество аналогичных исследований доказывает, что главная опасность использования мобильных гаджетов за рулём – уменьшение сосредоточенности вследствие отвлечения внимания на разговор. Это, кстати, свидетельство того, что использование гарнитуры не решает всех проблем – да, рука освобождается, но сам разговор остается тем фактором, который может повлиять на принятие важных решений по управлению машиной. К сожалению, данный факт является неочевидным, и потому в большинстве стран, где имеется запрет на использование телефонов с помощью рук, разговоры посредством задействования гарнитуры разрешены.
Но лучше хоть что-нибудь, чем вообще ничего. Остаётся надеяться, что агрессивная социальная реклама возымеет действие, и те водители, которые склонны к дисциплинированности за рулём, по крайней мере начнут использовать гарнитуру. Разумеется, это лучше, чем держать сотовый в одной руке, время от времени поправляя его другой. Но гарнитура даёт ложное чувство безопасности, особенно по отношению к соблюдению правовых норм.
Адепты гарнитурных телефонных разговоров утверждают, что они настолько же опасны, как и беседы с пассажирами. Такое утверждение тоже далеко от истины. Дело в том, что пассажиры, поддерживая разговор с водителем, тоже имеют возможность наблюдать за дорожной обстановкой. Согласно наблюдениям, они делают это осознанно, даже если до начала разговора за дорогой не следили. И в случае проезда потенциально опасных участков (обгон, выполнение поворота налево проезд перекрёстка) обычно разговор прерывается, пока водитель не завершит манёвр.
Удалённый собеседник не в курсе того, что творится перед автомобилем, продолжая беседу и в моменты, требующие повышенной концентрации внимания со стороны водителя. Такое рассредоточение внимания в самые неподходящие моменты очень опасно и может стать причиной возникновения ДТП.
Какие нормативные акты регулируют применение телефонов за рулём
В сущности, большинство нарушений, связанных с дорожным движением, регулируются двумя документами – Правилами ДД и Админкодексом РФ. Не является исключением и вопрос, касающийся использования мобильного телефона в автомобиле. Пункт 2.07 ПДД, хотя и краток, но достаточно полно описывает запрет: нельзя пользоваться мобильным устройством, если оно не оснащено техсредством, позволяющим разговаривать без использования рук.
Любое нарушение этого требования наказывается согласно статье 12.36.01 КоАП. Впрочем, практическое использование данной статьи всё еще носит редкий характер. Причина очевидна – сотрудник ГИБДД не имеет возможности доказать факт нарушения, кроме как послать запрос мобильному оператору. А это требует времени и усилий ради весьма сомнительного удовольствия наказать нарушителя фактически символически, из-за небольшого размера штрафа.
Нарушение водителями правил ПДД при разговоре по телефону за рулём способствует именно это обстоятельство, а также массовое распространение мобильных гаджетов, сравнимое с ношением кошельков или связки ключей.
Способы фиксации нарушения
Можно только надеяться, что наказание за разговор по телефону во время движения будет многократно ужесточено. Во всяком случае, подобный законопроект существует и ожидает соей очереди на рассмотрение. Пока же наказание абсолютно не коррелирует с тяжестью последствий этого административного правонарушения.
Тем не менее, у инспектора ГАИ имеются средства, позволяющие доказать вину любителя телефонных разговоров за рулём:
- это уже упоминавшаяся распечатка детализации звонков конкретного абонента по указанному временному промежутку, предоставленная сотовым оператором,
- показания свидетелей (пассажиров),
- видео- или фотоматериалы, подтверждающие факт разговора во время движения авто.
Сотрудник ГИБДД при составлении протокола админнарушения указывает точное время остановки автомобиля. Затем отправляется запрос тем мобильным операторам, которые обслуживают номера нарушителя (напомним, их может быть несколько). В запросе содержится требование предоставить детализованную распечатку звонков, совершённых в указанное время. Если временные интервалы совпадают хотя бы приблизительно, водителю придётся отстаивать свою невиновность в суде, и его шансы на успешный исход практически будут равными нулю.
Разумеется, это крайняя мера, применяемая сотрудниками ДПС только в том случае, если нарушение было очевидным, а водитель категорически отрицает факт ведения разговоров во время движения.
Опрос свидетелей также позволяет установить степень вины водителя. В качестве опрашиваемых чаще всего выступают пассажиры. Но поскольку они вряд ли будут свидетельствовать против водителя, стоит упомянуть о мере их ответственности за дачу неправдивых показаний. Свидетелями могут быть и другие водители, которые были остановлены ранее и имели возможность наблюдать факт использования смартфона воочию.
Фотосъёмку представить в качестве доказательства вины тоже можно, но самым явным и достоверным свидетельством правонарушения будет фиксация его посредством видеосъёмки.
Напротив, предоставление водителем записи видеорегистратора может доказать его невиновность, если устройство, кроме видеокартинки, регистрирует и звуки.
Отметим также, что отправка СМС не является разговором, но она также подпадает под действие пункта 2.07. Доказать переписку по мобильнику можно теми же способами, а вот видеорегистратор в этом случае водителю уже не поможет. Сами водители должны понимать, что отправка СМС гораздо опаснее разговоров, поскольку в этом случае и внимание, и взгляд водителя будут постоянно отвлекаться от своих непосредственных обязанностей. Согласно тем же исследованиям, о которых мы упоминали в начале статьи, написание и отсылка среднего текстового сообщения отбирает у водителя в общем около 6 секунд, и этого оказалось достаточно для увеличения вероятности возникновения аварийной ситуации вшестеро.
Что предпринять, если требуется ответить на очень важный звонок
Правила на этот счёт не делают исключения: штраф за использование телефона за рулем будет назначен независимо от степени срочности или важности входящего звонка (равно как и исходящего).
Впрочем, такая возможность у водителя имеется, причём вполне легальная: ему нужно остановить автомобиль, не нарушая при этом правил, регламентируемых разметкой и дорожными знаками, после чего спокойно ответить или совершить звонок. Если нужно только услышать голос звонящего, достаточно включить на телефоне режим громкой связи – он присутствует даже на очень старых моделях.
Если же требуется двустороння связь, то без остановки совершить разговор тоже можно, но для этого придётся обзавестись Bluetooth гарнитурой. Если остановиться невозможно, а гарнитура отсутствует, остаётся только проигнорировать входящий звонок. В принципе звонящий должен знать, что его собеседник – активный водитель и может находиться в момент звонка за рулём. Водитель же всегда может перезвонить абоненту при первой же представившейся возможности.
Наказание за использование телефона в автомобиле
Согласно статье 12.36.01 КоАП, водитель, который разговаривает в движущемся транспортном средстве, удерживая мобильный гаджет в руке, наказывается 1.5-тысячным штрафом. С учётом того, что данное правонарушение подпадает под действие 50-процентной льготы, размер штрафа может оказаться вдвое меньшим. Впрочем, если бы за это нарушение наказывали всегда, это было бы мощным сдерживающим фактором. Во всяком случае, во многих странах штраф за разговор по телефону за рулем гораздо ощутимее, и к этому нарушению правоохранители относятся с подобающей серьёзностью. У нас же инспектора ГИБДД предпочитают наказывать водителей за гораздо менее серьёзные проступки, если их доказать проще. Например, за отсутствие аптечки, огнетушителя и т.д.
Штраф за переписку по телефону
Мы уже говорили, насколько опаснее использование смартфонов для текстового общения. К сожалению, в последнее время акценты смещаются именно в этом направлении, а закон в этом отношении не делает различия между разговором и написанием текстов. То есть наказание будет тем же – 1500 рублей, уменьшающихся до 750, если водитель заплатит штраф оперативно.
Разумеется, исключить подобные случаи из водительской практики, даже если вы очень дисциплинированы, удаётся не всегда. Представим себе ситуацию, когда вашему шефу срочно требуются цифры из вашего отчёта, причём во время совещания, когда совершить голосовой звонок он не может.
Что вам остаётся делать, если остановиться негде? Рисковать, набивая текст и отвлекаясь от дороги? Есть и другой вариант: ответить на СМС голосом. Для этого потребуется установить на смартфон приложение, которое умеет преобразовывать голос в текст. Вам останется только проконтролировать правильность такой транскрибации (именно таким официальным термином обозначается такое преобразование). Отметим, что на обычных телефонах такой фокус вряд ли возможен в силу ограниченности вычислительных ресурсов.
В каких случаях говорить в авто по телефону не запрещено
Универсальный способ избежать штрафа – не нарушать требования ПДД. Впрочем, случаи легального совершения телефонных звонков прямо описаны в Правилах. Это можно делать любым способом, исключающим удерживание мобильного гаджета в руке. Наиболее распространённое техническое средство для этого – использование беспроводной гарнитуры. Возможность вести разговор появляется и при включении режима громкой связи, при условии, что телефон не берётся в руки.
Можно спокойно разговаривать, удерживая смартфон обычным способом и не опасаясь сотрудников ГИБДД, если автомобиль обездвижен. Например, во время стояния в пробке. Многие водители умудряются поговорить и при остановках на светофоре, поскольку в большинстве случаев такой простой длится дольше, чем горит запрещающий сигнал.
Так что приведём несколько советов, которые помогут вам решить проблему мобильной связи в автомобиле:
- ваше мобильное устройство должно поддерживать громкую связь и устройства типа Hands Free,
- если возникла необходимость написать текстовое сообщение или совершить звонок – делайте это во время вынужденных остановок, или совершите остановку машины на обочине специально для этих целей,
- если вас остановил автоинспектор с претензией касательно использования мобилки во время движения, потребуйте от него доказательств. Если у него имеются фото- или видеоматериалы, где факт разговоров разглядеть невозможно, можете смело не подписывать протокол,
- если вы действительно не разговаривали – просто продемонстрируйте свой телефон представителю правоохранительных органов – он тоже человек, и может ошибаться.