У всего есть определённый срок службы, который постепенно истекает. Это напрямую относится и к транспортным средствам. Когда авто достигает определённого уровня износа, его эксплуатация становится некомфортной, а местами даже опасной, слишком невыгодной для владельца. В такие моменты собственник машины хочет снять её с учёта, чтобы больше не платить обязательный и постоянный транспортный налог. Для этого нужно утилизировать транспортное средство, пройдя соответствующую стандартную процедуру. При этом для определённых людей изношенные машины представляют повышенный интерес. Они их восстанавливают, ремонтируют, после чего продают, либо же оставляют себе для личного пользования. И тут возникает закономерный вопрос относительно того, как можно восстановить утилизированные автомобили и допускается ли проведение такой процедуры вообще на законодательном уровне.
Метод восстановления автомобиля после утилизации.
Содержание
Возможность восстановления при утилизации
Начнём с того, можно ли вернуть и затем восстановить машину после проведённой утилизации. Здесь многое зависит от фактического проведения этой процедуры. Если прекратить регистрацию автомобиля, пройдя формальные этапы утилизации, далеко не факт, что транспортное средство действительно физически уничтожат. И здесь не совсем понятно, можно ли восстановить авто и снова поставить его на учёт в ГИБДД. Довольно часто в наше время утилизацию начинают для того, чтобы снять с учёта автомобиль. Это избавляет владельцев от транспортных налогов. При этом в действительности транспортные средства не уничтожают. Ситуация становится более запутанной, поскольку не совсем понятно, как можно поставить на учёт уже утилизированный автомобиль. Здесь требуется обратиться к действующему законодательству.
Не все автолюбители знают о своих правах в полной мере. Отсюда и возникает огромное количество вопросов относительно утилизации и обратной постановки на учёт снятого с регистрации автомобиля. Учитывая действующие законы, иногда сотрудники ГИБДД могут отказать заявителю в восстановлении авто. Хотя тут важно понимать, что действуют они неправомерно. Основанием для такого решения не в пользу человека, желающего поставить утилизированную машину на учёт, является приказ МВД, опубликованный под номером 1001 ещё в конце 2008 года. В 13 пункте этого документа говорится о том, что утилизированные транспортные средства действительно нельзя заново регистрировать.
Но они почему-то забывают про новые законы, которые приняли в МВД уже в 2011 году. Здесь появились крайне важные поправки, позволяющие определить утилизированные машины. Транспортное средство будет считаться таковым только при условии, что имеются следующие документальные подтверждения:
- заявление, написанное со стороны владельца транспортного средства, где прописывается факт самостоятельного проведения им процедуры утилизации, то есть уничтожения,
- справка, которую выдаёт центр утилизации, либо же это может быть справка из пункта, где ТС принимали как металлолом,
- свидетельство, подтверждающее утилизацию, которое выдаётся в рамках действующей государственной программы.
Другими словами, нужны документальные подтверждения факт не просто утилизации, а физического уничтожения автотранспорта. Но если утилизация в прямом понимании этого слова произведена не была, это даёт полное право восстановить регистрацию автомобиля. Потому, когда речь заходит о возможности постановки на учёт утилизированного авто, подразумевают только формально списанные машины. При физической целостности транспорта никто не должен запрещать проводить повторную процедуру регистрации. Разумеется, делается это при условии надлежащего технического состояния. Если же заявителю говорят о том, что восстановление невозможно согласно 13 пункту представленного закона, то здесь следует сослаться на факт аннулирования этого акта Верховным судом.
Инициаторы
Многих интересует, кому вообще нужно восстанавливать машины, которые уже якобы списали в утиль, и они непригодны для дальнейшей эксплуатации. По факту не все автомобили износились настолько, чтобы не иметь возможности их реставрировать, или провести небольшой ремонт. Есть достаточно большое количество людей, которые готовы взяться на ремонтно-восстановительные работы потенциально очень привлекательных, раритетных или просто дорогих транспортных средств. Почему они оказались в списке утилизированных, вопрос уже второстепенный. Некоторые просто воспользовались государственной программой для покупки нового авто, другие попали в ДТП, и не видят смысла в дорогостоящем восстановлении, и пр. Причин довольно много. Но важно учесть, что вероятность восстановления машины, которую утилизируют по государственной программе, очень низкая. В их отношении действуют довольно жёсткие ограничения.
Предположим, что человеку понравилась списанная машина, которую он хотел бы восстановить. Но не совсем понятно, как это сделать, поскольку владелец не он, и никаких документов на авто у него нет. Самым простым и эффективным способом будет обращение к последнему владельцу, который прописан в техническом паспорте и писал заявление на утилизацию. Право на восстановление есть только у законных автовладельцев. Но далеко не каждый согласится заниматься всеми этими формальными процедурами. Потому приходится искать альтернативные решения. Здесь есть 2 основных варианта:
- Привлечь хозяина финансово. Ему выдаётся сумма денег для восстановления, а также определённое вознаграждение за согласие вам помочь, занимаясь всеми формальностями.
- Оформить доверенность. По этому документу можно передать права на распоряжение ТС. Тем самым не придётся привлекать прежнего владельца.
Большинство выбирают вариант с доверенностью, поскольку она даёт возможность всеми вопросами заниматься самостоятельно, а не пытаться согласовывать всё с владельцем, затягивать процедуру из-за его отсутствия и пр. Не стоит исключать ситуацию, при которой интересующий автомобиль окажется достаточно старым. Его давно утилизировали, а потому отыскать владельца намного сложнее. Некоторые сразу опускают руки, считая, что машина утрачена, и вернуть её на дороги общего пользования уже не получится. Но и здесь есть возможность провести восстановление машины даже после длительной, но всё так же формальной утилизации без физического уничтожения транспортного средства.
Чтобы отыскать автовладельца, следует обратиться в ГАИ с заявлением. Сделав запрос, придётся некоторое время подождать. Бывает так, что заявитель не получает ответа, про хозяина нет никаких сведений. Тут придётся действовать через суд. Именно эта инстанция может признать заявителя новым владельцем транспортного средства. Чтобы стать им, нужно провести расследование. Этим занимается ГИБДД. При отсутствии результата следует ожидать 6 месяцев, после которых суд из-за отсутствия хозяев или наследников, претендующих на авто, признает заинтересованного в восстановлении машины новым собственником. Это позволит наконец-то приступить к процедуре постановки утилизированного автомобиля на учёт.
Необходимые документы
Уже становится более понятно, как восстановить машину, которую взяли из утилизации. Для начала потребуется отыскать владельца или стать полноправным собственником этого транспортного средства. Поскольку машине физически не утилизируется, заняться её реставрацией можно. Но только при условии наличия соответствующих документов на машину вам удастся её эксплуатировать. В связи с этим восстановление после формальной утилизации допускается с наличием пакета документов. Собрав все бумаги, вам уже никто не будет препятствовать заниматься автомобилем. Но нужно ещё получить одобрение от ГИБДД. Потому рекомендуется ответственно подойти к подготовке документации и предъявить всё необходимое. Пакет документов состоит из:
- паспорта транспортного средства,
- гражданского паспорта автовладельца,
- заявления, которое пишется на имя начальника отделения ГИБДД, куда подаются бумаги,
- чека об оплате пошлины,
- оформленного страхового полиса,
- регистрационного свидетельства.
С заявлением вам могут помочь на месте. Либо же возьмите любой подходящий образец для наглядности. Главное – внести в заявление данные о номерных знаках, годе выпуска, марке транспортного средства, номерах двигателя и кузова.
Важно учесть, что в случае повторного постановления на учёт по такой схеме оставить прежние номера уже не получится. Когда заявление одобрят и удастся восстановить автотранспорт, то в ГИБДД выдадут новый комплект номерных знаков.
Последовательность действий
Для восстановления утилизированных автомобилей главными моментами можно считать необходимость доказать формальное списание без физического уничтожения, а также найти владельца, готового помочь в постановке на учёт. Весь процесс можно условно разделить на 3 этапа:
- Заявление и подача документов. Когда все предыдущие подготовительные действия выполнены, остаётся заняться непосредственной самой процедурой восстановления. Для этого готовится пакет документов согласно приведённому выше списку, а также заполняется заявление с указанием всей необходимой информации о транспортном средстве.
- Осмотр и экспертиза. Если документы приняли, и к ним не возникло никаких вопросов, важный этап считается пройденным. Теперь нужно убедиться, что восстанавливаемый автомобиль соответствует определённым параметрам безопасности. Ошибка многих заключается в том, что заявители приезжают на утилизированном и ещё не восстановленном автомобиле. Никогда так не делайте. Используйте только эвакуатор, поскольку пока находиться за рулём этой машины категорически запрещено. Вы рискуете получить солидный штраф. Даже если фактически автомобиль исправен, это не даёт права им управлять.
- После экспертизы и сверки всех номеров согласно предоставленным документам и по электронным базам данных, заявителю останется только дождаться приглашения для получения новых документов и комплекта номерных знаков.
Не стоит забывать об обязательном полисе автострахования. ОСАГО следует оформлять непосредственно после того, как на транспортное средство были получены документы и оформлены на имя заявителя. В настоящее время стоимость такого оформления вместе с новым паспортом транспортного средства и комплектом государственных регистрационных знаков стоит около 3,3 тысячи рублей. Ещё около 900 рублей стоит внесение изменений о владельце в ПТС. Чтобы это сделать, придётся написать в ГИБДД соответствующее заявление.
Средняя стоимость всех процедур, связанных с восстановлением формально утилизированного транспортного средства, учитывая затраты на страховку, может составить до 10 тысяч рублей. Но каждая ситуация индивидуальна. Кому-то приходится платить больше, другим удаётся решить все вопросы за меньшую сумму денег. В определённых ситуациях процедура повторной постановки на учёт ранее утилизированного автомобиля является достаточно трудоёмкой и продолжительной. На это уходит много времени, сил, и не так уж мало денежных средств. Но порой все затраты себя полностью оправдывают. Машина может оказаться довольно дорогой или даже коллекционной. Тогда после её восстановления удастся заработать солидные деньги.
Есть и те люди, которые занимаются такими делами для собственного пользования реабилитированным автомобилем. Когда машина в хорошем состоянии, требует относительно несложного ремонта, тогда имеются все основания для того, чтобы потратить деньги и время, но стать полноправным владельцем машины. Это будет намного дешевле и выгоднее, чем покупка нового транспортного средства.
Большое значение играет техническое состояние, возможность реально за небольшие деньги вернуть авто к жизни. Если есть объективные причины заняться восстановление, порой не стоит терять такой шанс. Но к самой процедуре обратной постановки на учёт нужно подойти очень внимательно. Наиболее сложными из-за больших временных затрат являются ситуации, когда не удаётся отыскать прежнего владельца.