Режим труда и отдыха водителей: основные правовые положения на 2018 год

Грузовые и пассажирские транспортные средства относятся к категории тяжёлых и являются прямым источником повышенной опасности. Законодательные нормы регулируют длительность пребывания водителя за рулём, как в случае с автобусами и грузовиками, так и при управлении легковым автомобилем. Как режим труда и отдыха водителей влияет на безопасность пассажиров, и сколько времени можно находиться за рулём? Виды отдыха и предъявляемые к ним требования.

Составление рабочего графика

График работы составляется на месяц и включает рабочие дни с учётом начала и завершения смены, время на перерыв для обеда и отдыха, выходные дни и специальные перерывы для определённых категорий водителей. Учёт рабочего времени может быть ежедневным или суммированным.

Ежедневный учёт

Пределы, которыми определяется длительность рабочего дня, регулирует приказ Минтранса 15. Ежедневный учёт предполагает работу водителя согласно традиционной 40-часовой неделе. При 5 рабочих днях длительность смены не должна превышать 8 часов. При 6 рабочих днях, длительность смены не должна превышать 7 часов. Эти 7 часов включают не только конкретно время пребывания за рулём, но также время, которое водитель тратит на выполнение других рабочих обязанностей. Подробнее данные нюансы будут рассмотрены в разделе «Рабочее время водителя».

Суммированный учёт

При суммированном учёте допускаются расхождения в длительности рабочего дня. Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но если посчитать количество рабочих часов за месяц, они должны укладываться в нормы. Схема подсчёта в данном случае более сложная, и учитывать рабочие часы можно как за месяц, так и за сезон в определённых случаях. Речь идёт о ситуациях, когда установленную еженедельную или ежедневную норму выполнить не удаётся.

Сезонная продолжительность учётного периода до 6 месяцев допускается, если составляется режим труда и отдыха водителей автобуса, если они перевозят пассажиров и работают в курортной местности. Также это водители, деятельность которых связана с сезонными работами.

При введении работодателем суммированного учёта, мнение представительного органа сотрудников обязательно должно учитываться, а продолжительность рабочего времени за весь период также должна соответствовать норме по количеству рабочих часов. Ограничения в данном случае всё равно есть. Это максимальная длительность рабочего дня, не превышающая 10 часов и определённые исключения, когда рабочий день может достигать 12 часов.

К исключениям относятся следующие виды занятости:

  • перевозки на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских транспортных средствах;

Поскольку и суммированный, и ежедневный учёт должны включать рабочее время водителя и его время на отдых (все виды перерывов), следует более детально ознакомиться и с этими составляющими.

Рабочее время водителя

Общий объём рабочего времени состоит не только из периода, когда водитель находится за рулём ТС, но также из следующих временных периодов.

  1. Управление машиной.

Дни непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях, а на нормальную продолжительность рабочей недели ориентируются при установке продолжительности и количества рабочих смен.

Продолжительность ненормированного рабочего дня может быть любой, но в неделю водитель должен работать не более 40 часов.

Использование тахографа

Использование тахографа позволяет контролировать режим работы водителя путём установки данного устройства на транспортное средство. Происходит регистрация маршрута движения машины и её скорости с учётом трудового графика сотрудника, который транспортным средством управляет. Установка тахографа является обязательной для следующих видов транспорта:

  • грузовые авто с максимальной массой в 3,5 тонны;

Тахографы без криптозащиты, установленные до марта 2014 года, в 2018 году использовать нельзя.

Штрафные санкции

Согласно положению о времени на работу и отдых, отсутствие тахографа ведёт за собой наложение штрафных санкций в размере 1 3 тыс. руб. для граждан и водителя и 5 10 тыс. для должностного лица или предпринимателя (читайте больше о штрафе за отсутствие тахографа).

Обязательно оговаривайте с работодателем заранее все нюансы и сомнительные вопросы перед приёмом на работу, чтобы избежать штрафов и иметь возможность работать в максимально комфортных и безопасных условиях как для себя, так и для пассажиров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе