Некоторые водители производят затемнение стекол автомобиля, упуская из виду действующие правила и законодательные нормы, установленные для легкового транспорта.
Сотрудники ГИБДД для исполнения норм законодательства останавливают автомобили с тонированными стеклами и после проведения тщательной проверки затемнения выписывают штраф с требованием устранить замечания в кротчайший срок.
Содержание
Размер штрафов за тонировку, действующий в настоящее время
В этом году инспектора имеют право наложить взыскание на водителя транспортного средства за нарушение затемнения стекол, с несоблюдением действующего ГОСТ в размере – 500 руб. Данная мера регламентируется законодательным актом КоАП РФ ст.12.5 ч. 3.1.
При проверке светопропускной способности стекол инспекторы ГИБДД руководствуются данными содержащимися в ГОСТ 32565-2013, где указано допустимое значение -70 %. Подобные нормы также содержатся в Регламенте Таможенного союза (приложение 8 п.4.3).
За нарушение тонировки на водителя может быть наложено взыскание в размере 500 руб.
В ближайшее время предполагается внесение изменений в законодательство РФ в сторону повышения ответственности и увеличения сумм штофа за неправильную тонировку в 3 раза до 1500 руб.
За вторичное нарушение затемнения предлагается наказывать штрафом в 5000 руб. Дополнительно может наложено взыскание в виде ареста с привлечением к выполнению общественных работ сроком до 15 суток.
Повторный штраф за тонировку
По действующему законодательству согласно КоАП ст. 12.5 ч.3.1 за вождение автомобиля с затемненными стеклами не соответствующими ГОСТ может быть наложен штраф 500 руб. с предоставлением возможности устранить нарушения в течение 10 дней.
При невыполнении предписания в указанный срок при повторном нарушении сумма штрафа увеличивается до 1000 руб. с возможностью привлечения к общественным работам в течение 15 суток по решению суда.
Почему запрещена тонировка стекол?
По действующим регламентам светопропускная способность остекления автомобиля должна составлять:
- Переднего лобового – не менее 70%.
- Боковых передних не менее 70%.
- Заднего и боковых пассажирских – нормы не установлены.
Допускается монтаж тонирующей пленки или нанесение затемняющего слоя шириной не более 14 см.
Необходимо также учитывать, что светопропускание автомобильных стекол составляет 90-95%, значение которого необходимо учитывать при нанесении покрытия тонировки.
Тонировка производится 2-мя способами:
- С помощью наклейки специальной тонирующей пленки на стекло автомобиля с внутренней стороны.
- Путем нанесения тонкого слоя металла или специального полимера.
Затемнение позволяет повысить безопасность имущества находящегося в автомобиле. Обеспечивает создание комфортных условий в салоне автомобиля для пассажиров. Позволяет в меньшей степени расходовать энергоресурсы автомобиля на охлаждение салона.
При оценке стекла используются два основных показателя:
- светопропускание – это способность пропускать солнечный свет без потери,
- тонировка – специальное покрытие, которое задерживает проникновение солнечного света в салон автомобиля.
При наличии тонировки значительно ухудшается круговой обзор для водителя особенно в утренние и вечерние часы, что может привести к аварийной ситуации.
Тонированные стекла обладают отражающей способностью, что способствует созданию бликов при попадании света от фар автомобилей и фонарей уличного освещения.
При несении постовой службы для личного состава ГИБДД значительно усложняется процедура идентификации пассажиров и водителя в салоне автомобиля.
Как провести замер тонировки стекол?
При несении службы инспекторы ГИБДД используют для проверки тонировки специальный прибор тауметр.
Наиболее хорошо зарекомендовали в ходе повседневной эксплуатации модели приборов:
- «Свет»,
- «Блик»,
- «Тоник».
Модели «Блик» и «Тоник» используются для измерения тонировки стекол толще 7.5 мм.
Особенностью данных приборов является их универсальность, позволяющая производить замеры в течение всего периода суток.
Конструкция приборов выполнена по 2-х блоковой системе и состоит:
- осветителя,
- фотоприемника.
Инспектор с помощью излучателя освещает проверяемый участок стекла одновременно с обратной стороны, устанавливает фотоприемник, который фиксирует световой поток, проходящий через тонированный участок с отображением результата на дисплее.
Перед началом измерения проводится настройка прибора путем предварительной калибровки.
Какие действия осуществляются при замене тонировки?
Для проведения процесса измерения затемнения необходимо выполнить определенные действия:
- Протереть сухой ветошью стекло автомобиля с обеих сторон.
- Проверить работоспособность тауметра.
- Необходимо также учитывать, что нельзя проводить замеры тонировки при тумане и дожде, температуре окружающего воздуха ниже -10*С и выше + 40*С.
- Значение светопроницаемости стекол производится путем измерения показателя проводимости с повторением 3 раза и вычислением конечного результата путем нахождения среднеарифметического значения.
Питание прибора может осуществляться за счет встроенного аккумулятора или путем подключения к бортовой сети автомобиля напряжением 12 В.
Допускается использование приборов в обязательном порядке имеющих сертификат соответствия и прошедший метрологическую проверку.
При неисправности прибора водитель может потребовать проведение повторной проверки в присутствии 2-х свидетелей или внести в протокол свое особое мнение с указанием нарушений допущенных в ходе действий, связанных с замерами.
Допускается фиксация процесса измерения тонировки на смартфон с использованием в ходе дальнейшего разбирательства.
Норма тонировки стекол по ГОСТ
На сегодняшний день действуют нормы тонировки стекол автомобиля:
- переднего лобового – 70 %,
- передних боковых – 70 %,
- заднего и боковых задних пассажирских – не нормируются.
Для расчета общей светопроницаемости можно использовать формулу:
Со = Сст х С пл. где Со – общая светопроницаемость, С ст. – светопроницаемость стекла, С пл. – светопроницаемость защитной пленки или напыления.
Данные нормы установлены правовыми актами: ПДД, Техническим регламентом по безопасности эксплуатации автомобиля ГОСТ 32565-2013.
При нанесении тонировки установлены следующие ограничения:
- Категорически запрещено применять зеркальную тонировку стекол автомобиля.
- Тонировка допускается с соблюдением норм, установленных для легковых автомобилей.
- Разрешена установка тонированной полосы шириной не более 14 см на лобовое стекло.
- Разрешено производить тонировку заднего стекла при наличии 2-х боковых зеркал заднего вида.
Как избежать штрафа за тонировку?
Из сложившейся практики эксплуатации автомобильного транспорта с тонированными стеклами необходимо учитывать следующие аспекты:
- В большинстве случаев суды при разборе вынесенных штрафов поддерживают ГИБДД.
- При рассмотрении дел, часто одна из сторон требует провести повторную экспертизу.
В случае остановки автомобиля инспектором ГИБДД за неправильную тонировку водителю необходимо:
- Провести детальную фиксацию всех действий инспектора.
- Зафиксировать процесс измерения тонировки стекол.
- Проверить прибор, используемый инспектором на наличие обязательных пломб, сертификата.
На основании собранного материала можно выявить несоответствие действий инспектора ГИБДД, действующим правовым нормам и оспорить выписанный штраф в суде.
Выполнение норм тонировки позволяет избежать штрафов. Правильная тонировка создает в салоне комфортные условия для пассажиров и снижает потребность в работе кондиционера. Защищает обивку салона и сидений от ярких солнечных лучей, предотвращая нагревание сидений и приборов.
Помимо тонировки стекол можно провести тонировку осветительных приборов. Но необходимо учитывать, что фары и габаритные огни должны соответствовать требованиям правил, соответствующих для легковых автомобилей.