Аквапланирование (глиссирование) — это проблема для всех автомобилистов, которые выезжают на дорогу после дождя. Этот эффект является опасным, поэтому с ним нужно детально ознакомиться. Каждый водитель должен о нём знать, соблюдать правила езды на мокрой дороге и помнить о последствиях, которые могут быть вызваны неаккуратными действиями.
Как действовать при аквапланировании.
Содержание
Понятие эффекта аквапланирования
Эффект аквапланирования связан с потерей покрышками способности сцепляться с дорожным покрытием. Причиной такого явления выступает водная пленка, которая покрывает дорогу. В момент движения транспортного средства по дороге при соблюдении определённого скоростного режима возникает гидродинамический клин. Он отрывает колесо от дорожного полотна. В таком случае управление автомобилем становится затруднительным. Аквапланирование часто путают с эффектом скольжения. Хоть возникают эти явления в похожих условиях, но суть у них разная, автомобиль реагирует по-разному, равно как и действия водителя также отличаются. Допустим, сцепление на сухой дороге будет равняться единице. На снежном и грязном покрытии этот показатель снизится до 0,5.
При аквапланировании сцепление будет равно 0. Этот пример должен наглядно показать суть явления и продемонстрировать его опасность.
Опасность аквапланирования
Главный риск аквапланирования заключается в потере автомобилем управляемости. Он становится неконтролируемым, совершенно не реагирует на действия водителя. Такая ситуация нередко становится причиной серьёзных ДТП, в которых бывает задействованным большое количество машин. Избежать жертв в таких ситуациях можно лишь в очень редких случаях. Даже скользкая дорога не является такой опасной, как мокрое покрытие. На скользкой поверхности сохраняется сцепление покрышек, пусть оно минимальное, но всё же присутствует.
При глиссировании покрышка полностью отрывается от дороги и вообще не сцепляется с дорогой. Протектор не успевает своевременно отводить воду из точки соприкосновения с дорогой, особенно если он изрядно полысел. Тормозной путь существенно увеличивается, что делает колеса ещё более неустойчивыми. Каждый водитель должен осознавать опасность аквапланирования и обязательно соблюдать осторожность при движении по мокрым дорогам.
Причины аквапланирования
Не всегда возникает эффект глиссирования, поскольку для его образования необходимо наличие некоторых условий. Если знать и всегда помнить о причинах, по которым возникает явление аквапланирования, то можно избежать образования опасной ситуации на дороге.
- Скоростной режим в пределах 70 — 100 км/ч является критическим. Он зависит от других факторов, поэтому может меняться в большую или меньшую сторону. При стечении определённых обстоятельств глиссирование может начаться даже при 40 км/ч.
- Тип и качество дороги подразумевает целый ряд характеристик:
- зернистость (на гладкой дороге вероятность образования аквапланирования автомобиля будет существенно выше),
- равномерность распределения материала определяется соблюдением правил укладки асфальта,
- наличие дренажной системы и её эффективность.
- Особенности погодных условий и толщина плёнки воды на дороге. Чем больше воды, тем выше вероятность образования водяного клина.
- Рельефные характеристики протектора — это, по сути, степень его изношенности и затёртости. Этот параметр играет большую роль в образовании водяного клина. Для каждой категории автомобиля имеется рекомендуемая глубина протектора. Если этот параметр не будет соблюдаться, то риск аквапланирования будет возрастать в геометрической прогрессии. Например, для легковых автомобилей минимальная высота протектора составляет 1,6 мм. Если показатель меньше, то резину можно признавать «лысой» и опасной для движения. При высоте протектора 1 мм. площадь сцепления колеса с дорогой снижается до отметки в 11%. Это ничтожно мало. Езда на таких колёсах ставит под угрозу не только вашу жизнь, но и тех водителей, которые передвигаются в близости от вашего авто.
- Уровень давления воздуха не должен быть низким, поскольку в таком случае площадь пятна контакта также будет сниженной. Это условие хоть и является второстепенным, но всё же при его несоблюдении вероятность глиссирования возрастает.
- Степень изношенности амортизаторов — ещё одна второстепенная причина, которая оказывает влияние на образование эффекта аквапланирования.
Как избежать аквапланирования?
Каждый водитель может избежать такой неприятной и опасной ситуации, если будет соблюдать ряд несложных правил:
- Состояние шин необходимо периодически проверять и адекватно оценивать. Особенное внимание уделяется глубине протектора. Если шины наполовину стёрлись, то необходимо задуматься об их замене, поскольку их способность отводить воду из пятна контакта теряются на 70%.
- Во время движения требуется следить за состоянием и качеством дороги. Особую опасность несут гладкие и ровные дороги. С виду они всегда кажутся лишь слегка влажными, но зачастую это является зрительным обманом. На таком полотне колёсам не за что цепляться и автомобиль может круто занести. Наличие на дороге колеи, оставленной грузовиками, должно служить предупреждающим знаком. В таких узких колеях автомобили часто поддаются глиссированию, причём происходит это в самый неожиданный момент.
- Передвижение в дождливую погоду должно осуществляться только на низкой скорости. За верхнюю границу можно взять отметку в 50 км/ч. И это при условии наличия хорошей резины.
- Соблюдать сезонность в использовании резины: летние шины катаем только в тёплое время года, с приближением зимы переобуваем автомобиль.
- Любую лужу необходимо преодолевать исключительно по прямой. Такое правило объясняется разницей эффективности отвода воды в продольном и поперечном направлении. В первом случае вода отводится с пятна контакта лучше и быстрее.
Действия при возникновении аквапланирования
Если уж так вышло, что автомобиль попал в гидродинамический клин, то нужно действовать чётко, быстро и грамотно. Ошибкам места нет, поскольку ситуация очень опасная и может забрать человеческие жизни. Ниже мы расскажем, что делать при аквапланировании. Эту информацию необходимо выучить, чтобы можно было быстро отреагировать и исправить ситуацию.
- Нельзя поворачивать руль, более того его нужно всеми силами удерживать в первоначальном положении. Поверьте, это может быть очень сложно, поскольку при контакте колёс с твёрдым и устойчивым основанием руль может быть круто вывернут. Действия водителя кардинально отличаются от тех, которые должны предприниматься во время скольжения. В этом заключается главная сложность, поскольку у каждого водителя присутствует большой соблазн вывернуть руль. При таких действиях занос не будет погашен, а лишь наберёт свою силу.
- Рабочий тормоз не задействуем, для остановки движения используем торможение двигателем.
Вот и все правила, которые должен всегда помнить водитель. Их всего два — не крутим руль и тормозим двигателем, а не рабочими тормозами.
На дороге водителя подстерегает много опасных ситуаций. Одной из них является вероятность появления эффекта аквапланирования. А поскольку вы уже предупреждены о способах устранения вероятности наступления такого эффекта и знаете о правильных действиях, то вам аквапланирование, или глиссирование, не страшно.