Безопасность автомобиля – вопрос относительный. С каждым годом технологии обеспечения всё большей безопасности на дорогах становятся совершеннее и совершеннее. Торможение, разгон, предупреждение столкновения – всё это изучается лучшими инженерами, которые стремятся к недостижимому идеалу – полной безопасности.
Любой современный автомобиль представляет собой венец инженерной мыслей на момент утверждения модели. Множество разнообразных изобретений прячутся под не менее технологичным дизайном.
Один из таких пунктов безопасности гласит о том, что пробуксовка машины – злейший враг любого водителя. Для предупреждения пробуксовки много лет назад были придуманы специальные антипробуксовочные технологии. За годы механизм постоянно изменялся и усовершенствовался. На данный момент — это не просто механизм, а целый комплекс из нескольких более простых. Антипробуксовочная система – герой этой статьи.
Содержание
Что такое антипробуксовочная система
Антипробуксовочная система, для краткости обозначаемая аббревиатурой АПС, один из важнейших элементов вторичного уровня по обеспечению безопасности транспортного средства. Работает это устройство всегда только в комплексе со специальным атиблокатором для тормозов, который не даёт автомобилю уходить в занос на скользком или мокром покрытии.
Применяется на любом типе автомобилей – от пользовательских легковых до специализированных грузовых и рабочих внедорожников. На сырой дороге после дождя, оттепели или заморозков, противобуксовочная система, которая работает на электрогидравлических элементах, работает на сохранение сцепления между колесами и дорожным полотном, осуществляя его за счёт постоянного контроля ведущей пары колес автомобиля.
Существует очень много антибуксовочных систем, каждому из которых отдаётся предпочтение своим производителем. Например, распространены следующие:
- ASR активно используют ведущие производители автомобилей бизнес-класса, такие именитые фирмы, как Мерседес, Фольксваген, Ауди.
- Их ближайший конкурент, BMW, предпочитает ставить в свои автомобили системs ASC и DTC.
- Японский лидер Toyota – преданный поклонник TRC и их ответвления A-TRAC
- Опель массово использует
- Range Rover использует в базовой комплектации противобуксовки от ETC.
- Volvo много лет сотрудничает с STC.
- Honda активно развивает направление закупок в TCS.
Такое многообразие говорит о том, что на рынке противобуксовочных систем нет монополии или признанных лидеров. У каждой из указанных выше фирм есть свои плюсы и минусы, которые позволяют им конкурировать с остальными игроками рынка практически на равных.
При различающихся нюансах сама форма конструкции имеет схожие параметры. Ну а суть их действия и вовсе везде одинакова. В нашей статье мы рассмотрим наиболее часто встречающуюся систему от фирмы ASR. Выбор этой фирмы такими признанными гигантами, как Mercedes и Audi, должен обозначать продуманность конструкции и общую надёжность системы.
Как вообще работает противобуксовочная система и на чем строится её надёжность
Итак, суть действия ASR довольно простая, её цель погасить потерю тяги во время движения, которая может наблюдаться в колесах любого автомобиля, от совсем легковесного до тяжёлого грузового транспорта.
Электрогидравлическая система должна обеспечить контроль за двигателем и тормозами на протяжении всего движения, в том числе и тогда, когда условия движения даже хуже, чем просто неблагоприятные. Некоторые водители не могут вовремя увидеть ухудшение условий движения и слишком быстро набирают скорость. При достижении определённого показателя ускорения, которое считается чрезмерным, колёса начинают проскальзывать – сначала незаметно, а дальше, если водитель вовремя не почувствовал это и не остановился, уже сильно. Это влияет на управляемость и может привести к сильной аварии.
Умная антипробуксовочная система ASR самостоятельно следит за тем, насколько хорошо колеса взаимодействует с дорожным полотном. Она добавляет контроля действует и даёт возможность водителю сглаживать последствия своей невнимательности.
Многие водители замечают, что использование такой антипробуксовки негативно сказывается на производительности транспортного средства, однако действительно заметить это в условиях использования автомобиля можно только в том случае, если транспортное средство действительно относится к высокопроизводительным профессиональным автомобилям.
Пользу же от контролирующей системы переоценить очень сложно – это отличный гарантийный механизм, который страхует начинающих и невнимательных водителей, а также является просто неоценимым помощником в тяжёлых погодных условиях. Известны случаи, когда противобуксовка спасала водителей в чрезвычайных ситуациях, помогая избежать аварии при экстренном торможении и сохранить автомобиль подконтрольным на мокрой или обледеневшей дороге.
Технологии почти 30 лет – первые системы этого типа были установлены в автомобилях ещё в начале девяностых. Работая в связке с антиблокировкой ABS, используемой на современных тормозах, этот комплекс мер безопасности значительно повышает надёжность автомобилей и снижает вероятность аварии.
Другие типы противобуксовочных механизмов
Японский лидер авторынка Toyota предпочитает немного другой механизм, от фирмы TRC. На сегодняшний день многие эксперты признают, что система является, возможно, самой современной и надёжной.
Принцип работы не отличается от предшественника с одним нюансом, если ASR работает только в связке с ABS, то противобуксовочная система TRC использует для координации все системы безопасности автомобиля. На данный момент аналога такого механизма нет.
Принцип работы антипробуксовочной системы ESP очень похож на принцип работы рассмотренного предшественника, но есть некоторые нюансы, связанные с использованием более дешёвых и доступных элементов, так как субсидируемая японским лидером TRC имеет огромные преимущества по части доступности используемых материалов. В любом случае это отличная безопасная система, которая работает с опорой на множество современных принципов.
Минусы системы
Конечно же, не обошлось и без подводных камней. Так, например, использование абсолютно любой противобуксовочной системы приводит к тому, что двигатель начинает работать менее эффективно.
Водитель получает меньше контроля – часть, хоть и небольшая, уровня принятия решений, всё же передаётся автоматике. Чаще всего она бывает права и такое решение оправдано, но иногда бывает ситуация, когда автоматика тоже ошибается.
При использовании в связке с ABS наблюдается небольшое увеличение тормозного пути. К этому водителю надо привыкнуть, на это требуется время.
Иногда из-за очень плохой дороги работа систем безопасности становится некачественной, иногда механизмы просто не срабатывают. Низкие скорости тоже влияют не в лучшую сторону – неоднократно отмечалось, что многие механизмы плохо работают или вообще не срабатывают на низких скоростях.
Несмотря на то, что недостатки присутствуют, применение противобуксовочной системы на сегодняшний день более чем оправдано. Автоматика обычно не ошибается, вовремя срабатывает и помогает избежать многих неприятных и даже опасных случаев. Водитель, который садится за руль, должен понимать, что множество лучших умов инженерной мысли проектировали для него устройства, которые повышают безопасность передвижения автомобиля на дороге. И, если что-то было включено в комплектацию автомобиля, это было сделано не просто так.
Как отключить антипробуксировочную систему
Однако иногда все же случаются ситуации, когда отключение антипробуксовочной системы вполне оправдано. Многие водители задаются вопросом – как это сделать? Вопреки расхожим мнениям для этого не надо лезть внутрь механизмов.
Отключение противобуксовочной системы на время производится с помощью программного обеспечения, обеспечивающего управление автомобилем. Для этого надо просто выбрать нужный пункт меню. А затем, когда потребность в механизме снова появится, точно также через меню систему надо будет включить.
Таким образом, отключение противобуксира не угрожает целостности и безопасности систем автомобиля, предусматривается в варианте «из коробки» и не требует специальных знаний. Что, несомненно, является отличной новостью для любого автовладельца.