К числу наиболее оригинальных, эффективных изобретений в автомобильном мире однозначно принадлежит шноркель. Принято считать, что его рождение состоялось в далеком 1910 году, а его «родители» – командир российской подводной лодки «Скат» Николай Гудим и изобретатель Борис Сальяр, который в то время руководил плавающей транспортной мастерской «Ксения».
Именно в стенах этой мастерской и появился первый шноркель, пройдя на «Скате» 19 октября стартовое испытание. Затем такой же конструкцией обзавелась субмарина «Фельдмаршал граф Шереметев». Нынче его аналоги широко применяются не только в автомобилях, получив экзотическое название «оффроад» или «хобот», но и в танках подводного формата. Данный материал посвящен этому важному приспособлению, анализируя, какие принципы его работы, «плюсы» и «минусы» применения, а также как его установить собственными силами, не прибегая к помощи специализированных автомобильных сервисных центров.
Содержание
Что такое шноркель и для чего он нужен
Прежде всего, о самом названии этого необычного приспособления. Оно произошло от немецкого «Schnorchel», что в переводе буквально означает «трубка для дыхания». Визуально его неоднократно видел каждый из нас, а вот о том, для чего он предназначен, знают далеко не все.
Многие интересуются, для чего нужен шноркель, какую функциональную роль в автомобиле он выполняет. Об этом красноречиво говорит уже само название. Так, оно обозначает трубу вохдухозабора мотора, конструктивно вынесенную вверх, за пределы автомобиля. Именно такая труба и даёт понимание того, что такое шноркель для авто и зачем нужен шноркель таким способом двигатель снабжается очень нужным для него воздухом.
С помощью данной дыхательной трубки автомобиль способен уверенно преодолевать броды, избегая попадания в мотор разных видов жидкости. Она препятствует также попаданию грязи в систему воздушного фильтра. Образно говоря, это дополнительный защитник машины от проникновения воды, от гидроудара, который способен вывести из строя любой, даже самый совершенный мотор.
Конструкция и принцип работы
Конструкция шноркеля предельно проста, её составляют труба-корпус и насадка-воздухозаборник. С корпусом насадку соединяет коннектор, изготовленный из плотной, надежной резины, используется для такого соединения также гибкий пластик. Резина или пластик помогают обеспечить герметическое уплотнение даже в тех ситуациях, когда во время движения по некачественной дороге с преградами фиксируются перманентные мощные корпусные вибрации.
Столь ж простой и принцип функционирования насадки. Ей предназначены две главных функции:
- обеспечивать доставку к двигателю чистого, без какой-либо пыли или грязи, воздуха,
- шноркель работает в роли своеобразного сепаратора, который отсеивает водные брызги и дождевые капли, попадающие в шноркель. Поэтому изготовляют его из антикоррозийных материалов.
Как выбрать оборудование
Как и в любом деле, касающейся покупки для автомобиля важного аксессуара, выбирать шноркель надо очень тщательно, учитывая комплекс нескольких ключевых факторов:
- в каких именно условиях он будет эксплуатироваться вместе с машиной. От этих условий зависит выбор материала, из которого смастерен «хобот», обеспечивает ли он надежную герметичную защиту. Также место расположения на машине,
- чётко определившись с тем, где именно он будет установлен, рассматривают варианты его габаритов, размеры шноркеля,
- необходимо учесть ценовой момент. Поскольку диапазон стоимости шноркелей на современном автомобильном рынке весьма внушительный. Так, можно встретить от вполне доступных для обычного бюджета сумм до внушительных цен, совладать с которыми по карману лишь избранным автомобилистам.
Преимущества и недостатки использования
Специалисты определяют следующие аспекты выгоды от применения «хобота»:
- он действенно защищает автомобиль от гидроудара, когда приходится форсировать глубокие водные или грязевые преграды,
- он значительно уменьшает количество пыли, попадающей в систему воздушного фильтра, если автомобиль движется по проселочному, песчаному пути,
- обладая насадкой, он даёт возможность экономить, пусть даже в незначительных объёмах, топливо,
- он оборудован эффективной системой отвода влаги, позволяя автомобилю уверенно чувствовать себя в условиях сильного дождя.
К числу недостатков шноркеля многие называют то обстоятельство, что его установка существенно преображает внешний вид автомобиля, преимущественно ухудшая общее эстетическое впечатление. Однако это, разумеется, дело вкуса, поскольку многим автомобилистам новая конструкция с «хоботом» нравится больше, чем при его отсутствии.
Как установить шноркель
Есть два основных варианта, применяющиеся при желании автовладельца обзавестись таким приспособлением:
- установить шноркель своими руками, что позволит существенно сэкономить финансовый ресурс, однако такой путь требует определенного уровня навыков, знаний, в крайнем случае – присутствия и помощи при установке опытного специалиста. В таком случае тщательно обдумывается, как сделать шноркель, что и где лучше приобрести, какими материалами и инструментами обзавестись,
- второй вариант целиком избавит водителя от решения этих вопросов, так как он может переложить их на профессионалов, неоднократно осуществлявших подобные операции, однако обойдется, естественно, дороже.
Как сделать шноркель знают далеко не все. Для этого потребуется наличие пластиковой или металлической гофры, длина которой около 2 метров, а также герметик, резинки для уплотнения, решётки для вентиляции, хомуты, болгарку и крепления-стяжки. Когда для самодельной конструкции эти компоненты подготовлены, можно приступать к самой процедуре монтажа:
- гофра соединяется в местах состыковок,
- сверлится отверстие, предназначенное для установки гофры. Этот необходимо выполнить к боковой стойке лобового стекла, со стороны водительского места или переднего пассажира,
- высверливается отверстие, местонахождение которого крыло или капот. Через него будет выводиться трубка из моторного отсека,
- верхняя часть трубки изгибается вперёд, затем надевается решётка и фиксируется с помощью самодельного кронштейна,
- отверстия замазываются герметиком, а отверстия для вывода трубки оклеивается резиновыми уплотнителями.
Проблемы, связанные с применением шноркеля
Как показала отечественная практика, применение шноркеля подчас сопровождается нежелательными техническими, иными проблемами. Если, например, такой «хобот» сделан из неустойчивого к низким температурам пластика, зимой он может не выдержать морозов и лопнуть, нарушив герметичность. Если он выдвинут за пределы автомобиля (а это случается нередко), его могут повредить во время движения ветки деревьев и иные посторонние предметы.
Негативный эффект может дать и применение «хобота» с недостаточным сечением, так как оно не сможет обеспечить доступ в двигатель нужного количества воздуха и, как говорят водители, начнет его «душить». Неграмотный монтаж приведет к тому, что под сильным дождем вода может напрямую попасть в двигатель.
Водители нередко задают также вопрос, надо ли легализовать «хобот», как его регистрируют, нужно ли регистрировать вообще. Тут ситуация такая. Поскольку установка приспособления, являясь конструктивным изменением автомобиля, не влияет на безопасность движения, регистрировать его нет необходимости. Что, впрочем, вовсе означает, что когда-нибудь кто-то из сотрудников ГИБДД не начнет по этому поводу с водителем принципиальную позицию, и свою правоту придется отстаивать. Пусть шноркель вашего автомобиля постоянно приносил вам только пользу, но не проблемы!