Участившиеся природные катаклизмы – результат вмешательства человека в экологическое равновесие. Основную роль в этом играют парниковые газы, приведшие к резкому изменению климата. Неудивительно, что учёные забили тревогу и заставили правительства ведущих стран уделить повышенное внимание вопросам экологии, одним из аспектов которых является снижение выбросов летучих газов. Начиная с 90-х годов, в Европе начали действовать нормы, касающиеся ужесточения требований к составу автомобильных выбросов. Добиться этого удалось благодаря введению в состав топлива целого спектра присадок. Но поскольку реальное влияние благодаря принятым мерам оказалось незначительным, стандарты Евро постоянно редактируются. Производители горючего для ДВС вынуждены идти в ногу с этими требованиями, улучшая качество бензина, прежде всего – с точки зрения экологии. Но не оставлены без внимания и другие эксплуатационные характеристики автомобильного топлива. Современные присадки позволяют уменьшить расход горючего и максимально повысить ресурс силовых агрегатов. До недавних пор отечественные производители бензина «плелись в хвосте» данного процесса, но стараниями концерна «Лукойл» дело сдвинулось с мёртвой точки.
Почему стоит выбирать ЭКТО бензин.
Содержание
Бензин ЭКТО 92: что это такое
Появление в 2009 году в линейке бензинов одного из лидеров отечественных производителей моторного топлива продукта под брендом ЭКТО – это поистине эволюционный шаг, поскольку первенец, бензин ЭКТО 92, оказался в целом соответствующим эконстандартам ЕВРО-5. Многие автовладельцы интересуются, что означает ЭКТО в наименовании бензина. Всё оказалось достаточно просто. Расшифровка наименования бренда: ЭК – экологичное, а ТО, соответственно, – топливо. Изначально качество этого продукта существенно превышало техтребования, определяемые Госстандартом, по большинству параметров соответствуя современным европейским экологическим нормативам. Добиться этого удалось благодаря использованию спецпакета присадок, призванных оказывать протекторное действие в отношении всех узлов топливной системы, продлевая ресурс мотора, а также снизить концентрацию особо вредных веществ в составе выхлопного газа.
Разумеется, лукойловцы всё это время и не собирались почивать на лаврах. Технология производства бензина ЭКТО 92 совершенствовалась, и вскоре на автозаправках появилось топливо с ОЧ 95, а затем и высокооктановый продукт – бензин ЭКТО 100, аналог ЕВРО 98. Каждый из вышеперечисленных продуктов ориентирован на своего потребителя. Обладая уникальными эксплуатационными характеристиками, ЭКТО бензины рассчитанными на использование на любых современных ТС, оснащённых ДВС. В состав всех трёх разновидностей топлива включены присадки, обладающие целым букетом положительных качеств, от чистящих и моющих до антикоррозионных. Состав бензинов ЭКТО содержит впятеро меньше бензола и втрое меньше серы, чем обычное горючее. Это позволяет существенно уменьшить концентрацию канцерогенов и сернистых соединений в отработанном газе. Добавление экологичных присадок только усиливает позиции бензина с приставкой ЭКТО с точки зрения борьбы за сохранение чистоты окружающей среды.
Отличия ЭКТО от стандартов ЕВРО
Отечественная нефтеперерабатывающая отрасль никогда не отличалась стремлением соответствовать общемировым тенденциям по части качества конечных продуктов. Большинство НПЗ длительное время производило горючее, которому было далеко до европейских стандартов. А будучи поставленным в розничную сеть, оно, доходя до конечных АЗС, подвергалось манипуляциям, отнюдь не способствующих улучшению потребительских свойств, будь то дизтопливо или бензин. Но времена меняются, и рынок заставляет соответствовать мировым критериям даже в такой консервативной сфере, как нефтеперерабатывающая. Появление бензинов ЭКТО – убедительное свидетельство подобного тренда. Но чем отличается бензин ЭКТО (Лукойл) от ЕВРО, длительное время бывшего монополистом на российских автозаправках, и насколько существенны эти отличия? Попытаемся разобраться в этом вопросе.
Для начала рассмотрим, что представляет собой экостандарт ЕВРО, когда появился и почему был введён. Как уже отмечалось, экологический тренд существенно усилился в конце прошлого столетия, когда стало очевидным, что техногенная деятельность человека является одной из основных причин глобальных климатических изменений на планете. Но если в отношении выбросов промышленных предприятий общемирового консенсуса достигнуть не удалось, то в сфере автомобилестроения успехи оказались более весомыми, особенно после разработки экостандарта ЕВРО, требований которого в настоящее время придерживается большинство автопроизводителей. Впрочем, изначально стандарт действовал только на территории Евросоюза. Большая часть положений этого документа касается ограничений концентрации вредных и особо вредных компонентов в составе автомобильного выхлопа. Приведём хронологию появления новых, более жёстких по отношению к предшественникам стандартов:
- 1992 – сформирован базовый стандарт ЕВРО, получивший приставку 1,
- 1996 – появление ЕВРО-2,
- 2000 – очередное ужесточение требований в рамках ЕВРО-3,
- 2005 – появление ЕВРО-4,
- 2008 – переход автопроизводителей на стандарт ЕВРО-5.
Если, согласно ЕВРО-3, допустимая концентрация серы в горючем составляла 150 мг/килограмм, то в предыдущей редакции этот показатель был намного выше – 500 мг/килограмм. К сожалению, российские производители бензина безнадёжно отставали от европейских коллег. Так, переход к стандарту ЕВРО-3 состоялся спустя 13 лет после его принятия в ЕС. Сам документ регламентирует содержание в бензине целого ряда опасных для окружающей среды веществ, а также технических характеристик горючего: цетанового числа/индекса, температуры вспышки, концентрации серы, воды, бензола, ароматических углеводородов.
Поскольку рядовому автолюбителю всё перечисленное мало о чём говорит, стоит остановиться на этом подробнее:
- количество бензола непосредственно влияет не только на токсичность самого бензина – значительная его часть присутствует и в парах сгоревшего горючего. Ещё одно негативное проявление повышенной концентрации бензола – появление нагара в цилиндрах, что снижает КПД силового агрегата и уменьшает его ресурс. Согласно ныне действующим экостандартам, в бензине класса ЕВРО допускается не более 1% бензола (ранее этот показатель был существенно выше – 5%),
- сера в процессе сгорания окисляется, образуя сернистую/серную кислоты. Их воздействие на узлы силового агрегата никак нельзя назвать положительным, особенно это касается современных моторов, БЦ которых изготавливаются из алюминиевых сплавов. Неблаготворное влияние кислот существенно уменьшает ресурс и выпускной системы, включая каталитический нейтрализатор. В стандарте ЕВРО-3 допускалась концентрация серы на уровне не более 150 мг/килограмм, в ЕВРО-4 требования ужесточились до 50 мг/килограмм, а согласно последней редакции это количество уменьшено до 10 мг/килограмм,
- ароматические углеводороды – вещества, увеличивающие ОЧ, но одновременно с этим приводящие к увеличению образования нагара. Страдают от контакта с подобными веществами и резиновые, и пластиковые детали, поскольку по своей природе АУ – это растворители, способные разъедать сальники, шланги, прокладки, фильтрующие элементы и т.д.,
- октановое/цетановое число. Чем ниже этот показатель, тем быстрее сгорает топливо. По этой причине использование низкооктанового горючего становится причиной возникновения детонационных процессов, оказывающих негативное влияние на ресурс мотора, увеличивая дымность, приводя к подгоранию клапанов и повреждению поршней.
Отметим, что внедрение всё новых экостандартов в основном касается новых автомобилей. Не имеет смысла заливать в старенький «Жигуль» бензин ЕВРО-5 – их двигатель рассчитан на использование более «древних» стандартов по большинству показателей. То же касается и иномарок. Скажем, в автомобиль, силовой агрегат которого ориентирован на использование бензина ЕВРО-3, не стоит заливать горючее, соответствующее последним поколениям стандарта. В противном случае вы рискуете преждевременно вывести из строя лямбда-зонд или КН, стоимость замены которых достаточно высока. Если вы видите на заправках бензин, соответствующий стандартам ЕВРО-4/5, в большинстве случаев это импортный продукт, поскольку большинство отечественных НПЗ пока в состоянии выпускать продукты, обладающие характеристиками не выше ЕВРО-3. С появлением у Лукойла линейки ЭКТО ситуация изменилась.
В чём же состоит отличие бензина ЭКТО-95 от ЕВРО-95? Как заявляет сам производитель, главной задачей, поставленной перед инженерами компании, был выпуск горючего, которое бы изначально соответствовало нормативам действующего европейского экостандарта. Им стал бензин ЭКТО-95 (ЭКТО-92 соответствовал действующим на тот момент нормам ЕВРО-3). Основное отличие бензина ЭКТО от обычных бензинов – наличие большого спектра присадок, применение которых позволило добиться следующих улучшений теххарактеристик:
- увеличения ресурса двигателя при регулярном использовании бензина с приставкой ЭКТО,
- роста мощности силового агрегата без каких бы то ни было побочных эффектов,
- надёжной защиты металлических компонентов топливной системы от появления коррозии,
- уменьшения детонационного уровня, позволяющего добиться снижения вибрации мотора и уровня создаваемого им шума,
- увеличения межинтервального периода по замене моторного масла (снижение эксплуатационных расходов),
- улучшения процесса сжигания ТВС, что позволило снизить износ компонентов системы впрыска,
- уменьшения количества осадков углеводородов в узлах и элементах инжектора, тем самым способствуя улучшению стабильности работы силового агрегата и снижению расхода горючего,
- повышения ресурса КН и лямбда-зонда.
Специалистами компании Лукойл был проведён ряд испытаний, направленных на всестороннее тестирование своего инновационного продукта. В результате выяснилось, что отличительной особенностью бензина ЭКТО-95 по отношению к топливу, соответствующему стандарту ЕВРО-5, является снижение расхода примерно на 5%, но при условии наезда на нём не менее 2 тысяч километров. После 500 километров использования ЭКТО-95 экономия составила порядка 3.5%. Отмечается более высокая чистота инжектора и заметно более низкий уровень образовавшихся на впускных клапанах отложений. Заметная разница между бензином ЭКТО-95 и ЕВРО заключалась в улучшении динамических показателей мотора. На горючем от Лукойла испытуемая машина (КИА РИО) разгонялась более плавно и быстрее. Особо заметная резвость проявлялась при обгоне и вдавливании педали акселератора в пол. Переключение передач (на авто была установлена АКПП) происходило намного мягче.
После того, как автомобиль длительное время ездил на бензине ЭКТО, был осуществлён переход на ЕВРО, который ознаменовался появлением незнакомых ранее звуков со стороны мотора. Переключение передач при этом сопровождалось вибрациями, ощущающимися по всему кузову. Ещё один вывод – езда на ЭКТО делает салон более тихим, шум мотора на имеющем не самую хорошую звукоизоляцию КИА РИО становился сравнимым со звуками шин, издаваемыми при скоростной езде по автотрассе. Наконец, на одной заправке бензобака горючим ЭКТО удавалось проезжать на 40-80 километров больше, чем на бензине стандарта ЕВРО. В конце эксперимента были извлечены свечи, которые после ЭКТО оказались заметно чище.
Достоинства и недостатки линейки бензинов ЭКТО
О большей части достоинств моторного топлива от Лукойл мы уже упоминали, но будет нелишним перечислить их все:
- обеспечение более стабильной и надёжной работы силового агрегата,
- увеличение общего ресурса двигателя и всех его компонент,
- увеличение мощности и КПД мотора,
- эффективная борьба с коррозией,
- уменьшение уровня вибрации/шума при работающем двигателе,
- увеличение регламентных сроков замены ММ,
- снижение степени износа деталей системы впрыска,
- продление ресурса работы КН,
- предотвращение появления в деталях инжектора отложений,
- более стабильная и безотказная работа диагностических систем,
- более чем троекратное снижение содержания серы по сравнению с обычным топливом,
- пятикратное уменьшение концентрации серы.
Отметим, что заметнее всего все эти преимущества будут проявляться на автомобилях с небольшим пробегом. Для силовых агрегатов почтенного возраста на начальном этапе использования нового бензина от Лукойла могут наблюдаться незначительные отклонения в работе, связанные с действием моющих присадок. Дело в том, что современные эффективные добавки способны растворять значительную часть отложений, которые, попадая в топливный фильтр, будут в нём накапливаться, уменьшая подачу горючего. Поэтому рекомендуется заменить топливный фильтровальный элемент вскоре после начала эксплуатации экотоплива. Именно это действие и считается основным недостатком семейства бензинов ЭКТО. Впрочем, никто не мешает обладателям подержанных авто использовать это топливо периодически, только для прочистки топливной системы. В этом плане ему нет равных среди отечественных аналогов. Обладатели же относительно новых автомобилей в своём большинстве довольны бензином. В принципе, в среднесрочной перспективе весь отечественный автопарк должен будет удовлетворять европейским экологическим нормам, которые с трудом, но приживаются и на наших дорогах.
Что лучше: бензин ЭКТО или ЕВРО
В принципе и то, и другое моторное топливо соответствует европейским экостандартам, предписывающим использование обширного класса присадок. Так что ответ на вопрос, какой бензин лучше, ЭКТО или ЕВРО, во многом лежит в области личных предпочтений. Многие эксперты отмечают, что для новых авто использование отечественного горючего более предпочтительно, хотя в стоимостном отношении импортный бензин оказывается немного дешевле. В случае обладания машины с большим выработанным ресурсом рекомендуется использовать ЕВРО-95, поскольку в его составе присутствие моющих добавок минимально. Использование бензина от Лукойл в двухтактных моторах, по отзывам специалистов, также не даст значительных преимуществ.