Какие категории водительских прав бывают

Во многих странах водительские права являются одним из основных идентификационных документов, а в некоторых – замещают даже внутренний паспорт. В России также наблюдается подобная тенденция, при этом само удостоверение по сравнению с правами старого образца видоизменилось, став более соответствовать документам международного образца. Это означает, что ранее действовавшие категории водительских прав, начиная с начала 2015 года, были существенно расширены, появилось множество подкатегорий, каждая из которых уточняет перечень автотранспортных средств, предоставляющих право управления ими при наличии соответствующей пометки.

Отметим, что, согласно действующему законодательству, управление ТС при несоответствии пометки об открытой категории в ВУ приравнивается к отсутствию прав, что автоматически карается чувствительным штрафом (вилка – 5000-15000 рублей). Примечательно то, что многие водители с большим стажем о внесённых изменениях практически ничего не знают. Именно для них, а также тех граждан, кто только намеревается в ближайшем будущем стать обладателем ВУ, и предназначается данный информационный материал.

Какие категории водительских прав бывают

Информация, содержащаяся на ВУ

Появление в 2011 году удостоверения нового образца – мера, которая была реализована, чтобы ВУ соответствовало международным стандартам, позволяя гражданам РФ без проблем выезжать в другие страны. Документ содержит несколько ступеней защиты, включая защитную сетку определённой геометрии, водяные знаки и надписи, выполненные специальной флуоресцентной краской.

Вся информация, размещённая на лицевой и обратной стороне, идентична той, которая присутствовала на правах предыдущего образца, за исключением того, что все записи, выполненные на русском языке, обязательно дублируются латиницей.

Данных, содержащихся на ВУ, достаточно для полной идентификации личности.

Рассмотрим более подробно, что же содержится на ныне действующих водительских правах.

Внешний вид ВУ

Водительские права современного образца – это заламинированный с обеих сторон кусочек пластика размерами 54х85.5 мм с закруглёнными краями голубого цвета, плавно переходящего с противоположной стороны в розовый. Поскольку документ изготавливается из пластика, за его выдачу взимается госпошлина. В нижней части ВУ на обеих сторонах изображено дорожное полотно с нанесённой посередине прерывистой разметкой.

Лицевая сторона

Сверху лицевая часть ВУ содержит надпись, идентифицирующая документ («Водительское удостоверение»). Левее от неё располагается аббревиатура RUS, которая обозначает, в каком государстве выданы права.

Ниже и левее вышеописанных надписей располагается фотография владельца размером 3.0х2.1 см (цветная, выполненная только в анфас), присутствие головного убора разрешено только в отношении определённых категорий лиц (верующих, религиозные нормы которых не допускают возможность показываться на публике с обнажённой головой, однако овал лица скрывать запрещается). Если обладатель ВУ носит очки, они не должны быть затемнёнными (тонированными).

Под фотографией присутствует личная подпись обладателя прав, которая должна соответствовать подписи в паспорте.

Лицевая сторона водительских прав

Справа от фотографии вписана следующая информация:

  • фамилия (здесь и даже под русскоязычным написанием приводится дублирование на латинице),
  • имя/отчество, также с транслитерацией,
  • дата/место рождения владельца ВУ (поскольку здесь все данные – числовые, транслитерация отсутствует),
  • дата выдачи документа, после которой указывается дата, по которую он действителен,
  • подразделение ГИБДД, выдавшее ВУ,
  • номер/серия документа (четыре первые цифры – серия, шесть последующих – номер),
  • регион проживания обладателя ВУ,
  • перечень разрешённых категорий/подкатегорий.

Обратная сторона

Значительная часть левой стороны отводится на штрих-код, где в зашифрованном виде содержится информация о водителе (размеры блока – 4.2х1.0 см).

Справа приводится таблица с указанием всех возможных категорий/подкатегорий ТС: сначала буквенное обозначение, во второй колонке – графическое (пиктограмма, обозначающая конкретный вид транспорта). Третья и четвёртая колонки либо остаются пустыми, если водитель не имеет право управления конкретным видом ТС, либо содержат дату открытия данной категории, а также срок действия разрешения. Пятая колонка содержит данные, указывающие на возможные ограничения по управлению ТС данной категории, либо аббревиатуру АТ, если конкретная модель автомобиля имеет автоматическую трансмиссию.

Ниже таблицы может быть приведена информация, касающаяся ограничений, действующих в отношении всех категорий АС, а также совокупный водительский стаж обладателя документа. Наконец, в самом низу дублируется номер/серия ВУ.

О действующей классификации категорий/подкатегорий

Ранее, вплоть до 2011 года, в ВУ указывалось только 5 категорий («ABCDE»), в 2011-2013 году действовали удостоверения с девятью категориями автотранспортных средств. После внесения очередных изменений, произведённых в 2014 году, число категорий осталось прежним – девять, однако появились ещё шесть подкатегорий, расширяющих число охватываемых документом видов транспортных средств.

Процедура получения прав определённых категорий осталась неизменной: необходимо пройти соответствующее обучение, часть категорий при замене ВУ открывается автоматически. Мопедами, относящимися к совершенно новой категории М, управлять разрешено всем водителям, имеющим права, независимо от категории.

Прежде чем привести расшифровку новых действующих категорий водительского удостоверения, следует указать, что по большей части существующая классификация отображает габариты, массу и другие эксплуатационные характеристики АС.

Категории водительских прав

Перечень основных категорий ограничивается девятью, из которых только одну можно назвать абсолютно новой (Tm/Tb) – документ старого образца предусматривал внесение особой пометки относительно трамваев/троллейбусов.

Рассмотрим с необходимой детализацией, какие машины допускается водить, имея права определённой категории:

  • категория «А» остаётся одной из самых консервативных, предоставляя возможность управления АС класса мотоциклов. Согласно действующей редакции ПДД (гл. 1 пункт. 1.1), под мотоциклами понимаются двухколёсные ТС, включая транспортные средства, оборудованные боковым прицепом. Под это же определение подпадают также 3-4-колёсные механические ТС, снаряжённая масса которых не превышает 0.4 тонны. Среди некоторой части населения бытует мнение, что для езды на мотоциклах требуется специальное ВУ. Это, конечно же, с действительностью не имеет ничего общего – права категории «А» получают на общих основаниях,
  • категория ВУ «В» позволяет водить машины класса легковых снаряжённой массой менее 3500.0 кг., число сидячих мест которых без учёта водительского должно лежать в пределах восьми. Допускается использование прицепа весом менее 750.0 килограммов, или прицепа, весящего свыше 750.0 кг., но при совокупной массе сцепки в пределах 3500.0 кг. Под прицепами, согласно действующей редакции ПДД, подпадают ТС, не оснащённые мотором, задействованные в составе механического автотранспортного средства. Полуприцепы тоже подходят под это определение. Обладатель ВУ с отметкой напротив буквы «В» получает право управления внедорожниками и микроавтобусами, в отношении которых действуют тех же весовые ограничения и лимиты на количество сидячих мест, соответствующим образом оборудованных,
  • категория «ВЕ» водительских прав позволяет управлять автотранспортом, относящимся к родительской категории, однако масса прицепа может превышать 750.0 кг., если совокупный вес такого автотранспортного состава составляет менее 3500.0 кг. Сюда же относят сочленённые микроавтобусы с теми же лимитами по разрешённой массе,
  • категория «С» предоставляет возможность водить машины, чья снаряжённая масса превышает 3500.0 кг. Допускается использование прицепов весом менее 750.0 кг. Отметим, что грузовики, оснащённые оборудованными сидячими местами числом более восьми, подпадают под более высокую категорию. Обладателю категории «С» не разрешается ездить на автотранспортных средствах, подпадающих под категорию «В», опровергая достаточно распространённое даже среди части опытных водителей заблуждение,
  • категория «СЕ» позволяёт ездить на АС, относящихся к родительской категории, однако масса прицепа в сцепке должна находиться в пределах 750.0-3500.0 кг. Открывать данную категорию допустимо при наличии родительской,
  • категория «Д», отмеченная в водительских правах, предоставляет возможность управлять АС, специализирующимися на перевозке пассажиров, оснащённых восемью и большим числом оборудованных сидячих мест (без учёта водительского). Сюда же относятся автобусы и ТС, сцеплённые с прицепами, весящими менее 750.0 кг.,
  • категория «DE» – это автотранспортные средства, относящиеся к родительской категории, масса прицепа которых может превышать 750.0 кг. (находясь в пределах 300.0 кг.). Сюда же относятся сочленённые автобусы, подпадающие под те же весовые ограничения и лимиты на количество сидячих мест,
  • категория «E» хотя и присутствует в официальном перечне, фактически она сегодня не используется, поскольку ей на смену пришли категории/подкатегории, содержащих в аббревиатуре букву «Е»,
  • категория «М» – новшество, позволяющее обладателю такого ВУ ездить на мопедах/квадроциклах. Действует с 2013 года. ВУ с данной отметкой не требуется при наличии любой иной открытой и действующей категории,
  • «Tm»/«Tb» – категории, отныне выделенные в отдельные, хотя ранее об этом ставилась только соответствующая приписка в поле для особых отметок. Разрешает управлять троллейбусами/трамваями, но не автобусами.

Категории водительских прав

Подкатегории водительских прав

Сюда относят категории ВУ, аббревиатура которых содержит цифровой индекс:

  • категория «А1», как и родительская, позволяет управлять мотоциклами, но с определёнными ограничениями. В частности, объём мотора должен составлять 50.0-125.0 кубических сантиметров, верхний лимит мощности силового агрегата – 11.0 кВт. Отметим, что базовым транспортным, отвечающим вышеописанные характеристикам, является скутер, а открытие категории «А» автоматически распространяется и на данную подкатегорию, без ограничений,
  • категория «В1» водительских прав отличается от родительской наличием целого ряда ограничений. Так, снаряжённая масса такого авто должна не выходить за границы 0.55 т., объём силового агрегата при оборудовании транспортного средства ДВС должен находиться в пределах 50.0 куб. сантиметров, а верхняя граница максимальной скорости ограничена показателем 50 км/час. При оснащении такого автомобиля электродвигателем вес блока аккумуляторных батарей в снаряжённой массе не учитывается (под снаряжённой массой понимают вес ТС без учёта груза/водителя/пассажиров, однако с учётом веса запаски, инструмента, поставляемого вместе с машиной в заводской комплектации, с полной заправкой всеми техническими жидкостями, включая горючее (ГОСТ Р41.7399). Категория «В1», проставленная/отмеченная в водительском удостоверении, может использоваться для управления трициклом/квадрициклом (но не квадроциклом – это не тождественные понятия),
  • категория «С1» водительских прав отличается от родительской тем, что здесь имеется ограничение по верхнему пределу допустимой массы – 7500 кг. Все остальные требования те же – возможность использовать прицеп, весящий менее 0.75 т. в составе сцепки, отсутствие возможности управления ТС, относящимися к категории «D». Наличие открытой категории «С» автоматически даёт право ездить на грузовиках, относящихся к подкатегории «С1»,
  • категория «D1» также характеризуется наличием ограничения, но по количеству пассажирских мест – шестнадцать или меньше. Допустимо также иметь в составе сцепки прицеп, весящий 750.0 кг. и меньше. Наличие родительской категории является достаточным условием для управления автотранспортом, относящимся к подкатегории,
  • отличие категории «D1E» от предыдущей заключается в предоставлении возможности эксплуатировать прицеп весом от 750.0 кг., однако при недопущении превышения совокупного веса автотранспортного средства значения в 12.0 т. В таких прицепах запрещено перевозить людей, независимо от наличия/отсутствия оборудованных пассажирских мест. Наличие отметки «D1» не даёт права управлять машинами, относящимися к «D1E». Но обладатели ВУ с отметкой «DE» получают эту возможность автоматически.

Нюансы замены ВУ

В связи с существенным расширением количества категорий/подкатегорий водители, обладающие ВУ старого образца, интересуются, каким образом будет происходить их замена, какие категории останутся доступны и какие будут открыты автоматически. Согласно ФЗ №196 (ст. 25) «О безопасности ДД», имеем следующую таблицу:

Категория старого образца Новые доступные категории Примечание
А А/А1/В1 Автотранспорт, оснащённый мотоциклетным рулём/посадкой
В В1/В Кроме автотранспорта, оснащённого мотоциклетным рулём или посадкой
С С1/С
D D1/D
Е CE/С1Е/ BE/DE/D1E
М Открывается автоматически. Достаточно наличия любой вышеперечисленной открытой категории

Замена водительского удостоверения

Процедура открытия новой категории

Нередко встречается ситуация, когда водитель не удовлетворён наличием возможности управлять теми автотранспортными средствами, которые присутствуют в его ВУ. В этом случае процедура открытия новых категорий аналогична той, что действует для новичков – нужно пройти обучающий курс, успешное окончание которого предоставляет допуск к сдаче трехкомпонентного экзамена в ГИБДД.

Чтобы стать курсантом автошколы, требуется представление следующего перечня документов:

  • паспорта резидента РФ – сведения из основного документа будут занесены в договор (вместе с другими идентификационными данными – ФИО, контактным телефоном, адресом прописки, наличием образования, текущим местом работы),
  • медсправки Ф083/У-89, для получения которой нужно пройти медкомиссию с привлечением целого ряда профильных специалистов,
  • не достигшие 27-летнего возраста особи мужского пола должны предъявить военный билет (допризывники – ПС),
  • трёх фотографий 3.0х4.0 (допускаются чёрно-белые изображения), которые будут использованы для личной/медкарты.

Оплата обучения, как правило, производится авансовым платежом, но некоторые автошколы практикуют предоставление рассрочки.

После прохождения полного курса обучения можно приступать к сдаче госэкзамена на знание ПДД и умение управлять автотранспортом (этому обычно предшествует сдача внутреннего экзамена, на основании которого определяется, допускать ли претендента к испытаниям в ГАИ).

Для ГИБДД потребуется свой список документов, включающий:

  • заявление, бланк которого обычно дают в автошколе после её окончания,
  • паспорт резидента РФ,
  • медсправку,
  • ВУ,
  • регистрационный документ,
  • справку об успешном прохождении обучающего курса,
  • квитанцию, подтверждающую факт оплаты сдачи госэкзамена,
  • фотографию (если права изготавливаются автоматически непосредственно в ГИБДД – не требуется).

Водитель держит в руке водительское удостоверение

После предоставления в ближайшее подразделение ГИБДД заявления вместе с пакетом прилагающихся документов оно должно быть рассмотрено, а его подателю будет назначена дата, время и место сдачи госэкзамена. Все мероприятия, включая как сам экзамен, так и замену ВУ, проводятся по месту регистрации подателя заявления, либо по месту фактического пребывания/проживания.

Сам экзамен состоит из трёх этапов (исключением является получение категорий М и А): проверка теоретических знаний ПДД, езда на площадке и в городских условиях.

Теоретическая часть – это автоматизированная сдача экзамена в компьютерном классе. Как правило, состав группы колеблется в пределах 10-20 человек, для каждого экзаменуемого выделяется компьютер, на котором и происходит сама процедура. Теоретический экзамен – это 20 вопросов, которые выбираются из общего пула в 800 вопросов случайным образом. На каждый вопрос даётся одна минута, то есть весь экзамен длится не более 20 минут. Ответ на вопрос выбирается из нескольких ответов, правильным из которых является только один. Три и более ошибки уже не дают право на допуск к практической части экзамена, то есть допустивший их экзаменуемый должен покинуть ГИБДД ни с чем.

Те, кто допустил 2 и менее ошибок, могут готовиться к следующему этапу госэкзамена.

Он проводится на специально оборудованной площадке, которая обычно находится непосредственно в районе расположения отделения ГИБДД. Сам экзамен заключается в проверке навыков вождения экзаменуемого, связанных с выполнением сложных манёвров – езда задним ходом, трогание транспортного средства с места в горку с достаточно большим градиентом, выполнение разворота в ограниченном пространстве, а также остановка ТС перед стоп-линией. При развороте, остановке и езде задом испытуемый на должен задеть специальные стойки, в противном случае считается, что экзамен он не сдал.

Если всё хорошо и на этом этапе, можно приступать к сдаче экзамена в городских условиях.

Обычно наибольшее количество испытуемых отсевается именно этом этапе или во время сдачи теоретического экзамена. Само испытание заключается в езде по городским дорогам, при этом водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД и сопоставлять их с дорожной обстановкой, включая разметку и требования дорожных знаков. Его задача – не допустить нарушений ПДД, поскольку указания инспектора могут быть и провокационными. За каждое нарушение испытуемому начисляются штрафные баллы, количество которых коррелирует с серьёзностью нарушения. Если в итоге наберётся более пяти штрафных баллов, экзамен считается проваленным.

Если все три экзамена были успешно сданы, экзаменуемый должен оплатить госпошлину, после чего его пригласят в отделение ГИБДД для фотографирования. Через полчаса после этого можно получить на руки права, в которые будут внесены соответствующие изменения в части категорий ТС, управление которыми для обладателя ВУ разрешено. Стандартный срок действия водительских прав – десять лет с момента выдачи.

В случае провала теоретической части экзамена назначается повторный экзамен, сдача которого не может быть осуществлена ранее, чем по прошествии 7 дней. Если ГАИ отказала претенденту в допуске к сдаче повторного экзамена, она должна предупредить испытуемого в письменной форме с обязательным описанием причин отказа. В этом случае претендент имеет право обжаловать такое решение ГИБДД, а также оспорить правильность результатов теоретического экзамена, поскольку они хранятся в компьютере некоторое время, и имеется возможность рассмотрения ответов испытуемого.

При сдаче практической части экзамена используются автомобили, оснащённые спаренными педалями тормоза/сцепления, спецзнаком «Учебное транспортное средство», а также установленным со стороны экзаменатора зеркалом заднего вида. При этом транспортное средство должно соответствовать категории, которую хочет получить испытуемый.

Успешность сдачи экзаменов во многом зависит от качества обучения. К сожалению, не все автошколы в состоянии обеспечить максимально комфортный режим, чему есть множество субъективных и объективных причин, от банальной нехватки инструкторов до их недостаточной квалификации или отсутствия педагогического опыта.

Многие подобные заведения практикуют обман, когда вместо положенных 50 часов наезда вместе с инструктором из-за их загруженности учащийся наезжает 20-30 часов, а остальное дописывается. Разумеется, в большинстве случаев это отрицательно сказывается на навыках вождения. Играет роль и время обучения, поскольку во многих случаях нереально составить такой график, который бы удовлетворял всю группу, поскольку время курсантов автошколы работы может варьироваться в очень широких пределах.

Нередки случаи, когда вы начинаете обучаться с одним инструктором и на определённой машине, а в процессе обучения приходится пересаживаться на другую с другим инструктором. Многие курсанты жалуются, что они во время обучения в автошколе знакомились с городскими маршрутами, которые в итоге не совпадали с теми, которые использовались при сдаче экзамена.

В любом случае, чтобы выбрать оптимальное заведение для прохождения обучения, следует учесть множество факторов, при этом желательно выслушать мнение тех, кто успешно прошёл обучение и сдал экзамены в ГИБДД.

Отметим также возрастной ценз для претендентов на получение водительских прав для конкретных категорий:

  • «А1»/«М» можно открыть, если претенденту на момент сдачи госэкзамена исполнилось 16 лет,
  • «А» можно получить, если вам исполнилось 18 лет,
  • чтобы получить ВУ с открытой категорией «В», можно проходить обучение, начиная с 17-летнего возраста. Но к сдаче экзамена допускаются только 18-летние,
  • «С» – действуют те же ограничения, что и для «В»,
  • получить отметку в ВУ напротив категорий «В1»/«С1» также можно с 18-летнего возраста, но в этом случае и обучение начинается с 18 лет,
  • наибольшие требования касательно возрастного ценза предъявляются к категориям «D»/«D1», «Tm»/«Tb» – здесь к обучению можно приступать. Начиная с 21-летнего возраста.

Отметим, что для получения отметки напротив категории «Е» и всех других аббревиатур, в обозначении которых присутствует данная буква («ВЕ»/«СЕ»/«DE»), необходим как минимум годичный опыт управления ТС категорий «B»/«С»/«D». Каких-либо дополнительных документов предъявлять при этом не требуется, достаточно прав с соответствующей открытой категорией на протяжении последних 12 месяцев.

Для открытия подкатегорий «C1E»/«D1E» требуется наличие открытых категорий «C»/«C1» или «D1»/«D».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

один × 1 =