Практически каждый автомобилист прекрасно знает о том, что для правильной и эффективной работы двигателя ему требуется определённое количество смазки. В роли смазочного материала выступает моторное масло, которое заливается в картер через специальное отверстие, а по мере выработки его ресурса сливается для последующей замены.
При этом все производители настоятельно рекомендуют постоянно следить не только за состоянием, но и за количеством масла в картере. Это обусловлено тем, что постепенно жидкость расходуется. Происходит это не в таких объёмах, как в случае с расходом топлива, но его количество со временем уменьшается.
Периодическая доливка масла в картер является стандартной процедурой. Но некоторые автомобилисты считают, что они слишком часто доливают смазку, тем самым подозревают повышенный расход жидкости. Потому интересно знать, какой расход считается для двигателя нормой, и почему возможно увеличение потребления моторного масла.
Содержание
Что влияет на рост расхода
Если автомобилист заметил, что количество потребляемого двигателем масло возрастает, это достаточно тревожный признак. Чаще всего подобное явление наблюдается на моторах, которые прошли внушительное количество километров. Приходится чаще и пристальнее следить за тем, чтобы уровень масла держался в пределах нормы. Если этого не делать, высока вероятность возникновения серьёзных поломок, на устранение которых потребуется внушительное количество денег.
Есть несколько основных факторов, которые в совокупности влияют на объём потребляемого смазочного материала:
- тип двигателя,
- возраст силового агрегата,
- технические характеристики мотора,
- качество используемой смазки,
- количество залитого масла,
- периодичность проведения технического осмотра,
- погодные условия,
- условия эксплуатации и пр.
Если вы переходите с дизельного двигателя на бензиновый, и сразу же видите существенную разницу по расходу смазочного материала, паниковать не стоит. Дело всё в том, что показатели нормального расхода у дизеля, бензина и турбомотора могут существенно отличаться.
Также учитывайте характеристики самого заливаемого масла. Такой критерий как вязкость напрямую связан с оценкой расхода смазочного материала.
Многие считают, что масло лучше заливать с определённым запасом, дабы потом не приходилось доливать. Это крайне ошибочное и неправильное мнение. Если в картере находится избыточное количество жидкости, расход будет только увеличиваться. Плюс лишняя смазка начнёт негативно влиять на мотор и его узлы. Потому настоятельно рекомендуется поддерживать смазку на среднем уровне, в соответствии с отметками на заливном отверстии и рекомендациями автопроизводителя.
Чтобы определить расход, используют общепринятый принцип измерений. Для этого сопоставляют количество израсходованного масла со 100 потраченными литрами топлива. Либо же измеряют объём затраченной смазки на 1000 километров пробега.
Нормальный расход на разных двигателях
Теперь следует детальнее разобраться, какой расход масла в двигателе автомобиля считается нормальным. Тут важно учитывать тип используемого силового агрегата.
На разные машины устанавливаются различные моторы. Их конструкция и устройство напрямую влияет на объём потребляемого масла.
Потому отдельно стоит рассматривать:
- бензиновые двигатели,
- дизельные моторы,
- турбомоторы.
Чтобы внести определённую ясность, требуется каждый двигатель и его расход смазочного материала изучить более подробно. У каждого есть своя норма расхода масла на 1000 км. Помимо 1 тысячи километров, также в расчёт часто берут потребление смазки на 100 литров затраченного топлива.
Бензиновые моторы
Здесь мы говорим сугубо про бензиновые двигатели атмосферного типа. Наличие турбомеханизма вносит свои коррективы в расход смазки, из-за чего есть довольно заметная разница по потреблению лубриканта.
Относительно нормы по расходу масла в двигателе атмосферного типа, работающем на бензине, можно сделать несколько замечаний.
- Если автомобиль недавно начали эксплуатировать, тогда нормальным показателем расхода считается от 5 до 25 грамм на 100 литров горючего. В период обкатки, когда машина только куплена, расход значительно возрастает на некоторое время, а затем возвращается к норме. Это обусловлено притиркой деталей.
- Подержанные машины могут расходовать порядка 25-100 граммов масла на каждые 100 литров затраченного топлива. Это бензиновые силовые агрегаты, находящиеся в хорошем состоянии и имеющие средний пробег. Никаких проблем по технической части не наблюдается.
- Если транспортное средство с бензиновым мотором потребляет свыше 300-400 граммов масла на 100 литров, то такое значение уже считается критическим. В подобной ситуации возрастает угроза заклинивания мотора. Потому требуется обязательно посетить автосервис и устранить причины, влияющие на повышенный расход.
- Для определённых бензиновых двигателей критической точкой считается расход в 800 граммов смазочного материала. Но это чрезмерно высокие показатели, которые нельзя оставлять без внимания. Даже 400 мл. масла уже требуют немедленных действий со стороны автовладельца.
Следить за расходом рекомендуется постоянно. Особенно это касается достаточно старых машин, которые успели пройти не одну сотню километров.
Турбированные двигатели
Предельно допустимый расход масла в двигателе с турбонагнетателем значительно превосходит показатели обычного атмосферного мотора. Причём это касается как бензиновых, так и дизельных.
На рынке появляется большое количество новых турбомоторов, способных похвастаться солидной мощностью при небольшом рабочем объёме. Тут расход смазки напрямую связан с показателями мощности. Именно у турбомоторов норма расхода моторного масла самая высокая. Некоторые пугаются таких показателей, но на практике это вполне естественные затраты.
Если это новый турбированный двигатель, тогда он вполне может потреблять около 80 граммов смазочного материала на каждые 100 литров топлива или на каждые 1000 километров пробега. Причём это касается обычных турбодвигателей с одной турбиной. Мотору нужна качественная смазка в большом количестве. А когда турбин несколько, норма потребления возрастает в несколько раз. И это считается нормой.
Изношенные турбоагрегаты требуют больше смазки. В определённых ситуациях машина начинает расходовать порядка 2 литров на 1000 километров. Когда турбосистема находится в неисправном состоянии, расход поднимается до ещё более шокирующих показателей.
Если вы заметили, что турбированный силовой агрегат начинает съедать свыше 2 литров после прохождения 1000 километров или сжигания 100 литров горючего, отправляйтесь в диагностический центр. Нужно обязательно найти причину неисправности, устранить её, и вернуть расход к нормальным показателям.
Дизельные моторы
Здесь показатели потребления на угар не сильно отличаются от турбированных двигателей, но существенно разнятся с обычными атмосферными бензиновыми моторами. И эта норма иногда вводит в заблуждение, хотя по факту расход масла вполне адекватный. Просто на фоне бензинового мотора дизель действительно нуждается в большем количестве смазки.
Дизели ближе к турбированным силовым установкам, чем к бензиновым атмосферникам. Потому по норме расход моторного масла в двигателе дизельного типа составляет 30-50 граммов на каждые 100 литров горючего или на 1000 километров пробега.
С вашим двигателем точно есть проблемы, когда расход увеличивается до 200 граммов на 1000 километров. Тут требуется обязательно посетить автосервис.
Если дизельная машина работает под нагрузкой, на ней перевозятся тяжёлые грузы либо автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, уровень потребления смазочного материала также будет увеличиваться. И это будет считаться нормой.
Причины перерасхода
Расход смазки в моторе бывает естественным и неестественным. Первый происходит при работе двигателя, которому для нормального функционирования требуется некоторое количество лубриканта.
Но есть и иные причины, воздействующие на увеличение расхода выше нормы.
- Переизбыток. Многие автовладельцы не знают или банально забывают о том, что заливать лишнее количество смазки в картер двигателя нельзя. Также иногда это происходит при несоблюдении правил по замене смазочной жидкости. Если масла больше нормы, оно начинает само себя продавливает через имеющиеся внутри двигателя отверстия. В результате происходит улетучивание через вентиляционную систему и не только. Приходится снова доливать через некоторое время.
- Дешёвая смазка. Какое именно масло использовать для двигателя, каждый автовладелец решает самостоятельно. В основном важно учитывать характеристики жидкости, а про качество многие забывают. Низкокачественные лубриканты имеют минимальную вязкость и склонны к быстрому испарению.
- Повышенные нагрузки на двигатель. Если вы являетесь поклонником быстро и агрессивной езды, постоянно нагружаете двигатель, тогда и расход смазочного материала будет увеличиваться. Не последнюю роль играют условия эксплуатации, тип грунта, погодные условия, степень загруженности автомобиля и пр.
- Температура воздуха. Здесь действует предельно простое правило. Чем выше температура окружающей среды, тем больше масла будет расходоваться. Потому летом смазку доливают чаще, чем зимой.
- Фактор физических потерь. Подобное явление зачастую связано с проблемами масляного фильтра или нарушенной герметичностью силовой установки. Довольно часто перестаёт нормально функционировать прокладка ГБЦ, ослабевает затяжка крепёжных болтов.
- Нарушение режима замены смазочного материала. Периодичность смены масла на каждом автомобиле и двигателе носит индивидуальный характер, поскольку зависит от большого числа факторов. Но не рекомендуется менять смазочную жидкость реже 1 раза на 10 тысяч километров пробега. Обычно это делают через 5-7 тысяч километров. Если не соблюдать эти рекомендации, старое изношенное масло будет не просто расходоваться активнее, но и создавать серьёзные проблемы вашему мотору.
Существует большое количество присадок, которые предназначены для нормализации расхода смазки и поддержания расхода масла в допустимых границах.
Но нельзя забывать о том, что некоторые автомобили, даже только что выпущенные с конвейера на дороги, уже изначально могут характеризоваться повышенным расходом смазочного материала. Это обусловлено их техническими характеристиками и конструктивными особенностями.
Влияние элементов двигателя на расход смазки
Внутри двигателя находится определённое количество смазывающей жидкости, которое предусмотрено индивидуально для каждого автомобиля и мотора.
Если естественный расход лубриканта превышает установленные нормы, следует найти причины повышенного потребления смазки. Тут большую роль могут играть некоторые компоненты, системы и узлы силовой установки.
- Блок цилиндров. Наиболее распространённой проблемой блока является образование протечки прокладки, которая находится между блоком и крышкой. Причём зачастую такую неисправность легко обнаружить путём визуального осмотра подкапотного пространства.
- Коленвал. Также на повышенное потребление смазочного масла в двигателе может влиять коленчатый вал. Как и в предыдущем случае, тут часто протекают сальники, что обусловлено их сильным износом. Чтобы выявить неисправность, требуется разобрать двигатель. Изношенные сальники обязательно меняются на новые.
- Масляный фильтр. В двигателе предусмотрен специальный фильтр, который очищает масло. С течением времени, из-за образования осадка и стружки от трущихся деталей, происходит загрязнение. Это способствует повышению расхода масла. Либо же есть вариант, что фильтр недостаточно прочно закрутили. Тут также появляется проблема перерасхода.
- Клапаны газораспределения. По причине перегрева на многих машинах выходят из строя маслосъёмные колпачки. Из-за этого масло постепенно просачивается внутрь газораспределительного механизма. Чтобы решить образовавшуюся проблему, требуется поменять изношенные колпачки,
- Маслосъёмные кольца. В случае износа колец, которые находятся на поршнях, образуется проблема перерасхода. Это достаточно распространённое явление в работе двигателя. Определить подобную неисправность можно по синеватому дыму, который будет выходить через выхлопную трубу транспортного средства. Это обусловлено испарениями масла. Чтобы устранить перерасход, придётся поменять кольца на новые.
- Цилиндры. Высокая температура приводит к тому, что цилиндры начинают активнее изнашиваться, на их внутренних поверхностях образуются задиры. Смазка начинает проникать в эти трещины, что влечёт за собой повышенное потребление лубриканта. В некоторых ситуациях проблема решается путём замены маслосъёмников или поршневых колец. Но иногда приходится растачивать или шлифовать цилиндры. А это уже куда более сложная и дорогостоящая процедура.
- Турбина. В турбокомпрессорном механизме во время работы происходит постоянное нагнетание воздуха, что приводит к чрезмерному нагреву. В процессе функционирования турбина нуждается в большом количестве смазки. Потому перерасход часто объясняется наличием турбины. Она сама по себе требует много масла, а в случае неисправностей или износа турбомеханизма потребление увеличивается в несколько раз.
Как вы можете наглядно видеть, причин для повышенного расхода масла в двигателе достаточно много. Существуют определённые нормы, характерные для каждого конкретно двигателя.
Если расход превышает нормальные показатели, рекомендуется начать поиск причины повышенного потребления смазки.
Автовладельцы обязаны постоянно следить за уровнем смазочного масла в двигателе, соблюдая последовательность и правила этой процедуры. Дефицит масла так же опасен, как и его избыток.
Опирайтесь на информацию из официального руководства по эксплуатации, а также учитывайте факторы, способные повлиять на увеличение естественного расхода моторного масла. Если же появляются признаки неисправностей, то в самое ближайшее время следует пройти диагностику, выявить причины перерасхода масла и устранить источники проблем.