Техосмотром называется специальная процедура, в рамках которой проверяется техническое состояние транспортного средства. ТО является обязательным для всех условием для допуска к эксплуатации машины. Сейчас осмотр требуется для того, чтобы получить обязательный полис страхования автогражданской ответственности, то есть ОСАГО.
В связи с этим большое количество водителей регулярно сталкиваются с такой процедурой. Для опытных автомобилистов не составляет труда пройти все этапы проверки. А вот новички не всегда знают, как правильно пройти техосмотр автомобиля в 2018 году.
Для начала нужно определить, требуется ли ТО в вашем конкретном случае. Технический осмотр транспортного средства проходят многие, но не все. Здесь есть свои нюансы и исключения, о которых нужно знать.
Содержание
Необходимость ТО в 2018 году
Сейчас автовладельцы интересуются, не изменились ли правила и требуется ли проходить обязательный технический осмотр в текущем 2018 году.
Правила действуют прежние. А потому необходимость в ТО возникает только у машин, которые соответствуют определённым критериям. Технический осмотр нужен. Но не всем.
Здесь исключением являются автомобили категории В, мототранспорт, прицепы и полуприцепы возрастом до 3 лет. Первые три года проходить ТО не требуется. По истечению этого периода для получения ОСАГО придётся проходить технический осмотр согласно действующим правилам.
Основной причиной необходимости в ТО является проверка безопасности своего транспортного средства. В рамках осмотра можно выявить имеющиеся неполадки и неисправности машины, вовремя их исправить.
Также ТО требуется для получения страхового полиса ОСАГО. Действующие правила таковы, что без осмотра технического состояния приобрести страховку не получится. Это не относится к тем исключениям, о которых говорилось выше.
Периодичность прохождения
В течение определённых сроков водитель обязан пройти процедуру ТО. Существует узаконенная периодичность прохождения техосмотра автомобиля, действующая и в 2018 году.
Здесь многое зависит от типа самого транспортного средства:
- Если это машина категории В, мототранспорт, полуприцеп или прицеп, тогда после истечения первых 3 лет с момента выпуска нужно проходить ТО через 3 года, через 5 и 7 лет. Отсчёт ведётся обязательно от года выпуска, а не от даты покупки. После этого авто обязано проходить осмотр ежегодно.
- Учебные машины, автомобили категории С и ТС со спецсигналами, вне зависимости от года производства, проходят технический осмотр каждый год.
- Для грузовиков, автобусов, такси и автомобилей, на которых перевозят опасные грузы, действует правило 6 месяцев. Потому они проходят ТО дважды в год.
Если вы являетесь владельца автомобиля категории В, то есть легковой машины, тогда после завершения первых трёх лет с момента выпуска ТС придётся проходить осмотр. Иначе получить обязательный полис ОСАГО не получится. Без диагностической карты страховые компании не выдают страховки. А в течение первых трёх лет эта карта не требуется, поскольку автомобиль новый.
Важное преимущество заключается в том, что отсутствует необходимость в техосмотре в течение первых трёх лет эксплуатации автомобилей категории В. Только не забывайте отталкиваться от даты производства, а не от даты покупки. Это ключевой момент. Машина может быть выпущена в 2016 году, а куплена только в 2018 году. Потому уже в 2019 придётся проходить ТО. Если же авто выпустили в 2018 году, тогда обязательное ТО будет лишь в 2021 году.
Пункты техосмотра
Если машина попадает под список тех, кому пройти ТО нужно, тогда возникает другой закономерный вопрос. Автомобилистов интересует, где им пройти техосмотр автомобиля.
Взглянув на карту страны, можно найти тысячи пунктов, которые занимаются проведением технического осмотра. Чтобы найти оптимальный вариант, лучше всего обратиться к сайту российского союза автостраховых компаний. Здесь достаточно указать наименование своего населённого пункта, и получить ответ в виде карты с указателями. Выбрав одну из станций на карте, можно получить подробную информацию о ней.
Сервисы, занимающиеся ТО, присутствуют во всех субъектах РФ. Это позволяет автомобилисту самостоятельно выбирать наиболее удобный вариант. Цены примерно одинаковые, но могут несколько отличаться.
Обычно автовладельцы учитывают фактор удалённости от их дома, чтобы не пришлось для ТО ехать на другой конец большого города. Лучше сделать всё неподалёку.
Процедура прохождения ТО
Далее владельцу ТС нужно детально разобраться в том, что ему нужно для техосмотра автомобиля в 2018 году. Вся процедура включает в себя несколько последовательных этапов.
Если соблюдать порядок прохождения техосмотра, предусмотренный в 2018 году, удастся получить диагностическую карту и допуск к эксплуатации автомобиля на дорогах. Тем более, что это условие для выдачи или продления полиса страхования ОСАГО.
- Выбор сервисного центра. Сначала автовладелец выбирает, где именно он будет проходить плановый технический осмотр. По правилам водитель имеет право самостоятельно решать, с кем именно работать и кому доверять проверку.
- Стоимость услуги. Хотя цены регламентируются, определённая разница в расценках между разными пунктами технического осмотра есть. Но её нельзя назвать существенной. При этом нужно знать, что в 2018 году оплачивать 300 рублей в качестве государственного сбора не требуется. Расчёт осуществляется только за услуги центра, где проверялся автомобиль. Уточните заранее, во сколько именно обойдётся диагностика.
- Доставка автомобиля. Поскольку ТО проводится на оборудовании сервисного центра, автомобиль придётся обязательно пригнать туда. Перед этим стоит убедиться, что никаких проблем действительно нет.
- Процедура диагностики. В согласованное время машину проверяют на предмет наличия неисправностей. При техосмотре есть перечень манипуляций, которые проводятся с автомобилем. Это позволяет понять, соответствует ли транспортное средство всем требованиям безопасности.
- Оплата. По завершению технического осмотра водитель вносит плату за услугу.
- Заполнение документов. Ответственный за ТО оператор заполняет диагностическую карту. Она доступна в бумажном и электронном виде. Данные о проверке заносятся в единый банк данных.
- Обращение в автостраховую. Наличие диагностической карты и присутствие информации о машине в едином реестре позволяет подать документы на получение страхового полиса ОСАГО.
В таком порядке работают сервисные центры, имеющие официальную лицензию на проведение технического осмотра транспортных средств.
Что подлежит обязательной проверке
Опираясь на нынешние требования к автомобилю в 2018 году, существует список систем и узлов, которые обязательно проверяются в рамках планового технического осмотра. Иначе вы провалите техосмотр.
Потому крайне важно, чтобы не было никаких проблем с:
- тормозной системой,
- двигателем,
- рулевым управлением,
- светотехническим оборудованием,
- стеклоомывателями,
- лобовым стеклом,
- шинами,
- колёсами,
- стояночным тормозом,
- коробкой передач и пр.
Если транспортное средство оснащается системой ГЛОНАСС, в рамках технического осмотра специалисты обязаны проверить её на предмет работоспособности.
Дополнительности стоит отметить требования к наличию огнетушителя, аварийного сигнала, аптечки. Причём к огнетушителю предъявляются повышенные требования. Водитель обязан убедиться, что он соответствует весу транспортного средства. Если это легковая машина, покупается огнетушитель на 2 килограмма. Для грузовиков и автобусов применяют устройства на 5 кг. Проверьте наличие пломбы и наполненности ёмкости. Убедитесь, что сроки годности не истекли.
Насчёт аптечки возникает много вопросов. И некоторые сервисные центры продолжают требовать её наличия. Но такое требование является незаконным, поскольку его отменили, а потому при ТО проверять наличие и наполненность аптечки не должны.
А вот инспектор ГИБДД имеет право потребовать предъявить аптечку, если остановит на дороге. Если её не окажется, тогда сотрудник автоинспекции выпишет штраф.
Перечень документов
Без определённых документов для техосмотра автомобиля пройти эту процедуру не получится. Да, большую роль играет выбор аккредитованного сервисного центра и подготовка машины к последующему осмотру.
Но ещё водителю придётся собрать пакет документов. Он состоит из:
- документов о регистрации машины,
- паспорта владельца.
Если на ТО приезжает не сам непосредственный собственник машины, тогда придётся дополнительно сделать доверенность, чтобы пройти диагностику. В ней указывается, что представитель владельца наделяется полномочиями для проведения соответствующих действий.
Но делать доверенность не нужно, если в документе на право вождения для доверенного лица уже стоит пункт о том, что этот человек имеет право проходить ТО.
Льготники могут предъявить документы, подтверждающие их право на получение скидки. Сюда относятся инвалиды, пенсионеры и иные льготники. Для каждого региона предусмотрены свои скидки. В столице граждане льготной категории вовсе могут рассчитывать на бесплатное прохождение технического осмотра. Тут потребуется просто предъявить документ, подтверждающий статус человека.
Стоимость процедуры
Не удивительно, что всех автовладельцев интересует стоимость техосмотра для легкового автомобиля, актуальная в 2018 году.
На цену действительно влияет тип транспортного средства. Но также следует учитывать фактор региона, в котором проводится технический осмотр транспортного средства.
Для легковых автомобилей официальная стоимость диагностики варьируется в пределах от 300 до 700 рублей. Если требуется осмотреть автобус или грузовик, тогда придётся заплатить от 600 до 1000 рублей.
Всю сумму автовладелец оплачивает тому сервисному центру, который занимается проведением диагностики и выдаёт диагностическую карту. Никаких дополнительных платежей в государственную казну, как это было раньше, вносить не нужно.
Чтобы точно знать, во сколько конкретно обойдётся прохождение техосмотра, следует выбрать подходящий сервисный центр и обратиться к ним по телефону. Достаточно назвать оператору основные параметры и категорию транспортного средства, чтобы получить ответ.
Оплата осуществляется через банк или платёжные терминалы. От автовладельца потребуется взять реквизиты автосервиса, и по ним провести перевод денежных средств. Обязательно возьмите квитанцию, подтверждающую факт оплаты.
Кому не требуется ТО
Когда человек покупает автомобиль, ему важна уверенность в технической исправности транспортного средства. С новыми машинами ситуация достаточно простая. Им проходить ТО не требуется, то есть они освобождаются от этой процедуры на некоторое время.
Часто владелец не понимает, нужно ли ему обращаться в сервисные центры для получения диагностической карты, если машине ещё не исполнилось 3 года. Тут всё напрямую зависит от того, как именно автомобилист ведёт отсчёт возраста транспортного средства.
По правилам машины не проходят техосмотр до 3 лет. Срок отсчитывается непосредственно от даты производства. То есть когда машина сошла с конвейера и получила соответствующую отметку о дате изготовления. Многие же считают со дня покупки, из-за чего потом возникает путаница. Дата производства и дата приобретения бывает совершенно разной.
Тут возникает другой вопрос. Покупателю нового автомобиля нужно получить полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Но ведь ОСАГО без диагностической карты якобы получить нельзя. Полис вам выдадут и без диагностической карты при условии, что машине не больше 3 лет с даты изготовления. Потому получать первую страховку и продлевать её можно без техосмотра.
Договор автострахования часто можно подписать непосредственно в автосалоне, если он сотрудничает со страховой компанией и имеет специалиста в штате. Если же страховщика у автодилера нет, либо клиент хочет обратиться в другую страховую организацию, на это ему даётся 10 дней с момента приобретения транспортного средства.
По закону владельцы новых автомобилей освобождаются от технического осмотра на 3 года. Но это никак не мешает водителю по собственной инициативе пройти диагностику. Делается это обычно с целью убедиться, что транспортное средство находится в исправном состоянии.
Диагностическая карта
Не лишним будет разобраться в функциях и особенностях диагностической карты, которая необходима для получения страховки на автомобили возрастом старше 3 лет с момента из производства.
Диагностическая карта является специальным документом, в котором подводятся итоги проведённого технического осмотра. Когда проверка заканчивается, автовладелец получает соответствующую бумагу.
Документ предоставляется в обычном формате А4, где вносится информация с двух сторон листа. Бумага заверяется подписью представителя автосервиса и печатью оператора, который проводил технический осмотр.
Чаще всего диагностическую карту выдают в чёрно-белом цвете, но иногда попадаются цветные бланки. Это не играет принципиальной роли.
В диагностическую карту вписываются результаты проведённой диагностики транспортного средства. Если проверка показала, что никаких неисправностей в машине обнаружено не было, водитель берёт эту карту и идёт с ней в страховую компанию, где на основании документа об успешном техосмотре выдаётся полис ОСАГО.
Если же неисправности присутствуют, их придётся устранить в максимально сжатые сроки. Некоторые сервисные центры предлагают свои услуги по ремонтно-восстановительным работам. Если их расценки вас устраивают, и вы уверены в качестве выполненных работ, тогда можно согласиться и на такой вариант. Как только дефекты устранены, автовладелец повторно посещает сервисный центр и ещё раз проходит полную диагностику. За повторный осмотр нужно платить.
Проверяя сервис на предмет наличия у него аккредитации, сомнений в подлинности документа обычно не возникает. Но иногда лучше перестраховаться, и проверить, действительно ли вам выдали настоящую диагностическую карту. Для этого достаточно зайти на сайт ЕАИСТО и проверить по номеру. Это единая база, к которой легко получить доступ.
Обычно проверку делают перед посещением офиса страховой компании. Там всё равно будет проводиться анализ документа по базе союза автостраховщиков.
Кстати, автовладельцы с большим опытом эксплуатации транспортных средств прекрасно помнят о небольших талонах, которые выдавали после прохождения проверки технического состояния транспортного средства. Но их давно отменили. Потому не удивляйтесь, если по завершению всех процедур вы получите лист А4. Это диагностическая карта, которая заменила прежние талоны.
Штрафы
Ходит много споров относительно того, наложат ли на водителя штраф, если у него отсутствует диагностическая карта, то есть подтверждение прохождения ТО.
Здесь всё просто. Водителям обычных легковых машин категории В опасаться штрафов не стоит. По правилам они не обязаны возить с собой диагностическую карту. И при её отсутствии никакого штрафа выписано не будет. Но тут есть один нюанс. Отсутствие технического осмотра не позволяет получить страховку. А вот езда без страхового полиса уже предусматривает штрафные санкции.
Кого оштрафовать за отсутствие техосмотра могут, так это водителей такси, грузовиков и автобусов для перевозки людей, а также машина для транспортировки опасных грузов. Вот как раз они обязаны предъявлять такой документ. При его отсутствии накладывается штраф. Размер наказания составляет от 500 до 800 рублей.
Покупка диагностической карты
Есть отдельная категория людей, которые по тем или иным причинам не хотят действовать в рамках закона. То ли они не уверены в исправности своего транспортного средства, или не хотят тратить время на поездки в автосервисы.
Итогом является поиск людей и фирм, которые готовы за определённое вознаграждение сделать диагностическую карту, по факту не проверяя сам автомобиль. Т есть они пытаются купить техосмотр.
Никто не говорит, что в нашей стране сделать это невозможно. В сети есть множество предложений от людей, которые готовы сделать диагностическую карту. Даже есть свой прайс-лист. Но тут важно понимать, что наверняка покупатель такого документа получит на руки подделку.
Следует учитывать, насколько рискованным мероприятием является незаконная покупка диагностической карты, и к каким финансовым последствиям может это привести. Больше остальных рискуют сами операторы сервисных центров. Если они выдадут хоть один поддельный документ, и этот факт вскроется, тогда он будет обязан выплачивать солидный штраф. Его размер составляет от 100 тысяч рублей. Но можно добиться и 300 тысяч. Дополнительно оператор становится ответственным лицом в случае ДТП с участием транспортного средства, на которое было выдано поддельное свидетельство о прохождении технического осмотра.
В связи с этим официальные организации, то есть аккредитованные сервисные центры не будут заниматься подобными делами. У них слишком большие риски, а выгода от продажи поддельных документов минимальная. Покупать его за десятки тысяч рублей никто не будет, поскольку официально карта стоит не более 1000 рублей.
А потому подавляющее большинство предложений о продаже диагностических карт поступает от мошенников. Они самостоятельно заполняют электронные бланки, вносят туда выдуманную информацию и распечатывают на принтере. Берут любые похожие на оригинальные печати, ставят подписи и отдают покупателю под видом оригинального и подлинного документа.
Но раскрыть факт мошенничества предельно просто. Такая карта никогда не пройдёт даже элементарную проверку через базу союза автостраховщиков. А потому водитель никак не сможет оформить полис страхования по такой диагностической карте.
Подумайте очень внимательно над тем, стоит ли вообще пытаться обмануть кого-либо. Риски слишком велики. Реальной пользы от покупки поддельных карт нет. Вы только зря потратите время и деньги. Эти ресурсы лучше задействовать для ремонта автомобиля, чтобы наверняка без особых проблем пройти официальный технический осмотр, по результатам которого будет выдан подлинный документ.
Важные нюансы
Есть несколько особо важных моментов, о которых обязан помнить каждый автовладелец. Это прописные истины, непосредственно касающиеся технического осмотра для транспортных средств.
- Возраст. Все постоянно путаются в понятии возраста автомобиля. Часто владелец утверждает, что его машине, к примеру, 3 года, поскольку он купил её в 2015 году. Но с конвейера этот автомобиль сошёл в 2013 году. Потому реальный и правильный для отсчёта перед техническим осмотром возраст составляет 5 лет. Дата начала эксплуатации тут не играет никакой роли. Только дата производства.
- Диагностическая карта для машин до 3 лет. Интересная ситуация, которая возникает иногда при обращении в страховую компанию для получения полиса ОСАГО. Представители страховой организации аргументируют своё требование предъявить диагностическую карту тем, что при дорожно-транспортном происшествии автовладелец не получит заслуженную компенсацию за материальный ущерб. Ведь он не обеспечил страховщика документами, которые подтверждали бы факт технической исправности машины. Если вам предъявляют подобные требования, можете смело обращаться в полицию или жаловаться в ассоциацию автостраховщиков. Это совершенно незаконное действие. До 3 лет с момента производства страховку обязаны выдавать без диагностической карты.
- Международные требования. Все озвученные правила относительно технического осмотра рассматривались применительно к законам, действующим на территории Российской Федерации. Если автомобилист планирует поехать на своей машине в другую страну, здесь следует отталкиваться от требований международных конвенций. А они говорят нам о том, что при прохождении таможни в перечень необходимых для предъявления документов входит та самая диагностическая карта. Это гарантия того, что въезжающая в другую страну машина находится в исправном техническом состоянии. Бывает и так, что представители таможни считают недостаточным факт наличия бумаги. Они имеют право провести осмотр на месте при наличии специализированного оборудования.
- Степень износа и ваша ответственность. Важно понимать, что технический осмотр больше нужен самому автовладельцу, а не страховой компании. Эта бумага для них является лишь основанием для выдачи страхового полиса. Но именно владелец находится за рулём транспортного средства. И если машина находится в неисправном состоянии ещё до 3-летнего возраста, создаётся большая угроза для всех участников дорожного движения. Потому при агрессивной манере вождения, плохих дорогах и подозрениях о неисправностях, лучше пройти внеплановую диагностику и убедиться в адекватном состоянии всех технических узлов транспортного средства.
Делайте диагностику не ради кого-то или чего-то. Проводите проверку для себя и собственного успокоения.
Никаких существенных сложностей при прохождении технического осмотра автомобиля возникать не должно, если машина изначально находится в исправном состоянии. При наличии проблем их лучше устранить заранее, чтобы дважды или трижды не проходить повторное ТО. И не стоит надеяться на то, что какие-то косяки специалисты не заметят, либо смогут простить вам на первый раз. Так это не работает. Исправная машина является гарантией безопасности дорожного движения.
Сервисный центр не хочет нести ответственность за то, что у вас вдруг посреди дороги отвалится колесо или сломается рулевой механизм, сделав транспортное средство практически неуправляемым.
А насчёт возможности покупки диагностической карты вообще думать не стоит. Это самый плохой вариант, который только можно придумать. Такой документ 100% будет поддельным, что обнаружат при первой же проверке диагностической карты.