Под европротоколом понимают процедуру упрощенного протоколирования обстоятельств совершения ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. Данная процедура используется в развитых странах достаточно давно, обретя правовой статус в России в 2009 году. В сущности, европротокол представляет собой бланк специального извещения об аварии с участием двух сторон, позволяющий потерпевшему получить компенсационные выплаты от страховой компании при условии соблюдения ряда требований. европротокол при ДТП позволяет упростить процедуру его оформления для облегчения нагрузки на транспортную магистраль и предотвращения образования пробок на дорогах.
Содержание
Европротокол: история изменений
Первая версия условий, при которых имелась возможность воспользоваться процедурой европротокола, предполагала участие в ДТП двух ТС, отсутствие пострадавших и разногласий в оценке происшествия, наличие у обеих сторон полиса ОСАГО. При этом максимальный размер страховых выплат ограничивался лимитом в 25 тысяч рублей.
С первых дней вступления в силу положения о европротоколе он подвергся резкой критике как со стороны экспертного сообщества, так и самими водителями. При этом главным недостатком признавались трудности с правильной оценкой сторонами нанесённого ущерба. Недостаточная, по мнению большинства, предельная сумма компенсационных выплат также была причиной недовольства автовладельцев. Наконец, условия использования европротокола предоставляли богатые возможности для мошеннических действий как со стороны участников дорожного движения, так и со стороны страховых компаний. В частности, начали проявляться случаи инсценировки ДТП с целью получения страховой компенсации, а любые неточности в оформлении бланка документа и сегодня активно используются страховщиками для затягивания рассмотрения конкретных страховых случаев и отказа в выплате компенсаций.
Об этом свидетельствуют и бесстрастные статистические данные: на протяжении 2009-2014 года процент удовлетворённых заявлений не превысил 10%, что, конечно же, откровенно низкий показатель, подрывающий доверие к европротоколу.
По этим причинам летом 2014 года на законодательном уровне было внесено ряд поправок, призванных улучшить процедуру. Так, верхний лимит по компенсационным выплатам был увеличен вдвое – до 50 тысяч рублей, были решены некоторые организационно-правовые коллизии (обоим сторонам предоставлялось пять рабочих дней на отправку заполненного и заверенного бланка извещения в страховую компанию, потерпевшая сторона, кроме извещения, обязывалась предоставить соответствующее заявление, без которого выплата компенсации была невозможной).
Страховщики в случае несогласия с требованиями заявителя получали возможность проведения технической экспертизы пострадавшего и виновного автомобиля, и отказ от предоставления транспортного средства для проведения такой экспертизы расценивался как повод в отказе от компенсационных выплат.
Кроме того, запрещалось производить ремонт ТС, ставшего участником ДТП, на протяжении 15 суток с момента совершения ДТП.
Осенью того же года Правительство РФ утвердило Постановление №1002 «О внесении изменений в Правила предоставления данных страховщикам о совершённом ДТП, а также о требованиях, предъявляемых к техническим средствам фиксации обстоятельств ДТП с использованием устройств, не допускающих возможности последующей корректировки полученных данных». Правда, действие Постановления распространялось только на территорию Подмосковья и Ленинградской области (включая Москву и Санкт-Петербург). Но главным достоинством документа считалось увеличение размера максимальной страховой выплаты до 400 тысяч рублей.
Разработчики Постановления постарались учесть вероятность совершения мошеннических действий, которая увеличилась пропорционально росту размера компенсационных выплат. Отныне сбор доказательств ложился на плечи водителей, при этом предпочтение отдавалось техническим средствам/методам фиксации обстоятельств аварии. Устройства, используемые для этих целей, не должны обладать возможностью корректировки важной информации.
Планировалось повсеместное применение таких техсредств, как видеорегистраторы и спутниковые навигаторы, обладающие функцией использования данных системы ГЛОНАСС или других спутниковых систем глобального действия. Однако на момент подготовки документа соответствующая техническая база, касающаяся оснащения ТС такими средствами, не была готова. По этой причине внедрение процедуры было решено осуществлять с экспериментальным статусом, который действовал до конца 2015 года.
Многие водители не только не знали, как выглядит европротокол, но и откровенно слабо ориентировались в практическом применении описанных выше технических устройств, а при оформлении ДТП предоставление соответствующих видео- и фотоматериалов страховщикам, сделанных не позже одного часа с момента совершения аварии, стало обязательным требованием. Без него предоставление требуемого пакета документов для выплаты компенсации считалось недостаточным. Кроме того, сторона, считающая себя пострадавшей, при передаче страховой компании носителя, содержащего снимки с места ДТП (с указанием точных координат), должна написать заявление, в котором указать, что корректировка данных не производилась.
Отметим, что на протяжении этого экспериментального периода допускалось использовать любые техсредства контроля, лишь бы они обеспечивали фиксацию обстоятельств аварии с указанием времени/места.
Осенью 2017 года Правительство приняло решение о возможности безлимитного оформления европротокола владельцами только тех автомобилей, которые оснащены средствами оперативного оповещения о совершении ДТП системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Проект документа, подготовленного специалистами Минтранса, предполагал, что потерпевший в аварии должен не позже 10 минут после совершения ДТП нажать кнопку аварийного оповещения системы ЭРА-ГЛОНАСС, в результате чего вся зафиксированная телеметрическая информация, касающаяся обстоятельств дорожного происшествия, должна в автоматическом режиме быть пересланной на сервера страховой компании. Эта информация должна содержать такие сведения, как координаты места происшествия, скорость, направление движения, ускорение транспортного средства, динамометрическую силу столкновения и другие данные. Все эти новшества, составившие основу трёх новых ГОСТов, начали действовать с начала 2018 года. Используя информацию, переданную системой спутниковой навигации/связи ЭРА-ГЛОНАСС, страховщик принимает решение о возможности осуществления компенсационных выплат по страховому случаю с применением процедуры безлимитного европротокола. При этом необходимость оформлять стандартные бланки-извещения о ДТП нивелирована не была.
Ещё одно новшество касалось возможности использования европротокола в случаях, когда стороны не достигли согласия касательно определения виновника аварии. Фиксация данных о ДТП может производиться и с использованием смартфонов, при условии использования специального приложения, обладающего лицензией РСА.
Очередные изменения процедуры оформления ДТП по европротоколу были внесены в мае 2018 года. В соответствии с ними, максимальный порог компенсационных выплат увеличился до 100 тысяч рублей. Данное положение вступило в действие с июня месяца и коснулось только тех регионов, где не действует безлимитный режим оформления европротокола.
Возможность оформления транспортного происшествия европротокола при ДТП без согласованного мнения участников появилась благодаря использованию фиксации посредством современных «техсредств контроля». При наличии разногласий они должны быть соответствующим образом отображены обоими участниками транспортного происшествия.
Основная проблема состоит в том, что, хотя на данный момент все новые авто, произведённые в России, оснащаются комплексами ЭРА-ГЛОНАСС, их суммарное количество на 2017 год не превышало 1.2 миллиона экземпляров. То есть говорить о полном охвате такими спецсредствами всего парка ТС говорить не приходится. Ещё одно существенное ограничение, препятствующее распространению европротокола, заключается в наличии единственного лицензированного РСА мобильного приложения. Конкурентов пока нет, поэтому данная программа, мягко говоря, является «сырой». Что не удивительно, поскольку у РСА даже отсутствуют чётко определённые требования к подобного рода приложениям.
Когда допустимо использование европротокола
Действующая на данный момент правовая база в отношении использования фиксации обстоятельств ДТП с применением европротокола может быть задействована при соблюдении следующих обязательных условий:
- авария произошла по причине столкновения двух ТС (включая автотранспорт с прицепом), при этом оба автомобиля застрахованы владельцами по системе гражданской ответственности ОСАГО,
- в результате аварии причинён ущерб только автомобилям, участвовавшим в столкновении (другие автомобили, ограждения, багаж, перевозимое имущество не пострадали), а водителям, равно как пассажирам и другим участникам дорожного движения, не нанесён ущерб здоровью,
- обстоятельства совершения аварии, характер, количество и список нанесённых повреждений не вызывают у участников ДТП никаких разногласий, и все эти сведения зафиксированы должным образом в бланке-извещении европротокола обоими водителями с проставлением соответствующих подписей. Если одну из сторон не устраивает сведения, изложенные в извещении другим водителем, урегулирование ситуации возможно только с привлечением сотрудника ГИБДД. В последней редакции закона разногласия допускаются, однако доказательства по ДТР должны быть предоставлены участниками аварии, причём они должны быть зафиксированы с использованием системы ГЛОНАСС,
- размер страховой компенсации, выплачиваемой потерпевшей стороне для возмещения вреда автомобилю в результате аварии, не должен превышать 100000 рублей. Если пострадавшая сторона считает, что этого недостаточно, чтобы выполнить надлежащим образом ремонтные работы, регистрация ДТП должна совершаться с привлечением сотрудников дорожной полиции.
Этой информации достаточно, чтобы знать, как оформить ДТП по европротоколу без ГИБДД. Если не выполняется хотя бы одно требование из перечисленных выше, фиксация дорожного происшествия выполняется в стандартном порядке.
Отдельно стоит упомянуть случай, когда участником аварии оказалось автотранспортное средство, имеющее иностранные регистрационные номера, то есть его владелец не имеет оформленного полиса КАСКО/ОСАГО. В этом случае фиксация ДТП по упрощённой схеме также возможна, но при наличии у владельца ТС с иностранными номерами страхового полиса международного образца «Зеленая карта». В этом случае все детали, касающиеся процедуры оформления европротокола, а также получения полагающихся выплат по Green Card можно получить, обратившись по доступным каналам связи к представителю РСА.
Порядок действий после аварии
Перед тем, как оформить европротокол, необходимо выполнить ряд действий, о которых участники ДТП часто забывают, что можно оправдать стрессовым состоянием. Поэтому имеет смысл привести алгоритм действий, позволяющий в полной мере учесть требования действующего законодательства:
- нужно немедленно прекратить дальнейшее движение. Это требование необходимо исполнить независимо от таких обстоятельств, как место совершения ДТП и его последствия (остановится нужно даже если автомобиль получил незначительные повреждения и в состоянии двигаться дальше). После остановки нужно покинуть машину, чтобы оценить масштаб и все значимые обстоятельства дорожного происшествия,
- следующий шаг – установка в соответствии с требованиями пункта 7 (подпункт 72) ПДД знака аварийной остановки: если ДТП произошло в пределах населённого пункта – на расстоянии 15 и более метров от транспортного средства, если вне его – минимальное расстояние установки знака увеличивается до 30 метров,
- необходимо зафиксировать все следы, относящиеся к совершенному происшествию. Сделать это можно с помощью смартфона или другого устройства, имеющего фотокамеру и позволяющего записывать видео. Снять нужно общий вид (желательно панорамный) места аварии, все видимые повреждения, замеченные у обоих автомобилей, обязательно – их регистрационные номера. Если на дорожном полотне имеются автомобильные обломки/или следы торможения, зафиксировать нужно и их,
- если дорожное происшествие видели третьи лица, необходимо взять у таких свидетелей контактные данные (ФИО/конт. телефон/адрес). Если они согласны, желательно зафиксировать их показания в письменном виде или в видеоматериале. Если после оформления европротокола участники ДТП покинули район совершения аварии, и между ними вдруг возникли разногласия, касающиеся оценки обстоятельств и последствий происшествия, наличие таких свидетельских показаний может оказать неоценимую помощь при расследовании страхового случая сотрудниками страховой компании,
- заполнить извещение о ДТП согласно европротоколу.
После оформления и подписания европротокола обеими сторонами можно покинуть место аварии.
Образец заполнения бланка
Оформление ДТП с применением упрощённой процедуры производится на специальном бланке, называющемся «Извещение о ДТП». Данный документ состоит из основного листа, под которым располагается вкладыш, на который автоматически переносится вся информация, вносимая в основной лист.
Заполнение извещения о ДТП
Лицевая сторона бланка извещения состоит из двух колонок с одинаковыми строками, которые заполняются отдельно каждым из водителей. На обратной стороне вносятся любые дополнительные сведения, касающиеся аварии и заверенные обеими сторонами.
После заполнения европротокола основной лист отделяется от вкладыша. Абсолютно неважно, кто из водителей получит оригинал, а кто копию – оба листа обладают идентичной юридической силой.
В последнее время на третьем листе часто располагают образец заполнения европротокола, что может использоваться обоими водителями для недопущения ошибок и неточностей, которые могут привести к отказу от страховых выплат.
Где можно взять бланк европротокола, если по каким-либо причинам он отсутствует у обоих участников дорожного происшествия?
Стандартный способ получения состоит в выдаче его на бесплатной основе представителем СК при оформлении договора. Можно восполнить его отсутствие, обратившись в офис СК с соответствующей просьбой, однако в большинстве случаев такая возможность выглядит как малореальная. Альтернативный способ заключается в скачивании бланка и последующем его распечатывании, однако в этом случае функция самокопирования будет недоступной, и придётся заполнять документ дважды, причём абсолютно идентично.
Правила оформления европротокола
Приступая к составлению европротокола, необходимо убедиться в наличии оборотной и лицевой стороны документа, а также вкладыша с функцией самокопирования. При заполнении лицевой стороны проследите, чтобы информация в полном объёме попадала и на нижний лист. При внесении данных следует использовать только обычную шариковую авторучку – гелевые и чернильные при попадании влаги растекаются, а надписи, выполненные карандашом, легко стереть ластиком.
Помните, что, если возникнут такие малозначительные разногласия, как выбор бланка, который должен присутствовать в обеих машинах, или выбор стороны заполнения, или получение оригинала или копии документа, их придётся решать, привлекая сотрудника ГАИ, поэтому всегда должна присутствовать готовность к компромиссам, по крайней мере, по несущественным вопросам.
Начинать заполнение извещения следует с лицевой стороны, где содержится множество полей, заполняемых участниками ДТП по очереди (один – с левой стороны бланка, другой – справа). Эти поля описывают всю информацию, касающуюся обстоятельств аварии, особенно влияющих на определение подпадания события под страховой случай.
Особенно важно соблюдать правила оформления европротокола при совершении ДТП в редакции 2018 года, заполняя пункт 14 бланка. Здесь излагаются подробности полученных повреждений, их объём и характер. Нужно стараться описать эти повреждения как можно более подробно, но вместе с тем лаконично. Сложность заключается в том, чтобы согласовать эта данные с другим участником аварии, поскольку он может дописать в протокол и те дефекты, которые не имеют отношения к данному ДТП. При описании таких повреждений рекомендуется использование таких общеупотребительных терминов, как царапины, вмятина, трещины, отслоения, характеризующие внешние характеристики обнаруженных при осмотре дефектов.
Вполне вероятно, что скрытые дефекты удастся обнаружить не сразу – на этот случай имеются соответствующие рекомендации, которые мы рассмотрим ниже.
Не менее важным является 16-й пункт европротокола, в котором излагаются обстоятельства совершения столкновения. Их также нужно описывать максимально кратко, но ёмко, не упуская ни одного аспекта, касающегося произошедшего.
Важно упомянуть совершаемые непосредственно перед ДТП и во время его манёвры автомобиля с учётом следующих нюансов:
- стоянка не тождественна остановке. Хотя эту прописную истину постоянно втолковывают во время курсов, эти понятия часто путают как новички, так и достаточно опытные водители. Указав в протоколе «стоянка» при остановке на светофоре, во время которой и произошло столкновение с другим ТС, вы рискуете остаться без страховых выплат из-за такой, казалось бы, мелочи. Страховщики любят придираться к подобным неточностям,
- если столкновения произошло во время обгона или когда автомобиль перестраивался на другую полосу движения, в извещения эти манёвры так и обозначаются: «менял полосу» или «совершал обгон».
В 17-м пункте подробно опишите схему совершения ДТР, нарисовав разметку в районе аварии с указанием особенностей дорожной обстановки (наличие светофоров, дорожных знаков, указателей направлений, остановок общественного транспорта, указав названия улицы и по возможности – номера домов).
Поскольку размер поля «Обстоятельства» ограничен, вы можете не уложиться в его рамках. Дополняющие картину происшествия сведения можно указать в поле «Замечания», которое и предназначено для описания подобных пояснений.
Отметим, что второй участник ДТП должен быть согласен с тем вариантом описания дорожного происшествия, который вы изложили на своей стороне извещения. В противном случае бланк будет испорчен, а второго может не оказаться, и придётся для фиксации аварии вызывать гаишника.
После заполнения левой/правой частей бланка следует проставить подписи. Подписывать нужно как свою половину бланка, так и чужую, предварительно тщательно её изучив на предмет наличия несогласованных деталей дорожного происшествия.
Следующий шаг грамотного оформления европротокола – переход к обратной стороне извещения, где отображаются все дополнительные сведения, касающиеся происшествия и не попавшие на лицевую сторону ввиду дефицита места. Если и обратной стороны оказалось недостаточно для изложения обстоятельств аварии, продолжить заметки допустимо на чистом листе бумаги формата А4, который прикладывается к бланку, а на основной части указывается приписка «Содержит приложение». Отметим, что эти записи также должны быть согласованы и подписаны обоими участниками происшествия.
Важно помнить, что отсутствие детализованного описания обстоятельств ДТП может заставить страховщика самостоятельно заняться добычей недостающих сведений, и в этом случае не гарантировано, что найденная таким способом информация позволит классифицировать аварию как страховой случай. Это может сказаться и на сроках осуществления страховых выплат.
Европротокол следует заполнять чётким, разборчивым, не допускающим разночтения почерком. Все пункты должны быть заполнены, даже если они представляются участнику происшествия малозначительными. Если определённая графа не может быть заполнена по причине отсутствия надлежащей информации, в ней проставляется отметка «Сведения отсутствуют»
Аккуратность требуется от обеих сторон, поскольку при допущении любой ошибки или неточности, при повреждении или утере бланка придётся повторять процедуру с использованием нового извещения.
Если европротокол был оформлен и разделён, но после этого выяснилось, что в нём отсутствуют важные сведения, упущенные ранее, их можно дописать и позже на обеих сторонах бланка, при этом любые корректировки, исправления и дополнения заверяются подписями обоих водителей.
Отметим, что знания, как заполнять европротокол, будут весьма полезными, но всегда существует риск, что в определённый момент согласование деталей зашло в тупик, или после оформления бланка другая сторона отказалась от проставления подписи. В таких случаях применение упрощённой процедуры оформления аварии не представляется возможным. Для решения разногласий потребуется вмешательство представителя ГИБДД и применения стандартного порядка оформления происшествия.
Порядок действий после оформления европротокола
Если фиксация обстоятельств аварии производилась с использованием автоматических технических средств, соответствующих действующей редакции Положения, полученные сведения и сопутствующие фото- и видеоматериалы могут быть переданы в страховую компанию автоматически. В противном случае каждому из участников ДТП даётся 5 дней на передачу заполненного европротокола страховой компании.
Посетив офис страховщика, пострадавший должен:
- вручить представителю компании свою часть извещения, получив от него заверенную копию, которую, возможно, придётся демонстрировать сотруднику ГАИ в случае остановки ТС для объяснения причин наличия на машине повреждений,
- после этого следует написать заявление, в котором потребовать возмещения ущерба в соответствии со страховым полисом,
- если имеющиеся материалы (фото и видео) были записаны на сменный носитель, его также следует передать для ознакомления представителю страховщика, при этом нужно указать, что эта информация не скопирована и содержится в единственном экземпляре,
- если пострадавшая сторона не согласна с решением страховой компании, основанным на предоставленных или собранных сведениях, она может провести независимую экспертизу своего и другого транспортного средства. Для этого обоим участникам происшествия запрещается на протяжении 15 дней производить ремонт транспортного средства.
Если текущие обстоятельства требуют немедленного восстановления функциональности пострадавшего авто, он может приступить к ремонту, получив разрешение со стороны страховщика.
Как видим, соблюдение всех норм закона при совершении ДТП, не приведшего к необходимости судебного разбирательства, также имеет огромное значение. Правильно заполненный европротокол позволит вам ускорить вынесение положительного решения страховой компанией.