Существует распространённое заблуждение, что любая частная собственность может и должна эксплуатироваться только её владельцем, без вмешательства со стороны третьих лиц. Если говорить о транспортных средствах, то здесь вступает в силу принцип общественной опасности подобной собственности. Ненадлежащее обслуживание автомобиля угрожает не только его владельцу, но и остальным участникам ДД. Именно поэтому ответственность за состояние транспортного средства возлагается и на автовладельца, и на государственные органы, а сама необходимость периодичной проверки ТС регулируется на законодательном уровне (в частности, ФЗ «О техосмотре»).
Содержание
Что такое техосмотр
Под данным термином понимается процедура проверки компетентными специалистами техсостояния автомобиля – как базовых узлов и агрегатов, так и дополнительного оборудования. Проверка осуществляется для того, чтобы удостовериться в соответствии состояния ТС требования норм безопасности. Если такого соответствия нет, автомобиль лишается допуска к эксплуатации. В таких случаях необходимо предпринять меры по устранению обнаруженных недостатков и пройти повторную проверку.
Отметим, что в настоящее время на территории РФ действуют правила и нормы прохождения ТО (эту аббревиатуру часто используют и для обозначения техобслуживания автомобиля, но в данном контексте оно будет применяться исключительно как «техосмотр»), принятые в 01.01.2012 (с изменениями, внесёнными 04.07.2014).
В числе самых частых вопросов, касающихся данной процедуры – как часто проходят техосмотр автомобиля. Ответ на него одной фразой невозможен, поскольку на сроки проведения ТО влияет множество факторов, и прежде всего – тип автотранспортного средства и его возраст, вне зависимости от сроков и частоты эксплуатации.
Позже мы детально рассмотрим градацию периодичности проведения данной процедуры, особо не вникая в её технический аспект, поскольку эта тема также достаточно обширна. Отметим лишь, что существует категория транспортных средств, на определённый срок освобождённых от необходимости проведения ТО, а сама проверка осуществляется с целью выявления всех критически важных дефектов и поломок, не позволяющих безопасно эксплуатировать автомобиль. Оценка его работоспособности осуществляется по достаточно большому списку характеристик, а результатом проверки является экспертное заключение о возможности/невозможности дальнейшей эксплуатации машины.
В последнем случае автовладелец обязан в двадцатидневный срок устранить все выявленные недостатки, после чего предоставить авто для повторного проведения техосмотра. Если результаты повторного ТО окажутся положительными, водителю выдаётся диагностическая карта, без которой он не сможет получить полис ОСАГО.
Зависимость сроков проведения ТО от возраста ТС
Прежде всего, отметим, что все автотранспортные средства, чья разрешённая масса не превышает 3.5 тонны (легковые/грузовые авто), а также прицепы/полуприцепы и мототехника, чей возраст составляет менее трёх лет, в проведении техосмотров не нуждаются. По прошествии этого льготного периода, на протяжении которого ТС считается новым и не требующим проверки техсостояния, процедура прохождения ТО становится обязательной.
Не подпадают под это правило только прицепы, при условии, что их масса не превышает те же 3.5 тонны, а их владельцы – физлица.
Автомобили возрастом от трёх лет, согласно отечественному законодательству, считаются подержанными, а сроки прохождения техосмотра таких автомобилей следующие:
- для 3-7-летних ТС техосмотр проводится через два года,
- для более возрастных машин осмотр проводится ежегодно.
Приведём для наглядности простой пример. Если вы являетесь обладателем авто, выпущенного в 2016 году, то первое ТО нужно будет пройти в 2019 году, второе и третье – с двухлетним интервалом, а все последующие – ежегодно.
Есть и исключения из этих правил. Так, независимо от возраста, ежегодной процедуре техосмотра подвергаются следующие категории транспортных средств:
- грузовики, чья разрешённая масса превышает 3.5 тонны,
- оборудованные спецсигналами автотранспортные средства,
- легковые/грузовые автомобили, используемые в качестве обучающих (и соответствующим образом оборудованные).
Ещё чаще (каждые полгода) нужно проходить осмотр для тех ТС, которые занимаются пассажирскими перевозками или транспортировкой опасных грузов, поскольку от исправности их технического состояния зависит жизнь большого количества людей. К таким транспортным средствам относятся:
- автобусы,
- легковые авто, используемые в качестве такси,
- спецсредства вместе с прицепами, специализирующиеся на перевозках ОГ,
- грузовики, систематически используемые для пассажирских перевозок и оборудованные сидениями в количестве 8 и более (водительское кресло в расчёт не идёт).
Отметим, что приведенные регламентные сроки проведения техосмотра автомобилей являются обязательными, но это не означает, что такие проверки нельзя проводить чаще. Если, например, владелец ТС намерен выехать на нём за пределы РФ, а в стране прибытия действуют другие законы касательно периодичности осуществления подобных проверок, ему может потребоваться прохождение внепланового техосмотра. В таких случаях фирма, в которую он обратился, отказать не вправе.
Автомобили с иностранными номерными знаками, пребывающие в нашей стране, подпадают под действие отечественного законодательства, в том числе и касательно прохождения ТО. В качестве подтверждающего документа, свидетельствующего о прохождении данной процедуры, их владельцы могут предъявить страховой полис международного образца «Зелёная карта» либо отечественный полис ОСАГО. В последнем случае потребуется также сертификат ТО международного образца.
Нужно ли проходить техосмотр на новой машине
Хотя мы уже упоминали, что автотранспорт возрастом менее трёх лет освобождается от проверки техсостояния, здесь имеется несколько нюансов, о которых стоит рассказать.
Во-первых, многие автовладельцы путают понятия возраст автомобиля и срок владения им. Если вы приобрели новое авто два года назад, это вовсе не означает, что ещё год вам прохождение техосмотра не потребуется, поскольку он может быть изготовлен 4 или 5 лет назад, и именно эта дата принимается в расчёт.
Во-вторых, в некоторых случаях автопроизводитель предлагает бесплатное прохождение такой процедуры, закрепив это право в гарантийном талоне. Игнорировать возможность проведения такой техэкспертизы своего автомобиля не следует, ведь не исключён вариант, что в результате проверки обнаружится неисправность, выявить которую самостоятельно вы вряд ли бы смогли.
В-третьих, водителям, предпочитающие агрессивный стиль езды, отказываться от внепланового осмотра состояния машины также не рекомендуется – по той же причине, что указана выше.
Наконец, если владелец нового авто планирует выехать за рубеж. Ему также придётся пройти техосмотр, не дожидаясь регламентных сроков.
Что касается полиса ОСАГО, то для новой машины его можно получить, не предъявляя диагностическую карту. В частности, обычной практикой считается оформление страховки непосредственно в салоне, в момент приобретения авто – обычно здесь всегда присутствуют представители страховых компаний, сотрудничающих в данном вопросе с автосалоном. Если владелец желает заключить договор с другим страховщиком, у него есть 10 дней с момента покупки для посещения понравившейся страховой компании. До достижения автомобилем трёхлетнего полис ОСАГО можно получить без наличия документа о прохождении техосмотра можно и в онлайн режиме.
Когда требуется наличие диагностической карты
До 2012 года единственным документом, подтверждающим прохождение конкретным транспортным средством планового технического осмотра, был специальный талон, наклеиваемый на лобовое стекло автомобиля, в котором указывалась дата проведения осмотра и данные автовладельца. Отсутствие этого талона являлось нарушением, карающимся наложением штрафных санкций вплоть до конфискации машины.
С 2015 года талоны были окончательно заменены диагностическими картами, отсутствие которых не является нарушением, но без них получить полис ОСАГО нереально.
Диагностическая карта, выдаваемая после успешного прохождения ТО, представляет собой документ, в котором фиксируется состояние всех основных агрегатов/узлов проверяемого автомобиля, а также указывается заключение эксперта, подтверждающее или опровергающее соответствие техсостояния ТС стандартам в области безопасности эксплуатации транспортных средств. Отметим, что в настоящее время эти нормативные документы по большей части совместимы с европейскими нормативами и требованиями.
Отметим также, что сама процедура выдачи диагностической карты кардинально отличается от оформления талона о прохождении ТО. Главной особенностью техосмотра является отсутствие на этом мероприятии представителей ГИБДД. Его проведение – прерогатива авторизованных операторов, штат сотрудников которых и отвечает за проведение тщательного осмотра автотранспортного средства. Именно они и занимаются оформлением диагностической карты, один экземпляр которой выдаётся на руки автовладельцу, а второй остаётся у оператора. Кроме того, все сведения, указанные в ДК, обязательно дублируются в электронном виде, и эти сведения заносятся в БД системы ЕАИСТО.
По этой причине утеря диагностической карты не приведёт к таким же отрицательным последствиям, как, скажем, утрата договора купли-продажи ТС. Достаточно обратиться в компанию, осуществлявшую осмотр вашей машины, чтобы получить на руки дубликат документа, причём на это уходит обычно не более часа. Правда, эта процедура не бесплатна – вам придётся внести госпошлину (её размер – 10% от стоимости проведения техосмотра на момент подачи заявления), и только при предъявлении квитанции об оплате вам выдадут дубликат ДК.
Многие наши соотечественники ввиду необязательности игнорируют и прохождение ТО, и получение полиса ОСАГО. Между тем и первая процедура, и страховой полис являются в определённой степени гарантией того, что ваш автомобиль находится в исправном состоянии, а в случае возникновения на дороге нештатных ситуаций страховка позволит вам компенсировать значительную часть средств, которые будут потрачены на ремонт пострадавшего автомобиля.
Впрочем, существуют ситуации, требующие обязательного наличия диагностической карты. Об одной из них мы уже рассказывали – это выезд за пределы страны. Второй подобный случай – продажа автомобиля. Новый владелец вправе потребовать от вас документа, в котором отражено технической состояние машины.
Необязательность оформления диагностической карты касается не всех транспортных средств. В частности, КоАП предусматривает взимание штрафа за непредоставление диагностической карты (или предоставление недействующей на текущий момент), вилка которого составляет 500-800 рублей, для следующих ТС:
- автобусов,
- такси,
- грузовиков, занимающихся пассажирскими перевозками и оборудованных местами для сидения числом более восьми,
- специализированных ТС, занимающихся транспортировкой грузов из категории опасных.
Во всех остальных случаях наличие ДК является необязательным, оформлять и возить с собой этот документ не нужно.
Но в который раз отметим, что подобная необязательность может сослужить вам плохую службу. Так, в соответствии со статьёй №14 ФЗ «Об ОСАГО», если у вас отсутствует диагностическая карта, или она оказалась просроченной (а сколько действует техосмотр машины, мы уже приводили), страховая компания вправе предъявить вам, если вы являетесь виновником ДТП, так называемые регрессивные требования. В соответствии с ними вы будете обязаны возместить страховщику расходы, связанные со страховыми выплатами.
Действие положения о регрессе не касается тех же категорий ТС, которые мы перечислили чуть выше:
- автобусов,
- такси,
- грузовиков, занимающихся пассажирскими перевозками и оборудованных местами для сидения числом более восьми,
- специализированных ТС, занимающихся транспортировкой грузов из категории опасных.
Связано это с внесением соответствующей поправки, которая касается ФЗ «Об ОСАГО», которые были утверждены 30.11.2011. В соответствии с этой поправкой владельцы автотранспортных средств, относящихся к вышеперечисленным категориям, могут не предъявлять талон, а позже – диагностическую карту для получения полиса ОСАГО.
Но это не означает, что водители, управляющие этими транспортными средствами, освобождаются от административной ответственности за отсутствие ДК, если они являются участниками дорожного движения.
Таким образом, сложилась следующая коллизионная ситуация: если для перечисленных категории автотранспортных средств наличие диагностической карты проверяется работниками ГИБДД, то для всех остальных – сотрудники страховых компаний.
Некоторые нюансы, касающиеся прохождения техосмотра
Ещё раз отметим, что возраст автомобиля исчисляется не с момента заключения договора о его приобретении, а с даты изготовления машины. Примерно в 50-70% случаев приобретается автомобиль, произведённый в текущем году, большая часть остальных салонных авто – прошлогодние, но имеется вероятность и того, что вы покупаете машину, произведённую два и более года назад.
О втором моменте мы тоже уже рассказывали – необязательность прохождения ТО может оказаться условной, если вы стали участником ДТП. В этом случае без наличия диагностической карты возмещение ущерба пострадавшей стороне ляжет на ваши плечи, а если виновником оказались не вы, о выплате страховки также придётся забыть. И всё из-за вашего нежелания пройти ТО.
В последнее время набирает популярность автотуризм, причём нередко наши соотечественники предпочитают отдых за рубежом. Но поскольку РФ является полноправным участником различных международных конвенций, при пересечении границы работники таможни могут потребовать от вас предъявления диагностической карты. Отметим, что данное правило относится не ко всем странам, поэтому перед поездкой следует проконсультироваться со специалистом в области международного права и в случае необходимости пройти внеплановый техосмотр.
И, безусловно, не следует забывать о том, что техническое состояние вашего автомобиля – вещь очень серьёзная. Вы можете считать себя дисциплинированным водителем, но эксплуатировать машину в тяжёлых условиях. В любом случае возникновение серьёзной неисправности чревато очень тяжёлыми последствиями, и нередко такие проблемы возникают до достижения транспортным средством трёхлетнего возраста. Как правило, самостоятельно обнаружить такие неполадки затруднительно, прежде всего – в силу неопытности владельца нового авто, или по причине отсутствия явно выраженных симптомов. Поэтому рекомендуется проводить ТО и для новых авто, и уж тем более не игнорировать регламентные осмотры.