Автомобильное кресло нельзя считать просто посадочным местом. Раньше сиденья использовались сугубо как элемент, позволяющий водителю сесть за руль, а пассажирам разместиться рядом.
Но постепенно стало понятно, что сиденья требуется совершенствовать, делать их максимально удобными и функциональными. Ведь от посадки человека во многом зависит его комфорт, скорость утомляемости за рулём, состояние позвоночника и ног. Если кресло некомфортное, водитель быстро устанет, у него начнёт болеть спина и не только.
Потому на современных автомобилях кресла выполняют широкий перечень функций. Они отвечают не только за комфорт, но и безопасность, правильное положение тела. Конструктивно сиденья состоят из спинки, рамы и подушки как основных компонентов. Дополнительными элементами можно считать системы подогрева, массажёры, подлокотники, подголовники, а также вентиляцию.
Причём часто машина может и не иметь все эти элементы комфорта в своей заводской комплектации. Но это не мешает автовладельцу установить всё своими руками. Особенно часто автолюбители интересуются возможностью монтажа системы вентиляции.
Содержание
Что это такое
Не все понимают, зачем оснащать машины вентиляцией для сидений. Ещё до конца прошлого века никто и не задумывался над тем, чтобы в автомобиль устанавливать вентиляцию для кресел.
Но появились первые прототипы, их внедрили в автомобили, и специалисты оценили такой ход. Изначально вентиляция присутствовала только на самых дорогих и элитных автомобилях бизнес-класса. Система включается в себя комплекс вентиляторов, которые интегрируются в спинку и подушку автомобильного сиденья. Зачастую применяется по 4 вентилятора, но сейчас встречаются кресла с большим количеством.
Постепенно вентиляцию начали внедрять и в более доступные ценовые сегменты авто. Хотя до сих пор на множестве транспортных средств вентиляция доступна в самых дорогих комплектациях, либо вовсе отсутствует в перечне дополнительных опций. Это не проблема, поскольку её реально установить самостоятельно на кресло, которое даже изначально не адаптировано под размещением в нём комплекса вентиляторов.
Для начала нужно разобраться в том, что это за система и зачем она нужна. Поскольку это вентилируемое оборудование, оно способно создавать благоприятный микроклимат, обеспечивать комфортный и приятный контакт тела человека с сиденьем. Это примерно так же полезно, как иметь подогрев в период холодов.
Автомобильные вентиляционные системы, создающие необходимый микроклимат, наиболее актуальны для машин с кожаной отделкой кресел. Они могут состоять из:
- вентиляции,
- обогрева,
- массажёра.
Системы функционируют на охлаждение и обогрев, что делает их актуальными и востребованными в течение всего года. Дополнительно массажёр поддерживает спину и ноги в хорошем физическом состоянии, благоприятно влияет на здоровье человека.
По сути вентиляцией можно назвать принудительное течение воздуха в кресле, который выходит наружу в местах контакта тела человека с креслом. При этом воздух может быть тёплым или холодным, в зависимости от того, какой режим функционирования выбрал пользователь.
Как это функционирует
Следует более детально разобраться в том, как именно работает вентиляция, встроенная в кресла автомобиля. Устанавливаться такая система может на одной или несколько сидений, в зависимости от комплектации и предлагаемых опций автопроизводителем.
В наиболее простых вариантах оснащения подобное оборудование доступно только на водительском кресле. Но есть ряд автотранспортных средств, где вентиляция присутствует на передних креслах и заднем пассажирском диване.
Устройство автомобильной вентиляционной системы достаточно сложная. Функционирует она за счёт того, что подаётся воздух из салона транспортного средства. Для таких задач конструкцией предусмотрено сразу несколько специальных вентиляторов, вмонтированных в сиденье. На некоторых машинах в спинке может присутствовать по 4 вентилятора, а на подушке около 5. Это позволяет вентиляторам прогонять салонный воздух через воздухонепроницаемый слой внутри сидений.
Подобная система циркуляции распределяет потоки охлаждённого или подогретого воздуха и выводит его через перфорацию, которая предусмотрена в обшивке. Для таких целей применяют специальную ткань, которая называется спейсер. Этот спейсер разработан специально для того, чтобы распределять потоки воздуха. К лучшим спейсерам относятся ткани типа Mesh и 3D Spaycer.
Ткань 3d Mesh Spacer
Среди автолюбителей, которые предпочитают самостоятельно устанавливать систему вентиляции, замену профессиональному спейсеру нашли среди предметов, необходимых для садоводства. Речь идёт о специальной пластиковой сетке, которая требуется для защиты рассады. Складывая несколько таких сеток, получается достойная альтернатива спейсеру.
Потоки распространяемого воздуха регулируются через центральную консоль на автомобиле, либо через регуляторы, установленные непосредственно на самих креслах. Многие автомобили позволяют распределять воздух между спинкой и подушкой. А в летние жаркие дни актуален режим ускоренного охлаждения.
Когда в машине одновременно функционируют системы вентиляции и охлаждения, это позволяет создать желаемый высокий уровень комфорта. Тем самым удаётся избежать перегрева и переохлаждения.
Вентиляцию можно назвать действительно полезной и интересной системой в автотранспортном средстве. С её помощью удаётся значительно повысить уровень собственного комфорта. Даже несмотря на наличие системы отопления или кондиционирования в машине, дополнение в виде вентиляции в креслах существенно улучшает внутренний микроклимат. Ведь просто охлаждённый или подогретый воздух сложно проникает в места, где тело человека плотно контактирует с сиденьем. Потому заметно эффективнее, когда воздух выходит из кресла и дует на тело.
Установка своими руками
Учитывая все объективные преимущества, многие задумываются над установкой вентиляции в сиденья автомобиля своими руками.
Сложность самостоятельного монтажа напрямую зависит от того, какой именно вариант будет в итоге выбран. Всего предлагается 3 основных способа установки, каждый из которых имеет свои нюансы.
- Использование готового набора. Распространённый и довольно удобный вариант, который не требует серьёзных временных и физических затрат. Но цена наиболее высокая.
- Самостоятельная сборка из отдельных компонентов. Подразумевает наличие определённых знаний и опыта, без которых выполнить такую работу будет невозможно.
- Использование печки. Неплохая альтернатива. К этому методу прибегают многие автомобилисты.
Чтобы вы могли определиться с наиболее подходящим вариантом, их нюансы и особенности лучше рассмотреть отдельно.
Готовые наборы
При установке вентиляции в сиденья многие первым делом рассматривают вариант с приобретением специального готового набора оборудования.
Это объективный самый простой способ. Для него потребуется купить уже полностью готовый и функционирующий набор компонентов, которые обеспечат вентиляцию для автомобильных кресел. Отыскать подобные комплекты не сложно, поскольку они широко представлены в ассортименте автомагазинов, а также доступы для заказа через Интернет.
Установка готового комплекта предусматривает выполнение следующих процедур:
- для начала снимается обшивка с кресла. Тут лучше опираться на руководство по эксплуатации, чтобы сделать всё правильно, последовательно и аккуратно, а также не столкнуться с проблемами во время обратной сборки. Но обычно обшивка снимается достаточно легко,
- когда обшивка снята с кресла, требуется выбрать оптимальные места для размещения компонентов, соединить между собой все вентиляторы,
- очень важно качественно изолировать все провода, объединить их в прочный жгут, чтобы сам же подогрев не повредил собственную проводку. Будьте внимательными и действуйте согласно инструкции производителя,
- когда всё подключено и изолировано, обшивка возвращается на своё законное место.
В итоге в автомобильном кресле присутствует вентиляционная система, которая управляется через наружный регулятор. Обычно это вывод с кнопками или ручками, либо же дистанционный пульт. Это уже напрямую зависит от того, какой комплект вы приобрели.
Не забывайте учитывать факт наличия на обшивке перфораций. Если кресла не будут иметь точки выхода подогретого или охлаждённого воздуха, он начнёт циркулировать только внутри, и не сможет выходить наружу. В результате польза от такой вентиляционной системы нулевая.
Самостоятельная сборка
Неоспоримым преимуществом покупки готового комплекта является скорость и простота установки. Но это также самый дорогой вариант, на который согласятся не все автолюбители.
Чтобы сэкономить на установке вентиляции в сиденья, многие готовы проделать более сложную и длительную работу, но при этом потратить меньше денег. В такой ситуации актуальной становится сборка вентиляции из отдельных компонентов.
Для изготовления подобного оборудования требуется воспользоваться:
- спейсером или пластиковой сеткой,
- кнопками,
- проводами,
- компьютерными кулерами.
Не стоит думать, что сборка вентиляционного оборудования из практически подручных средств является чем-то сложным и невыполнимым для начинающих автомобилистов. Всё намного проще, чем кажется на первый взгляд.
В общей сложности автовладельцу предстоит выполнить несколько последовательных шагов. Постарайтесь быть аккуратным, внимательным и соблюдать все правила безопасности. Особенно в момент подключения вентиляторов к питанию.
- Сначала нужно разобрать само кресло, на которое предусматривается установка вентиляционного оборудования. Тут важно подобрать оптимальные точки, размещение кулеров на которых не помешает комфортной посадке. Здесь лучшим решением станет учёт выбора места при установке заводского оборудования. Ориентируясь по примеру таких кресел, можно выбрать место для монтажа самодельной вентиляции.
- Поскольку под обшивкой скрывается поролон, используемый в качестве умягчителя, в нём вырезаются ниши. Лучше предварительно сделать разметку, приложив к креслу кулер. Дальше уже вырезается часть поролона, чтобы в это гнездо помещался вентилятор. Для повышения производительности рекомендуется делать отверстия по бокам.
- Установив в посадочные места вентиляторы, поверх них укладывается специальная сетка. Её толщина должна составлять около 15 миллиметров.
- Сверху сетки прокладывается вырезанный поролон. При этом обязательно выполните в материале несколько отверстий. Диаметр каждого из них составляет 10 миллиметров. Через эти отверстия и будет выходить нагнетаемый воздух. Если оставить поролон целым, его плотность существенно усложнит вывод воздуха, тем самым вы снизите эффективность работы вентилирующей системы. Энергия попросту начнёт зря затрачиваться. Так что отверстия в поролоне имеют большое значение.
- Теперь все вентиляторы соединяются проводкой. Подключение каждого кулера предусматривает использование двух проводов. Первый идёт на минус и окрашивается чёрным цветом. Красный идёт на плюс, то есть на источник питания. Для включения и отключения принудительной вентиляции в креслах используется отдельная кнопка. Её выводят на приборную панель, либо в зону около подлокотника. Тут уже каждый автомобилист выбирает сам, где ему удобнее разместить кнопку.
- Большую роль играет сама обивка, которая применяется на кресле. Сама по себе кожа обладает неплохими пропускными свойствами, то есть она может пропускать воздух. Но при использовании системы принудительной вентиляции полагаться только на свойства кожи не стоит. Тут лучше предусмотреть дополнительную перфорацию. Самым простым решением считается покупка готовой перфорированной кожи. Но если постараться, то из старой обивки можно получить неплохую перфорацию.
Перфорированная кожа
Подобный вариант дооснащения вентиляцией автомобильных сидений пользуется заслуженной популярностью среди тех, кто любит всё делать своими руками и предпочитает сэкономить там, где это возможно, без ущерба конечному качеству.
Но этот метод установки на кресла системы принудительной вентиляции обладает определёнными недостатками. А именно:
- не каждый способен своими руками проделать такую работу. А если обращаться к специалистам, затраты окажутся не меньше, чем в случае с покупкой готового комплекта. При этом последний установить намного проще,
- любая ошибка в подключении и установке может привести к потенциально опасным последствиям. В лучшем случае система просто не будет работать или вентиляторы не обеспечат желаемый эффект. Но также не стоит забывать о рисках короткого замыкания и даже воспламенения сидений. Потому работу выполняют предельно аккуратно и при строгом соблюдении правил безопасности,
- экономия носит условный характер. Покупка отдельных составляющих порой действительно позволяет сэкономить денежные средства. Но тут всё напрямую зависит от комплектующих. Стоит подумать, насколько рациональной получится такая экономия при всех имеющихся рисках.
Собирать систему самому или покупать её в готовом виде, каждый автовладелец должен решить самостоятельно. При грамотном подходе к работе можно получить действительно хороший результат, и оснастить автомобиль эффективной системой принудительной вентиляции кресел.
Вентиляция от печки
Часто автолюбители задаются вопросами относительно того, насколько реально создать систему обдува без покупки специальных вентиляторов в виде готовых комплектов или отдельных составляющих.
Да, такой вариант возможен. Тут основную роль будет играть отопительная система, то есть печка автотранспортного средства.
Принцип работы такого обдува от печки заключается в том, что воздух выводится от отопителя на кресло при помощи гофры. Подобная модернизация позволяет получить кресло, в котором будет циркулировать, и выходить не только охлаждающий воздух, но также и подогретый воздух. То есть вы своими руками делаете подогрев кресел без существенных финансовых вложений.
Если вы решите остановиться на таком варианте, то учтите один важный нюанс. Монтировать гофру рекомендуется внутри канала. Это обеспечит хорошую эффективность и высокий уровень безопасности.
Насколько подобная схема оснащения вентиляцией актуальная и подходит конкретно вам, нужно внимательно подумать, взвесить все аргументы за и против.
Накидки
Если ни один из рассмотренных вариантов вас не устраивает, вы не хотите покупать комплект для установки системы вентиляции, разбирать и что-то вырезать в креслах, всегда есть возможность пойти альтернативным путём.
Он предусматривает покупку специальной накидки на сиденье автомобиля с вентиляцией. Подобный чехол стоит сравнительно немного, но в итоге получается полноценная автомобильная система принудительной вентиляции на каждом сиденье, для которого была приобретена накидки.
Для обеспечения высокого уровня комфорта пассажирам и самому водителю объективно наиболее простым вариантом справедливо считается установка накидки. Тут нет необходимости ничего разбирать, вырезать, вставлять и подключать проводами. Всё уже заранее предусмотрено производителем.
Специальная накидка или чехол с принудительной вентиляции предполагает наличие самой накидки, выполненной из особого материала, а также вентилятора, идущего в комплекте. Вентилятор монтируется или фиксируется под сиденьем. С его помощью обеспечивается необходимая циркуляция воздуха.
Неоспоримыми преимуществами автомобильных накидок можно назвать простоту их установки, а также эффективность работы. Плюс некоторые модели дополнительно оснащаются массажёрами, что благоприятно воздействует на мышцы водителя, поддерживает в тонусе позвоночник, способствует нормализации кровообращения при длительном нахождении за рулем. Все качественные накидки разработаны таким образом, чтобы обеспечивать ортопедический эффект. То есть они позволяют поддерживать позвоночник в оптимальном положении.
Поверхность изделия имеет пористую структуру и отличается наличием большого количества специальных воздушных каналов. Именно такая конструкция и внутренняя структура вентилируемой накидки позволяет получить эффект охлаждения. Крайне важно, что воздух поступает дозировано, не оказывая слишком сильного воздействия.
Чрезмерно увлекаться вентиляцией также опасно, поскольку есть риск простудить почки. А это может повлечь за собой достаточно серьёзные заболевания. Во всё нужно соблюдать меру.
Применять подобные накидки с вентилирующим эффектом предельно просто. Специальными ремнями, как и в случае с обычными автомобильными чехлами, изделие крепится на кресле в машине. Снизу кресла фиксируется сам рабочий вентилятор. Питание к нему подаётся через бортовую сеть. В подключении к прикуривателю нет никаких проблем и сложностей.
Ценовой диапазон на такие автомобильные накидки с уникальными вентилирующими свойствами достаточно приемлемый, и вряд ли отпугнёт потенциальных покупателей даже с небольшим доходом. В среднем хорошую накидку можно приобрести по цене от 1,5 до 4 тысяч рублей. Если потратить немного больше, вы получить превосходного качества чехол с высоким уровнем эффективности, продуманной эргономикой, выполненный из высококачественных материалов.
Накидка с вентиляцией на сиденье
Подобные накидки могут использоваться зимой и летом, вне зависимости от того, какое климатическое оборудование предусмотрено на вашем автотранспортном средстве. Нынешний ассортимент даёт реальную возможность выбрать себе чехол на разный кошелёк и под различные индивидуальные потребности.
Выбирая подобную накидку, рекомендуется остановиться на действительно качественных изделиях, которые обладают достойными ортопедическими характеристиками, защищают позвоночник и поддерживать оптимальную температуру для водителя, находящегося за рулём в холодное или тёплое время года.
Важно добавить, что такие накидки с системой вентиляции внешне мало чем отличаются от обычных автомобильных чехлов. Это даёт им неоспоримое преимущество в виде привлекательного внешнего вида. Покупая накидку, вы тем самым можете скрыть дефекты кресел в своей машине, защитить их от преждевременного износа, а также одним изделием заметно поменять внешнее восприятие салона транспортного средства.
В заключение
Систему вентиляции можно назвать важной составляющей практически любого современного автомобиля представительского класса. Сложно себе представить машины этого сегмента, в которых отсутствует подобное оборудование.
На факт использования заводских систем только на дорогих машинах вовсе не лишает возможности простых автовладельцев более доступных моделей получить аналогичную вентиляцию в собственном авто. Для этого есть сразу несколько достойных вариантов, каждый из которых уже был рассмотрен.
Некоторые системы покупаются в уже готовом виде, а другие собираются из отдельных компонентов, объединённых своими силами в единый комплекс, работающий для вентилирования кресел в автотранспортном средстве.
Системы вентиляции дают возможность настраивать оптимальный режим работы оборудования. Это не просто обдув, а оборудование, позволяющее включать подачу подогретого и охлаждённого воздуха. Потому подобные относительные новшества пригодятся летом и зимой. Нужно лишь выбрать соответствующий режим работы и получить удовольствие от активации вентиляционной системы, вмонтированной в кресла.
А если не хочется вносить никакие изменения в конструкцию сидений, вы опасаетесь что-то делать своими руками или просто хотите опробовать вентиляцию в деле, хорошим решением будет покупка накидки. Многих вполне удовлетворяют возможности современных чехлов со встроенной системой вентиляции. Поскольку их легко установить и подключить, но при этом резать и разбирать кресло не нужно, накидки стали достойной альтернативой.
Наиболее кардинальным методом получения системы вентиляции можно назвать установку в собственное транспортное средство кресел от машин, которые уже с завода были оснащены таким оборудованием. Насколько это рационально и оправдано с финансовой точки зрения, можно спорить бесконечно. Но и категорически исключать такой вариант также не стоит.