К замене моторного масла автовладельцы подходят с двумя прямо противоположными взглядами: одни предпочитают делать это на СТО, другие привыкли осуществлять эту операцию самостоятельно, благо в этом в принципе нет ничего сложного.
Но даже опытные автомобилисты, имеющие стаж владения автомашиной, исчисляющийся не одним десятком лет, далеко не всегда могут похвастаться знаниями об альтернативном способе замены смазочной жидкости. Это тем более странно, что аппаратный способ практикуется в нашей стране достаточно давно. Правда, такая услуга предлагается далеко не всеми СТО, но сегодня осуществить такую замену можно и самостоятельно.
Те же, кто знаком с данной технологией, также разделились на два лагеря: одни экспресс метод замены масла нахваливают, другие – ругают. Так кто же из них прав?
Все подобные споры – это результат недостатка информации. Мы попытаемся внести ясность в этот вопрос, описав сущность вакуумного способа замены масла, его особенности, преимущества и недостатки.
Содержание
Сущность метода аппаратной замены масла
Прежде всего, следует отметить, что следует различать экспресс замену смазочной жидкости, выполняемую самостоятельно, и проводимую на автосервисе с использованием дорогостоящей специализированной аппаратуры. Понятно, что качество последнего метода будет заметно выше, поэтому опишем сначала профессиональные способы быстрой замены масла.
Обычно для этого используется маслозаменная установка. Как и при обычном способе, двигатель предварительно должен быть прогрет до уровня рабочих температур (если автопроизводитель рекомендует производить замену на холодном силовом агрегате – значит. прогрев проводить не нужно, а если мотор ещё горячий – дать ему остыть).
Сам процесс очень прост: в маслозаливную горловину ДВС вставляется специальная трубка, с помощью которой происходит откачка смазочной жидкости. Процесс инициируется созданием в трубке разрежения, за счёт чего и осуществляется перемещение масла в заранее подготовленную ёмкость (профессиональные установки снабжены собственным приёмным резервуаром). Разумеется, формируемое аппаратом разрежение должно быть очень близким к вакууму – только в этом случае можно рассчитывать на более-менее полное освобождение системы смазки от отработки, причём вместе со всеми тяжёлыми взвесями и нерастворимыми осадками.
Как правило, оборудование для экспресс замены масла на двигателе оснащается комплектом трубок, переходников и насадок, позволяющих производить процедуру независимо от типа конкретного двигателя или автоматической коробки, их конструктивных особенностей, геометрии и места расположения заливной горловины. Этот аспект чрезвычайно важен, поскольку на многих моделях авто ручная операция замены масла может быть проблематичной. Например, из-за крайне неудачного расположения сливного отверстия, подобраться к которому можно, только разобрав немалую часть машины в районе днища.
Правда, стоит отметить и тот факт, что особенности конструкции двигателей некоторых автомобилей (в качестве примера можно привести рад моделей Субару) не позволяют осуществить именно аппаратную замену моторного или трансмиссионного масла, поэтому даже при большом желании вам придётся производить эту процедуру классическим ручным способом.
В связи с тем, что существует немало моделей легковых авто, на которых обычный способ замены связан со слишком высокими трудозатратами, сам вопрос о целесообразности проведения аппаратной замены выглядит уже не столь очевидно. Тем более, что сами автопроизводители не против использования вакуумных методов замены, рекомендуя сочетать их, а вернее – чередовать с классическими. Так что риски применения ускоренной технологии можно считать сильно преувеличенными.
Более того, замена масла ручным и аппаратным способом поочерёдно многими автомобилистами воспринимается как оптимальный способ сохранить жизнь мотору, экономя при этом средства и время. Действительно, стоимость экспресс очистки невелика, а время, затрачиваемое на выполнение процедуры – минимально, и эти два достоинства с лихвой компенсируют тот факт, что выкачать масло в полном объёме при этом не удастся.
Аргумент противников экспресс метода, что при этом способе полный слив смазочной жидкости обеспечить невозможно, действительно имеет под собой основания, но их далеко не во всех случаях следует считать вескими. Всё зависит от уровня используемого оборудования – чем он выше, тем более качественно будет осуществлена откачка отработанной жидкости.
Это не означает, что бюджетные маслозаменные аппараты любительского класса непригодны к использованию. Большой их выбор в специализированных магазинах позволяет оборудовать такой установкой даже гараж, что предоставляет возможность выполнять аппаратную замену масел самостоятельно. Любительское оборудование характеризуется наличием более высокого давления в приёмном резервуаре. Это означает, что перепад давления между резервуаром и двигателем будет не так высок, как на профессиональной установке. А значит, в картере силового агрегата действительно останется немаленькая часть отработанного масла вместе с тяжёлыми взвесями, которые нередко проблематично удалить даже классическим способом без осуществления качественной промывки мотора. Так что рекомендовать такую экспресс замену на регулярной основе было бы ошибочным шагом. А вот в качестве разового средства замены, когда эту процедуру необходимо произвести срочно, использование недорого аппарата в домашних условиях – вполне приемлемо.
Профессиональное маслозаменное оборудование, присутствующее на крупных СТО – совсем другое дело. Экспресс замена масла в двигателе, выполненная на таком аппарате при участии квалифицированного персонала, по качеству ни в чём нее уступает традиционному ручному способу, а в некоторых случаях и превосходит его. В частности, по качеству избавления системы смазки от остатков старого масла и загрязнений.
Следует также отметить, что аппаратная замена характеризуется высокой «скорострельностью» заехав на СТО, уже через 15 минут вы получите возможность отправляться по своим делам. Стоимость процедуры также более низкая, поскольку в этом случае отсутствуют многие технологические этапы, требующие выполнения монтажных, демонтажных, обслуживающих работ.
Обычно процедура слива рабочей жидкости (ATF или ММ) сопровождается визуальной оценкой проверки качества выполненной работы (как и при классическом способе замены) и диагностикой состояния системы смазки силового агрегата.
Независимо от способа замены смазывающей жидкости, это мероприятие обычно сопровождается одновременной заменой маслофильтра. Если речь идёт о коробке-автомате, то здесь некоторые автопроизводители допускают замену масляного фильтра при каждой второй замене ТМ. В любом случае необходимость выполнения этого шага определяется мастером на основании визуального осмотра состояния маслофильтра.
Чтобы избавиться от тяжёлых фракций, при аппаратной процедуре также может быть произведена дополнительная промывка системы смазки специальной промывочной жидкостью, что позволяет практически полностью избавиться от отработки и очистить труднодоступные поверхности СС от различных загрязнений. Отметим, что выполнять промывку каждый раз при замене ММ необходимости нет. В общем случае целесообразность применения этого этапа определяется мастером, который выполняет весь спектр работ по обслуживанию вашего авто.
После окончания работы маслозаменного аппарата можно приступать к заливке свежего масла.
Алгоритм вакуумной замены ММ
Отметим, что экспресс замена масла может быть выполнена своими руками, но без спецоборудования вам не обойтись. Итак, что нам потребуется:
- резервуар для сбора отработанной смазочной жидкости,
- щупы, с помощью которых происходит извлечение техжидкостей,
- аппарат (ручной, автоматический или полуавтоматический) для откачки моторного масла.
Сама процедура начинается с прогревания силового агрегата до выхода на рабочие температуры, при которых масло становится более текучим и легко стекает в картер, откуда, собственно, и будет производиться его забор. Как и при ручном способе, через сливное отверстие.
Глушим мотор, вытаскиваем из штатного отверстия измерительный щуп (он достаёт почти до дна картера), вместо него вставляем специальную трубку или шланг, который также должен доставать до самого дна, но не упираться в него.
Второй конец шланга подсоединяется к оборудованию для откачки технических жидкостей. При включении аппарата он создаёт в принимающем резервуаре разрежение, и под действием перепада давления масло начинает поступать из картера двигателя в маслозаменную установку. После завершения процедуры шланг извлекается, и если не предполагается проведение промывки мотора, можно приступать к заливке свежей смазки, контролируя уровень по штатному щупу, причём делать это нужно дважды – после первой заливки следует запустить мотор, дать ему поработать несколько минут и снова долить жидкость.
Завершаем мероприятие заменой отработавшего свой ресурс маслофильтра.
Отметим, что при выполнении замены масла аппаратным способом, производимым в гаражных условиях, следует уделить пристальное внимание следующим моментам:
- объём слитого масла должен с определённой точностью (100-200 мл) совпадать с объемом заливаемого, указанного в техдокументации к автомобилю данной марки/модели.,
- при установке шланга для откачки убедитесь в том, что он укреплён правильно, поскольку отсутствие герметичности скажется на эффективности откачки,
- при извлечении трубки также нужно быть внимательным – если она окажется без насадки, придётся снимать поддон картера, чтобы извлечь её.
Преимущества экспресс замены ММ
Вакуумный метод замены масла в двигателе нельзя назвать наиболее эффективным способом техобслуживания транспортного средства, однако и он имеет право на жизнь, обладая рядом неоспоримых достоинств:
- прежде всего – это высокая скорость проведения замены. Обычно, если вы делаете это в автосервисе, момента с подачи заявки до начала выполнения процедуры – самый длительный, но сама замена производится буквально за 10-15 минут (чем современнее оборудование, тем меньше время, затрачиваемое на проведение мероприятия),
- простота – при наличии оборудованного рабочего места всё, что нужно сделать мастеру – извлечь штатный щуп и вставить вместо него специальную трубку или шланг. При этом отсутствует необходимость доступа к днищу автомобиля, без чего при классическом способе слить старое масло не удастся (с учётом наличия защиты картера, которую обычно трудно снять из-за наличия коррозии на болтовых соединениях, такая процедура может затянуться во времени),
- экспресс-замена не требует даже использования рабочей одежды шансы испачкаться маслом при аккуратном обращении со шлангом откачивающего оборудования минимальны, чего не скажешь о ручном сливе – абсолютное большинство автомобилистов с этим легко согласится,
- стоимость процедуры зачастую оказывается ниже цены на классическую услугу замены смазывающей жидкости, что вполне предсказуемо с точки зрения технологичности процедуры. К сожалению, разрыв будет не столь большой, поскольку стоимость оборудования высока, и его нудно окупить. Учитывая, что на аппаратную замену обычно очередей не наблюдается, этот фактор нужно тоже принимать во внимание.
Так что, если охарактеризовать аппаратный способ двумя словами, то это будет фраза «быстро и просто».
Но при этом плюсы экспресс замены масла частично компенсируются минусами, наличие которых и не позволило методу стать сколь-нибудь конкурентным.
Недостатки экспресс способа
Простота, бюджетность и малые временные затраты – факторы важные, но если речь идёт о техническом состоянии двигателя, отнюдь не решающие. Эффективность – вот те критерии, которые предъявляются к этой процедуре в первую очередь. К сожалению, вакуумный метод в большинстве случаев не так хорош, как ручной слив, но существуют и другие недостатки данного способа:
- мы уже упоминали, что при неаккуратном обращении с трубкой, вставляемой в отверстие для щупа, вы рискуете её обломать, что приведёт к необходимости демонтажа поддона со всеми вытекающими последствиями,
- поскольку при выполнении замены ММ аппаратным способом нет необходимости в использовании подъёмника или эстакады, у мастера или автовладельца (если мероприятие провидится самостоятельно) не будет возможности параллельно оценить состояние подвески, тормозных механизмов и других элементов кузова в нижней его части,
- оставшиеся после вакуумной откачки остатки старого масла, смешавшись с новым, могут существенно уменьшить время между регламентными заменами смазочной жидкости,
- если вы планируете использование другого наименования масла (не говоря об изменении его вязкости), вам не обойтись без использования промывочной жидкости. Но и в этом случае избежать смешения отработки, промывочной жидкости и нового ММ не избежать, что также отразится на эксплуатационных качествах такого состава,
- хотя в теории использование более совершенных аппаратов предполагает более эффективное выкачивание отработанного моторного масла из двигателя, в действительности даже оборудование профессионального уровня не способно справиться с тяжелыми фракциями загрязнений – металлической стружкой, частичками грязи, отколовшимся нагаром и т.д. Обычно эта взвесь оседает на самом дне картера, загустевает, и очистить поддон от этих загрязнений удаётся только при удалении жидкости через сливное отверстие, да и то не всегда.
Взвесив все «за» и «против», можно определённо утверждать только одно: выполнять замены ММ только экспресс методом нельзя. Но единичные процедуры вполне допустимы, особенно если важна оперативность. Приобретать же дорогое оборудование для самостоятельного выполнения процедуры особого смысла нет. Вы однозначно окупить аппаратуру не сможете, даже если будете производить замену масла ежемесячно.