Лет двадцать назад ксеноновые фары были большой редкостью на наших дорогах – машины с ярким белым или голубым светом воспринимались как символ роскоши, принадлежности к элитному классу. Сегодня ситуация резко изменилась, но, к сожалению, биксеноновые фары всё ещё не стали общемировым светотехническим стандартом. Тем не менее подобное оборудование можно приобрести в любом более-менее крупном автомагазине по вполне демократичной стоимости и установить его на свой автомобиль. Но насколько легальна установка биксеноновых фар в нашей стране, и можно ли выполнить операцию их монтажа самостоятельно – вопрос, остающийся малоизученным. Мы попробуем восполнить этот вопиющий пробел.
Содержание
Что такое биксенон
Мы уже привыкли, что принцип действия осветительных приборов может быть разным – лампы накаливания в настоящее время уверенно вытесняются другими, более экономными источниками света.
Газоразрядные лампы, а именно к этому классу принадлежит ксеноновая и биксеноновая оптика, известны давно – до сих пор они использовались преимущественно для уличного освещения, но сейчас происходит их активное внедрение и в автомобилестроительную отрасль. Название ламп указывает на то, какой конкретно инертный газ используется при их изготовлении. Сама лампа представляет собой стеклянную колбу, в которую под большим давлением закачан ксенон. Розжиг осуществляется двумя электродами, которые подсоединены к блоку розжига, представляющему собой высоковольтный блок питания.
А теперь рассмотрим, как работает биксенон. В сущности, генерируемый ксеноновой лампой свет представляет собой горение дуги в среде, заполненной инертным газом. Можно сказать, что этот процесс чем-то напоминает дугу, даваемую сварочным аппаратом. В отличие от ламп накаливания, электроды здесь никоим образом не страдают, ведь инертный газ потому так и называется, что никак не реагирует с окружающими его материалами (в отличие от кислорода, водорода, азота и других газов, присутствующих в атмосферном воздухе).
Такая дуга горит непродолжительное время и потому нуждается в постоянной подпитке током, причём формируемое блоком питания напряжение должно иметь номинал порядка 60-80 В.
А поскольку бортовая сеть работает на напряжении 12 В, именно БП ответственен за многократное усиление характеристик тока, причём для этого требуется определённое время. Так что работу ксеноновой фары можно представить себе не как постоянное горение, а как непрерывную череду разрядов, происходящий с такой частотой, что мы этого не замечаем.
По сравнению с галогенными лампами ксеноновые намного безопаснее и экономичнее – их средний срок службы составляет около 2-3 тысяч часов – это примерно 3-4 года при ежедневной 2-3-часовой работе.
Для установки таких ламп в автомобиль требуется специальная линза – без неё свет окажется настолько интенсивным, что будет ослеплять водителей встречных ТС.
Биксеноновые фары отличаются от ксеноновых тем, что в их конструкции предусмотрена специальная шторка, посредством которой меняется направление луча. Это значит, что биксенон может использоваться для генерации как ближнего, так и дальнего света, в то время как ксеноновая оптика умеет светить только в одном направлении.
Преимущества использования биксеноновых фар
Сегодня достаточно большое количество моделей в топовых комплектациях оснащаются ксеноновой/биксеноновой оптикой. И это уже отнюдь не вопрос престижа: такая светотехника обладает достаточно большим числом важных преимуществ перед другими автомобильными лампами:
- экономичность – мы уже отмечали, что наработка на отказ у них как минимум вдвое выше, чем у обычных ламп,
- яркость – ещё одно достоинство ксеноновых источников света: они формируют луч мощностью 3000-32000 люменов против 15000 люменов у «галогенок», что существенно повышает комфортность для водителей,
- по долговечности показатели ксеноновых ламп также примерно вдвое выше, чем у галогенных,
- невысокое энергопотребление достигается за счёт дискретности работы блока питания, и здесь экономия тоже примерно двукратная,
- отличная видимость в туман – в этом отношении биксеноновая оптика даже лучше коротковолновой светодиодной, поскольку биксенон свети так, что не генерирует перед автомобилем белесую пелену,
- благодаря использованию специальных линз ослепления водителей, едущих по встречной полосе, не происходит. И это при гораздо лучшей освещённости дорожного полотна.
Главным недостатком ксенона/биксенона является высокая стоимость таких комплектов, что и заставляет автопроизводителей отказываться от их установки на бюджетные авто.
Среди других минусов можно отметить следующие:
- сложность монтажа – чтобы установить такую оптику на своё авто, нужно хорошо разбираться в электротехнике – схемы подключения биксеноновых фар достаточно сложные,
- далеко не на все авто возможна установка такой светотехники – на фаре должна присутствовать маркировка с буквой «К», в противном случае придётся менять полностью комплект блок-фар,
- наконец, установка биксенона на автомобили, конструкция которых не предусматривает их использования, запрещена в соответствии с ПДД.
Законодательные ограничения
Большая часть недостатков биксеноновой оптики в принципе позволяет их использование, за исключением последнего пункта. Дело в том, что, согласно части 03 пункта 12.05 КоАП РФ, эксплуатация автомобилей, на которых установлена светооптика, не соответствующая установленным нормативам по режиму работы, цвету луча и другим характеристикам, не допускается.
Наказание за данное нарушение предусматривает изъятие такого светотехнического оборудования (что само по себе неприятно из-за его высокой стоимости) и лишение ВУ сроком на 0.5-1 год.
Отметим, что срок, на который водителя лишаю прав, определяется только судом.
При этом протокол правонарушения, составляемый работниками стационарного/передвижного поста ГИБДД, должен содержать следующие сведения:
- данные о ТС и водителе (ФИО),
- дата/время фиксации правонарушения,
- какой пункт КоАП нарушен,
- подписи водителя и сотрудника ГИБДД.
Протокол должен быть дополнен актом сверки светотехники, а также копией сертификата, удостоверяющего соответствие нормам оборудования, используемого для проверки.
Согласно закону, изъятие установленных незаконно светотехнических устройств производится в момент выявления нарушения, при этот составляется соответствующий акт, где перечисляется, что конкретно было изъято с фиксацией фото- или видеоаппаратурой или в присутствии двух понятых.
Протокол впоследствии будет передан в суд для определения степени вины автовладельца.
Отметим, что денежный штраф за подобные нарушения не взимается (за исключением случаев, когда ксеноновая оптика устанавливается на грузовые ТС, принадлежащие юрлицу).
Обычно водителей мототехники за самостоятельную установку ксенона лишают ВУ на более длительный срок, поскольку эта разновидность автотранспортных средств считается более опасной, чем легковые/грузовые авто. Так что вопрос, разрешён ли биксенон, остаётся открытым – всё зависит от того, насколько правильно осуществлялась его установка. Разумеется, если такая светотехника – штатная для конкретной модели автомобиля, ни о каких наказаниях не может быть и речи.
Способы легализации ксенона
Опишем схему, позволяющую без нарушения закона установить ксеноновую оптику на свой автомобиль.
Первое, что нужно сделать – получить разрешение на подобные действия со стороны специализированной организации (обычно это НАМИ – орган, занимающийся сертификаций автомобильного оборудования).
Для этого составляется заявление, в котором приводятся следующие данные:
- ФИО автовладельца или главы компании,
- марка/модель ТС,
- копия паспорта автомобиля,
- описание оборудования, которое будет устанавливаться на машину.
На основании этого заявления проводится предварительная экспертиза на предмет возможности монтажа оборудования на автомобиль заявителя, стоимость которой – порядка 4000 рублей.
Если результаты проведения экспертизы будет положительным, автовладельцу выдаётся на руки соответствующее заключение. Отметим, что проверка соответствия светотехнического оборудования нормативным требованиям выполняется уже после проведения монтажных работ.
С заключением экспертизы необходимо обратиться в ГИБДД. В заявлении на переоборудование автомобиля указывается следующая информация:
- какие изменения предполагается внести в конструкцию ТС (марка/модель биксенонового комплекта, включающего лампы, высоковольтные блоки розжига, омыватели, светокорректоры),
- данные об автомобиле, подвергающемся модификации,
- сведения об автовладельце.
После рассмотрения сотрудниками ГИБДД заявления на документе ставится отметка, указывающая на возможность/невозможность монтажа биксеноновой оптики.
Вместе с заявлением в Госавтоинспекцию подаётся соответствующий пакет документов, включающий:
- паспорт автовладельца и ТС,
- регистрационное свидетельство,
- предварительное заключение экспертизы.
Если ГИБДД разрешило устанавливать ксенон на ваш автомобиль, остаётся его приобрести и установить, при этом во время покупки светотехнического оборудования важно наличие сертификатов на приобретаемую продукцию – в противном случае результаты проведения экспертизы соответствия окажутся отрицательными.
Сам монтаж можно производить либо в автосервисе (обычно длительность процедуры составляет 1-3 суток), либо самостоятельно. В последнем случае следует соблюдать установленный порядок, требующий монтажа дополнительного оборудования.
Процесс установки ксеноновых фар своими руками мы опишем позже, но в любом случае после проведения подобных работ требуется заполнить декларацию, в которой отразить объемы выполненных работ и другую информацию:
- если работы выполнялись не своими силами – следует указать наименование и реквизиты автосервиса,
- номер сертификата и лицензии уполномоченной организации, выдавшей заключение о возможности переоборудования автотранспортного средства,
- данные об автомобиле, подвергшемся переоборудованию,
- описание внесённых в конструкцию ТС изменений с указанием марки/модели установленного оборудования,
- указание на соответствии ТС после внесения изменений экспертному заключению.
Завершающие стадии легализации ксеноновоё светотехники – прохождение ТО, на основании которого автовладелец получает заключение, подтверждающее соответствие модифицированного автотранспортного средства установленным требованиям, после чего потребуется получение регистрационного свидетельства с внесёнными изменениями.
Проведение техосмотр потребует предоставления всего вышеперечисленного перечня документов, включая квитанцию об уплате соответствующей госпошлины. Проверка автомобиля при проведении ТО будет заключаться в следующем:
- установлении факта технической исправности ТС,
- проверке соответствия номерных и идентификационных знаков,
- проверке соответствия смонтированного светотехнического оборудования представленной документации,
- проверке правильности выполнения монтажных и настроечных работ.
Если замечаний к техсостоянию автомобиля не будет, автовладелец получит на руки диагностическую карту, являющуюся основным документом, подтверждающим исправность автомобиля в целом и нового оборудования в частности.
Наконец, имея диагностическую карту, можно обратиться в ГИБДД для получения свидетельства, подтверждающего, что модификация головного света соответствует нормативным требованиям. Данный документ и является гарантией того, что вас не будут привлекать к админответственности за установку биксеноновых фар, а значит, сертификат всегда должен находиться в машине.
Но если внести соответствующие изменения в регистрационное свидетельство автотранспортного средства, сертификат можно и не предъявлять. Для этого следует обратиться в отделение Госавтоинспекции с соответствующим заявлением и полным набором документов. Сама процедура осуществляется достаточно быстро (не дольше 45-60 минут).
В изменённом регсвидетельстве в графе «особые отметки» указывается, что ТС было переоборудовано под использование ксеноновых/биксеноновых фар определённой конструкции.
В процессе легализации ксенона автовладелец может столкнуться с рядом затруднений:
- далеко не все торговые заведения могут предоставить сертификаты на комплекты интересующего вас светотехнического оборудования, поскольку не сотрудничают с производителями или официальными дилерами напрямую. Особенно внимательным следует быть при приобретении такого оборудования в режиме онлайн. Без наличия сертификатов, которое выдаётся на все компоненты комплектов (блоков розжига, самих ламп и т.д.), легализовать ксенон не удастся,
- ещё одна сложность связана с заполнением декларации при самостоятельной установке – любая ошибка или неточность в описании может привести к отказу в предоставлении разрешения на переоборудование головной оптики,
- многие автовладельцы не уделяют достаточно внимания процедуре правильной настройки работы световой сигнализации после монтажа ксенона, что может сказаться во время прохождения техосмотра.
Как видим, процедура легализации биксеноновой оптики может потребовать от автомобилиста немалых усилий и времени, но мы не озвучивали стоимость такой операции. Примерный перечень платных услуг с указанием стоимости:
- цена выдачи предварительного экспертного заключения зависит как от ценовой политики компании, так и от региона (на периферии – дешевле) и составляет 3-5 тысяч рублей,
- стоимость самой светотехники вместе с дополнительным оборудованием также может варьироваться в довольно обширном диапазоне, от 10 до 50 тысяч рублей,
- при монтаже в автосервисе придётся уплатить порядка 5000 рублей,
- услуга регулировки стоит примерно 1000 рублей,
- получение сертификата соответствия на каждую компоненту – 500 рублей,
- стоимость нотариального заверения копий выданных сертификатов соответствия на светотехническое оборудование – от 2.5 тысяч рублей,
- услуга техосмотра – 700 и более рублей,
- внесение изменений в регсвидетельство и ПТС – 500 рублей.
Таким образом, установка биксеноновых фар обойдётся вам в 21-60 тысяч рублей. Сэкономить около 6000 рублей можно на самой процедуре монтажа/регулировки биксенона.
На что обращать внимание при покупке биксенона
Поскольку ксеноновые лампы производятся только на предприятиях, оснащённых высокотехнологичным и дорогостоящим специализированным оборудованием с применением сложных технологических циклов, даже полукустарное их производство, не говоря о кустарном, практически невозможно, и это сильно отражается на конечной стоимости оборудования.
Представленные на отечественном рынке ксеноновые/биксеноновые светотехнические автомобильные приборы можно условно разделить на две большие категории:
- продукцию известных брендов европейских, японских и североамериканских производителей (Hella, Phillips, Osram, Matshushita, AL, Koito), которая по определению не может стоить дёшево,
- изделию менее известных азиатских компаний (преимущественно китайских и малазийских), представляющих бюджетный класс устройств с соответствующим уровнем качества.
Штатно на автомобили в заводских условиях устанавливают преимущественно качественную ксеноновую оптику, характеризующуюся следующими свойствами:
- длительным сроком эксплуатации и соответствующими гарантийными обязательствами,
- наличием защиты от КЗ и обрывов электроцепи,
- коротким временем выхода на штатный режим работы (порядка 3-4 секунд).
Качество недорогих изделий намного хуже:
- ресурс работы в редких случаях превышает два года (средний показатель – 10-14 месяцев),
- отсутствие защиты электроцепи от скачков напряжения и коротких замыканий,
- возможно неполное соответствие блоков поджига фирменным лампочкам на уровне теххарактеристик, что дополнительно снижает ресурс изделий,
- время выхода на рабочий режим существенно выше – порядка 20 секунд (в некоторых случаях на разогрев может потребоваться до 150 секунд).
Разумеется, экономия в таких случаях выглядит весьма сомнительной.
Впрочем, очень многие автовладельцы руководствуются не столько доводами экономической целесообразности, сколько текущими финансовыми возможностями, отдавая предпочтение вариантам, входящим в более доступную ценовую категорию.
В любом случае следует принимать во внимание, насколько глобальными будут предстоящие изменения. Если предстоит простая замена штатных лампочек или блоков розжига, это даже при выборе дорогостоящего оборудования окажется вполне посильной задачей для большинства автовладельцев. А вот если потребуется установка ксенона «с нуля» это качественно иной уровень расходов.
На что нужно обращать особое внимание?
Присмотритесь к обозначению цоколя биксеноновой лампы – обычно на нашем рынке представлены изделия с маркировкой h1/h4, которые подходят к большинству современных моделей авто. Но лучше не рисковать и обязательно изучить руководство пользователя, чтобы не ошибиться при выборе. Отметим, что иногда даже на одной машине левые/правые фары могут оснащаться разными цоколями. В качестве примера можно привести Audi A3, у которых оптика ближнего света оснащается цоколями типа h7, дальнего света – h1, противотуманок – h3.
Пример схемы подключения биксенона
Когда мы говорили о приобретении комплекта ксенонового головного света, то вскользь упоминали и о необходимости покупки дополнительного оборудования. Имелись в виду компоненты, необходимые для подключения ксеноновой оптики к бортовой цепи автомобиля – это, строго говоря, этап, выполняемый отдельно от собственно монтажа фар и имеющий ряд особенностей.
Перед тем, как приступить к описанию схемы подключения биксенона, имеет смысл рассмотреть график зависимости силы тока от напряжения при работе стандартной ксеноновой лампы.
Включение ксенона – процесс многоэтапный, включающий:
- стадию поджига,
- режим поглощения,
- разогрев,
- подготовительный этап,
- выход на стационарный режим.
В момент розжига на цоколь подаются штатные 12 А, а общее потребление блока розжига составляет порядка 150-160 Вт. После розжига оно падает до 60 Вт, а после выхода на рабочий режим – 45 Вт.
Использование некачественной проводки может отрицательно сказаться на работе блока, поскольку она не имеет запаса, необходимого для работы в быстро сменяющихся режимах (разница в скачках напряжения может достигать 25 КВ, потребляемого тока – до 15 А). К тому же дешёвые китайские провода подвержены быстрому окислению разъёмов, что приводит к неработоспособности БР уже спустя несколько месяцев после установки.
Итак, приводим пример правильной схемы (но не единственной) подключения ксеноновых фар:
Пример схемы подключения биксенона
Как видим, блоки розжига запитываются через предохранитель отдельными проводами, причём в схему подключения входит также силовое реле. На вход питание подаётся порционно. Подобная схема считается практически идеальной. Не полностью идеальной, поскольку при микроскопическом несовпадении характеристик ёмкости конденсаторов и обмоток реле будет наблюдаться и едва заметная задержка между включением левой и правой фары.
Для реализации такой схемы потребуется приобретение следующих компонентов:
- двух предохранителей (вместе с держателями) номиналом 20А,
- силовых реле номиналом 30А,
- двух конденсаторов номиналом 1500 мкФ (16-вольтовых),
- двух разъёмов с соответствующим цоколем,
- четырёх диодов типа 1N4007, посредством которых осуществляется развязка ламп для работы в режиме ближнего/дальнего света),
- проводов сечением минимум 1.5 мм2 (питание БР) и 0.5 мм2 для подключения остальных потребителей,
- клемм для реле,
- клемм для подключения проводки к АКБ (4 шт.).
Распространённой вариацией этой схемы является её упрощённый вариант, при котором используется одно силовое реле, запитывающее оба блока розжига. Однако при этом возрастает риск подгорания контактов реле, что приводит к залипанию и неработоспособности устройства в целом.
Монтаж биксеноновых ламп
Перед тем, как приступать к подключению биксенона своими руками, необходимо убедиться в соответствии приобретённого комплекта штатным установочным габаритным размерам. Проверка соответствия габаритов ксеноновых/биксеноновых ламп производится одинаково независимо от типа используемого цоколя.
Рассмотрим для примера лампу с цоколем типа h4. Она имеет длину в 56.0 мм при диаметре 15.0 мм. Если в фаре вашего автомобиля расстояние от посадочного места до рассеивателя меньше длины лампы, её установка становится практически невозможной, и вам придётся идти в магазин, чтобы произвести замену оборудования, и далеко не всегда продавцы охотно идут на такой шаг.
Что потребуется для выполнения монтажных работ:
- стандартный набор инструментов (отвёртки, плоскогубцы),
- изолента,
- чистящее средство на основе спирта.
Соблюдение мер безопасности при самостоятельном монтаже ксеноновых фар – обязательное условие:
- следует прекратить установку, если во время работ были повреждены либо блок розжига, либо сама лампа,
- категорически запрещается производство работ влажными руками или инструментом, поскольку при этом возрастает риск повреждения самого оборудования и поражения током производителя работ,
- перед началом работ внимательно осмотрите электропроводку на предмет наличия повреждений, после завершения проверьте надёжность контактной группы,
- на всех этапах при работе с биксеноновыми лампами следует обращаться с ними максимально аккуратно и бережно, не допуская нанесения царапин или загрязнения поверхности колбы,
- категорически запрещается проверка работоспособности компонентов оборудования без подключённых фар,
- поскольку работа биксеноновых фар связана с высокими рабочими температурами, не допускается при выполнении монтажных работ располагать вблизи оптики легковоспламеняющиеся жидкости (например, топливо),
- если во время монтажа вы брались за колбу руками, эти места обязательно нужно протереть спиртовым раствором.
А теперь рассмотрим алгоритм, описывающий, как подключить биксенон своими руками:
- согласно приведённой выше схеме, подключите к аккумулятору только одну сторону,
- проверьте работоспособность оптики. Если переключения с ближнего на дальний свет не происходит, следует переставить диод, поменяв полярность его выводов,
- в случае, когда эта манипуляция также не дала результатов, следует заменить диод – скорее всего, он неисправен. Хотя не исключено, что при сборке схемы вы допустили другую ошибку подключения компонентов светотехники,
- если всё заработало, аналогичным образом соберите правую фару – здесь возможные проблемы будут такими же.
Отметим, что в большинстве случаев возможны два симптомы, свидетельствующие о наличии проблем при монтаже высоковольтного светотехнического оборудования: либо оно вообще не работает, либо отсутствует переключение между дальним/ближним светом фар (или оно перепутано).
Диагностика системы включает следующие пункты:
- запустите двигатель и включите головной свет,
- проверьте правильность и работоспособность переключения режима освещения, при этом нужно обратить внимание и на факт наличия большой временной задержки между включением обеих фар,
- необходимо также протестировать цветовую температуру светового луча, генерируемого биксеноновыми лампами. Погрешность между фактическими и заявленными производителем показателями должна лежать в пределах 500 К,
- если подключение биксеноновых линз было успешным, а работоспособность фар – удовлетворительна, необходимо выполнить правильную регулировку направления луча. Как это сделать, можно найти в интернете.
Напоследок приведём несколько советов, которые позволят вам продлить срок эксплуатации биксенона:
- категорически запрещено прикасаться к элементам светотехники, находящимся под напряжением. 25 КВ – это смертельно опасный показатель,
- биксенон нужно включать только после запуска силового агрегата – в противном случае вы очень быстро посадите аккумуляторную батарею, но при этом может выйти из строя и вся головная оптика,
- включайте фары только по мере необходимости. Учитывая стоимость биксенонового оборудования, его ресурс очень важен,
- загрязнённая линза – это фактор, увеличивающий рассеивание луча света, что может стать причиной ослепления встречных ТС. Так что старайтесь содержать оптику в чистом состоянии,
- не забывайте о периодической проверке правильности фокусировки светового луча, при необходимости проводите соответствующую корректировку.
Как видим, подключить ксеноновые/биксеноновые фары к своему автомобилю своими руками несложно – достаточно иметь минимальные знания в электротехнике. Гораздо сложнее легализовать такую оптику. Разумеется, стоимостной фактор при этом также играет немаловажную роль. Так что именно два последних фактору и являются основной преградой на пути массового распространения в автомобилестроении ксенонового оборудования.