Большинство водителей привыкло к тому, что при тёплой погоде машина практически не дымит, а в морозы это нормальное явление. Но когда летом из трубы начинает валить интенсивный дым белого, сизого или чёрного оттенков – далеко не все в состоянии понять, что происходит. Хотя большинство всё же догадывается, что такое поведение автомобиля – явный признак наличия проблем. В действительности изменение цвета и интенсивности выхлопа действительно может о многом рассказать, но, поскольку в каждом конкретном случае причин может быть много, об этом стоит рассказать подробнее.
Содержание
Что такое выхлоп
Сравнивать выхлопные газы с выдыхаемым человеком воздухом не совсем корректно, но аналогия здесь имеется. И в том, и другом случае на вход подаётся атмосферный воздух, а на выходе получаем некую смесь газов с низким содержанием кислорода, причём большая часть этой смеси приходится на воду и углекислый газ. Но поскольку в воздухе содержится много азота, при его сгорании в цилиндрах авто образуются также окислы азота (NO), считающиеся загрязнителями атмосферы, и именно их считают виновниками «кислотных» дождей. Но не полностью сгорает не только воздух, но и топливо, в результате чего образуются углеродистые соединения (СН и СО). А если учесть, что в ТВС так или иначе попадает смазывающая жидкость и другие вещества, то при их сгорании выхлоп пополняется и другими вредными газами. Частично они нейтрализуются фильтрами и катализатором, но этого в большинстве случаев недостаточно. Кроме того, системы фильтрации со временем становятся менее эффективными, поэтому состав выхлопных газов меняется, а вместе с ним меняет цвет и дым из глушителя.
Однако далеко не всегда появление густого дыма свидетельствует о том, что каталитический нейтрализатор нужно менять. Более того, подобные симптомы свидетельствуют скорее не о проблемах с механизмом саморегуляции, а о более серьёзных неисправностях других узлов автомобиля, и прежде всего – силового агрегата.
Поэтому стоит знать, какой дым должен идти из выхлопной трубы в норме, и что означает, если он изменяет цвет и интенсивность.
Белый дым
Если вы заводите свой автомобиль после длительного простоя, белый выхлоп не будет являться признаком какой-либо неисправности. Белесоватый оттенок – это результат насыщения выхлопных газов водой. Дело в том, что на непрогретой машине влага, находящаяся в атмосферном воздухе, в районе выхлопной трубы частично конденсируется, что и делает выхлоп непрозрачным. Этому явлению соответствует характерный признак – наличие капель воды на срезе трубы. Как только мотор прогревается, конденсат исчезает, и выхлоп опять становится прозрачным.
Впрочем, при отрицательных температурах (морозе более 10 градусов) пар будет образовываться в выхлопной системе автотранспортного средства и на прогретом силовом агрегате. Если температура опускается до минус двадцати градусов, из выхлопной трубы будет валить густой белый дым, напоминающий дым из печной трубы.
Таким образом, температура и влажность воздуха напрямую влияют на цвет дыма, идущего из глушителя.
Но если на улице – плюсовая температура, а двигатель горячий, и при этом из трубы идёт дым белого цвета – это уже явное свидетельство либо проблем с системой подачи топлива, либо перегрева мотора. Опытные автомобилисты в состоянии более точно диагностировать состояние машины по запаху и оттенку выхлопа. Перечислим самые распространённые причины этого явления:
- конденсат в оконечной части глушителя,
- попадание в бак с горючим воды,
- несбалансированное/неправильное функционирование системы впрыска,
- в камеру сгорания проникает ОЖ,
- ТВС сгорает частично.
Отметим, что в зависимости от типа силового агрегата (бензиновый или на солярке) могут различаться и причины возникновения белого дыма поэтому стоит рассмотреть их по отдельности.
Белый дым в дизельном моторе
Характерной особенностью дизельного агрегата является впрыск горючего в КС через форсунку под достаточно большим давлением. При прохождении солярки через сопло образуется факел распыла, позволяющий максимально равномерно распылять топливо по всему объёму камеры. Внутри цилиндра эти мельчайшие капли нагреваются и начинают активно испаряться.
Независимо от того, работает ли мотор под нагрузкой или в режиме ХХ, подобное распыление при исправном силовом агрегате происходит одинаково эффективно. Воспламенение ТВС происходит в результате её нагрева, при этом в идеальном варианте смесь воздуха и солярки сгорает практически полностью, приводя в движение поршень. Но поскольку горение – это бурная химическая реакция, в результате этого процесса образуются негорючие вещества, которые называют выхлопом. Для идеальных условий, которые характерны для нового автомобиля, цвет выхлопа будет прозрачным, невидимым. Белый оттенок приобретается в следующих случаях:
- на холодном моторе в глушителе имеется повышенная влажность,
- сгорание ТВС происходит частично,
- наличие обильного конденсата в выхлопной системе,
- в цилиндры проникает ОЖ.
Если речь идёт о прогреве исправного дизельного силового агрегата, то, как уже говорилось выше, это нельзя рассматривать как патологию – белый оттенок выхлопу придаёт конденсат, скопившийся в глушителе за время простоя машины. Обычно после выхода на обычный температурный режим двигателя выхлоп становится прозрачным. Зимой на прогрев мотора уходит больше времени, поэтому и дым валит из трубы дольше обычного.
Рассмотрим более подробно остальные причины.
Неполное сгорание солярки
ПО разным причинам сгорание ТВС может происходить частично. В результате часть газов, которые приводят в движение поршень, проникает в выхлопную систему автомашины. При исправном двигателе такое явление характерно для зимнего периода, когда ТВС, попадая в цилиндр, своевременно не воспламеняется, поскольку не успевает прогреться до соответствующей температуры. При прогреве силового агрегата все процессы приходят в норму, и цвет выхлопа становится прозрачным. Если этого не происходит – можно говорить о наличии неисправностей.
Как правило, неполное сгорание ТВС в дизельном моторе – результат рассогласования угла подачи в камеру сгорания горючего, даже сели система вышла на штатный температурный режим работы.
Густой белый дым, идущий из выхлопной трубы в этом случае, является следствием запаздывания вспышки топливно-воздушной смеси, из-за чего снижается скорость её сгорания, даже если распыление солярки форсунками происходит в штатном режиме и без отклонений.
Причины неполного сгорания ТВС в дизельном силовом агрегате:
- свечи накала работают неэффективно,
- компрессия в цилиндрах по отношению к номинальному значению снижена,
- в ТНВД имеются проблемы (обычно это износ плунжерных пар).
К таким же результатам приведёт впрыск солярки под более высоким давлением, чем в норме.
При наличии подобных неисправностей могут наблюдаться трудности с пуском мотора, независимо от его состояния, дизельный агрегат начинает «троить», пропадает стабильность работы и на ХХ, и под нагрузкой.
В результате уменьшается разгонная динамика, растёт расход дизтоплива, да и вообще машина начинает откровенно «тупить» при нажатии на педаль акселератора.
В цилиндрах появляется ОЖ
Строго говоря, попадание в цилиндры тосола может изменить цвет выхлопа на любой – об белого до густого серого, в зависимости от конкретного состава ОЖ. В то же время консистенция дыма (густой или достаточно прозрачный) зависит уже от других факторов, прежде всего – от температурных.
Задымленность выхлопа – это прямой результат увеличения количества воды в ТВС, однако само по себе это не сильно сказывается на работоспособности самого мотора. Но наличие в солярке серы – это тот отрицательный фактор, который характерен именно для дизельных двигателей. В цилиндрах это вещество в результате воздействия высоких температур окисляется с образованием сернистого ангидрида, который заметно снижает ресурс силового агрегата и всех связанных с ним узлов автомобиля.
Как же попадает тосол/антифриз внутрь цилиндров? Чаще всего – по причине разгерметизации прокладки БЦ. Она может прогореть, деформироваться или оказаться пробитой. Реже, но к таким же результатам приводит трещина в головке БЦ или непосредственно в блоке. Ещё один путь проникновения ОЖ в цилиндры – из-за разгерметизации прокладки коллектора системы впуска (однако это возможно не на всех модификациях дизельных моторов).
Если утечка охлаждающей жидкости серьёзная, это скажется на эффективности работы системы охлаждения (двигатель начнёт перегреваться, что можно заметить по шкале приборов или контролируя уровень ОЖ в расширительном бачке).
Открутив пробку радиатора, можно в таких случаях диагностировать неисправность по характерному запаху горючего и наличию на поверхности антифриза масляных пятен.
Ещё один способ выявления утечки тосола – отставить открученной пробку расширительного бачка, не глуша силовой агрегат. В результате давление, характерное для системы охлаждения, заметно вырастет, что приведёт к поднятию уровня ОЖ, однако он будет нестабильным, а об утечке будут свидетельствовать пузырьки газа и разбрызгивание жидкости через заливную горловину.
Когда мотор глушится, тосол через ПК попадает также в систему смазки, накопляясь в поддоне картера и становясь причиной образования масляной эмульсии. Разбавленное антифризом моторное масло визуально можно отличить по более светлому оттенку и отсутствию характерного блеска. Разумеется, эксплуатационные свойства такой смазывающей жидкости существенно снижаются. Под воздействием температуры эмульсия превращается в пену жёлто-коричневого оттенка, которая начинает откладываться на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины, а также на крышке клапанов.
Отметим, что наличие микротрещин обычно не носит критического характера: ОЖ проникает в цилиндры в крайне незначительных количествах, не приводя к серьёзным последствиям. Эмульсии и пены в этом случае вы не увидите, а масло может выглядеть вполне чистым.
Однако более серьёзные дефекты могут привести к гидроудару силового агрегата, в результате чего, скорее всего, ему потребуется капитальный ремонт, поэтому при появлении первых признаков обильной течи ОЖ следует немедленно искать и устранять причину.
Добавим, что иногда течи ОЖ появляются вследствие перегрева мотора, а не наоборот. Кроме проверки целостности БЦ, радиатора, патрубков и соединений системы охлаждения, потребуется тщательное исследование термостата, а также вентиляторного датчика.
Белый выхлоп в бензиновых СА
Наличие конденсата в глушителе – явление, которое возникает независимо от типа двигателя. Но это явление наблюдается исключительно при прогреве силового агрегата или когда на улице очень холодно. В противном случае можно говорить о возникновении определённых неполадок.
Если белый выхлоп заметен и на прогретом двигателе, самой частой причиной такого явления считается попадание антифриза в цилиндры. Впрочем, цвет может быть и другим – всё зависит от конкретного состава охлаждающей жидкости. Диагностирование неисправности заключается в проверке герметичности системы охлаждения.
Чтобы определить, что стало причиной появления цвета у выхлопа, тосол или обычная вода, можно прислонить к торцу глушителя лист белой бумаги на секунд 10-15. Если на поверхности листа появятся пятна от жирных капелек – причина в протечке ОЖ, если бумага будет мокрой, но не жирной – значит, это просто водяной конденсат.
Второй способ диагностики нарушения герметичности системы охлаждения заключается в снятии пробки расширительного бачка при работающем моторе. Если в бачке будут наблюдаться пузырьки, масляная плёнка или будет исходить запах выхлопных газов – скорее всего, речь идёт о трещине, появившейся в ГБЦ или непосредственно на блоке, либо о нарушении целостности прокладки блока цилиндров.
Явным признаком утечки ОЖ считается заметное снижение уровня тосола, что грозит его попаданием не только в цилиндры, но и в поддон картера, где происходит смешивание моторного масла и антифриза. Об этом будет указывать изменение цвета масла на щупе – оно приобретёт хорошо заметный молочный оттенок. В результате ММ становится малопригодным для использования, что скажется на мощностных характеристиках двигателя.
Устранение протечек ОЖ – процедура, требующая частичной разборки мотора поэтому при отсутствии необходимых навыков лучше, чтобы этим занимались специалисты. Речь идёт о демонтаже ГБЦ, что позволит получить доступ к прокладке и заодно упростит осмотр самого блока на наличие трещин и дефектов. Обычно место утёчки выдаёт себя наличием маслянистых пятен. В большинстве случаев достаточно заменить прокладку, но при наличии микротрещин в головке блока (чаще всего они появляются в районе расположения гнёзд клапанов) задача избавления от протечки ОЖ сильно усложняется.
Разборка мотора автомобиля
Иногда трещина появляется и в стенках одного из цилиндров. В обоих случаях потребуется замена всей детали, что потребует значительных капиталовложений.
Если же причина протечки – во впускном коллекторе, запах выхлопа в ОЖ ощущаться не будет, но все остальные симптомы будут присутствовать, в том числе изменение цвета масла, появление эмульсии, понижение уровня антифриза в расширительном бачке. Зато снимать головку не придётся, нужно осмотреть только впускной коллектор.
Отметим, что незначительные дефекты любой этиологии могут и не привести к попаданию ОЖ в камеру сгорания, не говоря о картере, однако если из отверстия выхлопной трубы появляется белесоватый сильный дым, это причина волноваться. Если протечка сильная, ОЖ может попасть в пространство над поршнем и создать препятствия для нормального вращения коленвала. Попытки завестись в итоге не увенчаются успехом.
В любом случае нужно понимать, что утечка тосола, если уж она появилась, с течением времени будет только прогрессировать, смазывающие функции моторного масла также будут снижаться, приводя к преждевременному износу всей цилиндропоршневой группы. При худшем сценарии вы угробите двигатель уже через сотню-другую километров после появления проблемы.
Синий дым
Обычно выхлоп синего цвета – это результат попадания в ТВС моторного масла. Недаром о синем дыме, идущим из глушителя, говорят «масляный». Несложно предположить, что подобное явление сопровождается увеличенным расходом смазывающей жидкости. В штатном режиме работы силового агрегата при расходе ММ 10 г/100 км. синий дым из глушителя будет наблюдаться исключительно в переходных режимах. Если же имеются протечки масла, то такой результат будет характерен для всех режимов функционирования силового агрегата.
Для опытных автомобилистов не составит труда, ориентируясь на определённые признаки, уточнить причину появления цветного выхлопа, что помогает быстро решить проблему.
Начинающим владельцам достаточно знать, что все подобные случаи подразделяются на две больших категории:
- когда сине-белый окрас выхлопа наличествует только во время прогрева автомашины, а впоследствии исчезает, это нормальное явление, вызванное естественными тепловыми процессами: при нагревании металлические детали расширяются, уменьшая зазоры, и протечки масла прекращаются, а выхлоп приходит в норму,
- если сизый дым, идущий из выхлопной трубы, наблюдается и на прогретом двигателе, можно говорить о значимом износе узлов силового агрегата, то есть теплового расширения уже недостаточно для надёжной герметизации зазоров, что и приводит к проникновению моторного масла в ЦПГ.
И в первом, и во втором случаях неизбежны потери смазочной жидкости, однако если при отсутствии износа нормы расхода минимальны (мы уже их приводили – максимум 10 граммов масла на сто километров пробега), то для второй категории они могут быть значительными.
Именно поэтому рекомендация проверять уровень ММ по щупу ежедневно так навязчиво предлагается в большинстве материалов, посвящённых правильной эксплуатации автомобиля. Разумеется, столь микроскопические дозы, как 10-100 г. на щупе обнаружить невозможно, но потеря 0.5-1 литра смазочной жидкости заметно сдвинет показания в сторону риски MIN. В этом случае владельцу транспортного средства следует незамедлительно начать искать причину падения уровня масла – это поможет предотвратить поломку мотора и, соответственно, немалые траты средств на его ремонт.
Отметим, что на автомобилях, оснащённых каталитическим нейтрализатором (а это большинство современных марок и моделей), падение уровня масла может и не сопровождаться изменением цвета выхлопа, поскольку это устройство в состоянии очищать большую часть вредных компонентов выхлопного газа.
Многие водители определяют степень износа ЦПГ по уровню компрессии, что не совсем корректно. Дело в том, что протечки масла при работающем двигателе – явление в определённом смысле позитивное: оно уплотняет зазоры, и, если они не слишком превышают норму, давление картерных газов и компрессия будут в норме. А значит, используя компрессометр, вы не можете получить искажённые результаты. Вот почему желательно совмещать эту процедуру с проверкой уровня моторного масла.
А теперь рассмотрим, о каких зазорах идёт речь, то есть какими путями проникает смазка в цилиндры. Чаще всего масло попадает в камеру сгорания через поршневые кольца, но есть и другой путь – увеличившийся зазор между клапанными стержнями и направляющими втулками.
Другими словами, сизый дымок из выхлопной трубы появляется по следующим причинам:
- нарушена геометрия цилиндров,
- на цилиндрах появились задиры,
- износились или повреждены поршневые кольца,
- клапана не обеспечивают герметичность,
- маслосъемные колпачки пришли в негодность.
Самой распространённой среди указанных причин является износ поршневых колец. Именно они при движении поршней контактируют со стенками цилиндров, воспринимая всю нагрузку на себя. При этом усиленному износу подвергается не только наружная часть кольца, непосредственно контактирующая с цилиндром, но и торец, подвергающийся воздействию давления газов. Если канавки поршневых колец сильно изношены, то они как бы затягивают масло внутрь, работая по принципу насоса, хотя сами кольца при этом со своими обязанностями справляются хорошо.
Второй по частоте встречаемости проблемой является нарушение геометрии цилиндра. Обычно сильнее всего изнашивается место, которого достигает верхнее поршневое кольцо на исходе движения, то есть в ВМТ, что связано с максимальным уходом от осевой линии в этом месте. Впрочем, и в середине цилиндра часто наблюдается такой же эффект.
Для определения изменения геометрии цилиндров используются специальные приборы, измеряющие следующие отклонения:
- в горизонтальной плоскости (по четырём независимым уровням),
- в вертикальной плоскости (по двум уровням).
Механические дефекты зеркальной поверхностей цилиндров (задиры, царапины) – ещё одна причина появления утечек моторного масла. Они возникают вследствие:
- наличия в ММ абразивных частиц (плохая фильтрация масла),
- возникновения коррозионных налётов, появляющихся после длительной стоянки авто,
- после некачественного проведённого ремонта ЦПГ и/или использования деталей сомнительного качества.
Голубовато-синеватый дым, идущий из выхлопной трубы турбированного бензинового двигателя, может быть вызван проблемами с компрессором турбины – износом подшипников ротора или его уплотнений. В первом случае можно наблюдать картину, аналогичную износу маслосъёмных колпачков (с появлением характерного нагара на свечах).
Намного сложнее диагностировать проблему при дефектах уплотнений, поскольку масло при этом проникает и в выхлопную систему, где частично сгорает.
На автомобилях с коробкой-автоматом встречаются такие неисправности, приводящие к утечке масла, как нарушение целостности мембраны регулятора (если конструктивно предусмотрено наличие вакуумного датчика нагрузки АКПП). В этом случае появление сизой окраски выхлопа сопровождается забрасыванием моторным маслом свечей и вытеканием ММ из свечных отверстий, что легко диагностируется наличием обильных масляных подтёков, которые имеют красноватый оттенок (цвет трансмиссионного масла) и специфический запах.
Чёрный цвет выхлопа
Окрашивание дыма, идущего из трубы глушителя, в тёмный цвет, свидетельствует о наличии проблем, которые могут привести в негодность, прежде всего, систему подачи топлива автомобиля, сказываясь не в лучшую сторону и на состоянии системы зажигания, и на самом силовом агрегате.
Обычно чёрный дым усиливается во время перегазовки, то есть при нажатии на педаль акселератора. При этом наблюдается нестабильная работа мотора, он начинает «троить», захлебываться, плохо заводится на холодную, особенно зимой, начинает усиленно потреблять горючее, причём проблема одинаково актуальна и для бензиновых, и для дизельных агрегатов.
Основной причиной, почему из выхлопной трубы идет черный дым, является нарушение баланса ТВС в сторону переобогащения горючим. В этом случае всё топливо, попадающее в цилиндры, просто не успевает сгореть, что и приводит к потемнению выхлопа. Такие выхлопные газы намного токсичнее, и даже автомобили, оснащённые катализатором, не в состоянии справиться со своей задачей. Что уж говорить об устаревших авто…
Характерно, что данная неисправность одинаково часто встречается у всех типов ДВС.
Другой частой причиной появления выхлопа чёрного цвета является возникновение неисправностей, связанных с работой системы зажигания, когда ТВС в цилиндрах не поджигается, из-за чего сырая смесь попадает прямо в глушитель, а силовой агрегат при этом сильно «троит».
Рассмотрим боле детально, в каких случаях черный дым идёт из выхлопной трубы бензиновых карбюраторных двигателей.
Как правило, проблема кроется в самом карбюраторе, поскольку именно он отвечает за приготовление и подачу ТВС в камеру сгорания. Чаще всего встречается перелив горючего в поплавковой камере, который возникает вследствие двух основных причин:
- залипающий игольчатый клапан или его сильный износ и перенасыщение ТВС бензином,
- засорение жиклёров, что опять же сопровождается нарушением пропорции топливовоздушной смеси.
У инжекторных моторов система подачи топлива устроена совсем по-другому, поэтому и диагностирование неисправности происходит, с одной стороны, проще, а с другой – сложнее. Дело в том, что здесь полностью отсутствуют такие компоненты, как поплавковая камера, иголка, жиклёры – образование ТВС происходит при непосредственном участии электроники через инжекторы. Перечислим основные причины появления чёрного дыма у инжекторных двигателей:
- засорение инжекторов приводит к увеличению давления, после которого следует взрывной впрыск. В результате ТВС получается обогащённой, а работа мотора окажется нестабильной, с плавающими оборотами. Проблема решается прочисткой инжекторов, которую следует выполнять каждые 50-70 тысяч км пробега. Качественнее всего такая процедура производится посредством использования специального оборудования, требующего демонтажа топливной рейки, но можно попробовать избавиться от налёта в инжекторе, применив специальные добавки в бензин,
- поскольку работа системы подачи топлива автоматизирована, неисправности датчиков (положения коленвала, положения дроссельной заслонки, холостого хода, датчик фаз) так же будут способствовать нарушению пропорции ТВС. Самостоятельная диагностика таких неисправностей затруднительна,
- неисправность топливного насоса, расположенного в топливном баке, также может стать причиной увеличенной подачи бензина с теми же последствиями – переливом горючего.
А теперь рассмотрим, когда появляется чёрный дым из выхлопной трубы дизельных силовых агрегатов. Для автомобилей, оснащённых этим типом двигателей, выхлоп чёрного цвета – достаточно распространённое явление, причина которого кроется как в особенностях системы воспламенения горючего, так и в составе солярки, которая даже при нормальной работе мотора окрашивает выхлоп в тёмный цвет с синеватым оттенком.
Впрочем, в современных транспортных средствах с таким выхлопом, содержащим немалое количество ядовитого свинца, усиленно борются. На всех современных дизельных автомобилях устанавливают специальный сажевый фильтр, призванный максимально эффективно очищать выхлоп в соответствии с европейскими эконормами последних редакций (начиная в ЕВРО5).
Итак, почему выхлоп дизельных авто окрашивается в густой чёрный цвет:
- из-за банальной неработоспособности сажевого фильтра. Правда, интенсивность окраса выхлопа будет не слишком высокой, но такой фильтр подлежит скорейшей замене, хотя бы из соображений экологической безопасности,
- поломка насоса высокого давления также приводит к переливу солярки и её неполному сгоранию. Решается проблема заменой НВВ,
- если угол опережения зажигания выставлен неправильно, это также нарушит нормальное сгорание ТВС.
Что означает появление чёрного дыма из выхлопной трубы, независимо от типа силового агрегата? Каждый водитель должен понимать, что речь идёт о нарушении нормального процесса подачи/сгорания топливовоздушной смеси. Такая неисправность может присутствовать длительное время, мало сказываясь на работе мотора, но может стать причиной серьёзных поломок.
Например, на инжекторных авто велика вероятность выхода из строя катализатора, замена которого – довольно дорогостоящая процедура (многие автовладельцы даже отказываются от этого узла, невзирая на ошибки, выдаваемые бортовым компьютером).
На дизельных авто подача топлива требует использования большого давления, и при наличии проблем возникает риск разрыва элементов блока.
Наличие значимого перелива в инжекторных двигателях может даже привести к гидроудару, поскольку в этом случае топливо частично попадает в цилиндры в жидком, а не распылённом виде.
Так что появление чёрного окраса выхлопа может свидетельствовать о том, что в будущем, если не предпринять ответных действий, можно ожидать серьёзных неприятностей. И если вы хотите, чтобы ваш силовой агрегат вместе со всеми связанными узлами проработал как можно дольше, внимательно следите за цветом и интенсивностью дыма, идущего из выхлопной трубы – он может рассказать о многих проблемах, для обнаружения которых другими способами потребовалось бы гораздо больше времени и усилий.