Плотность электролита в аккумуляторе: стандарты, причины отклонения и варианты стабилизации показателей

Аккумуляторная батарея для автомобиля выступает жизненно важным элементом, обеспечивающим электромеханическое функционирование транспортного средства. Многим водителям знакомы прецеденты, когда машина «отказывается» заводиться, стартер не «срабатывает» или частотность вращения коленвала от стартера неудовлетворительная для пуска ДВС. Зачастую причиной такого прецедента выступает низкий заряд аккумулятора, вследствие обеднения плотности электролита в автономном накопителе тока. Возникновение таких обстоятельств провоцирует автовладельца принять меры по устранению проблемы: некоторые водителя решают неприятность путём приобретения новой АКБ, однако, зачастую восстановить её функциональность можно менее радикальными методами. В этой статье проанализируем альтернативные способы решения проблемы с систематической разрядкой АКБ и причины возникновения прецедента, расскажем, что такое «плотность электролита в аккумуляторе», какая её роль в функционировании устройства, расскажем о номинальных величинах плотности, методе диагностирования показателей и вариантах их стабилизации.

Какая должна быть плотность электролита в аккумуляторе автомобиляОпределение плотности электролита в аккумуляторе автомобиля.

Плотность АКБ: рабочие стандарты

Прежде чем приступить к определению оптимальных параметров плотности электролита в аккумуляторе, стоит разобраться, что обозначает слово «плотность» в этом контексте. Ни для кого из водителей не выступает новшеством информация, что АКБ представляет собой корпус с ёмкостями внутри с рабочей субстанцией. Жидкость в банках агрегата состоит из серной кислоты, разведённой дистиллированной водой в определённом соотношении, величину которого и принято называть плотностью АКБ. Плотность исчисляется в граммах на сантиметр кубический, а номинальными значениями многие источники информации называют критерии от 1,24 до 1,30. Эти показатели могут варьироваться, одновременно причисляясь к категории нормальных критериев, в частности, плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом существенно отличается. Чтобы определить, отвечает стандартам концентрация электролита в аккумуляторных ёмкостях или нет, стоит сопоставлять плотность АКБ с температурными показателями «за бортом», дополнительно учитывая предписания производителей продукции, в зависимости от климатических условий эксплуатации источника питания.

С целью определения соответствия плотности нормативам, необходимо руководствоваться таблицей, которая прилагается к устройству производителями в виде наклейки на агрегат или в руководстве пользователя. Таблица плотности электролита в аккумуляторе предопределяет в качестве стандарта плотность 1,30 для температурного режима ниже тридцати градусов по Цельсию, показатель 1,28 для температур от десяти до тридцати градусов мороза, от 0 до десяти градусов с минусом – 1,26, и коэффициент 1,23 для плюсовых температур. Стандарты санкционированы для полностью заряженных аккумуляторных батарей. Корректировать плотность электролита при ежедневных перепадах температур нет необходимости. В определённых ситуациях допустимой считается корректировка параметров, если предусматривается эксплуатация АКБ в суровых климатических условиях.

Плотность АКБ

Технология измерения плотности

Некоторые автовладельцы не знают, что аккумулятор требует регулярного обслуживания, предпочитают решать проблему с быстрой разрядкой изделия путём его замены новым агрегатом. Причиной этого выступает отсутствие знаний, как проверить плотность электролита в аккумуляторе корректно, считая, что эта операция относиться к сложным процессам по выполнению. Измерение плотности электролита в аккумуляторе – процедура необременительная, однако, требует соблюдения определённых правил, чтобы показатели соответствовали реальности:

  1. Перед измерением зарядить батарею до максимального уровня.
  2. Измерять показатели не ранее, чем через десять часов остывания после поездки или через три часа после подзарядки.
  3. Производить процедуру при комнатной температуре, от двадцати двух до двадцати пяти градусов по Цельсию. Критичные показатели температуры окружающей среды повлияют на точность полученных данных.
  4. Выставить агрегат на ровной, горизонтальной поверхности, предварительно очистив его от частиц грязи и пыли, так как при попадании в систему они могут привести к непригодности устройства.
  5. Проверить количество раствора во всех ёмкостях АКБ. Для получения точных данных критерии раствора должны соответствовать норме. Осуществляется процесс посредством пустотелой трубки, которая вставляется в каждый из проёмов, после чего зажимается её верхняя пройма и вытягивается из банки. Уровень жидкости в трубке будет соответствовать критериям раствора в измеряемом слоте.

После выполнения предварительных работ можно заняться непосредственной проверкой уровня плотности. Для выполнения процедуры достаточно иметь прибор для измерения плотности электролита в аккумуляторе, именуемый ареометром, и выполнить задачу, следуя несложному инструктажу. Если у автовладельца такого приспособления нет, его можно приобрести в любом автомобильном магазине: стоимость такого прибора демократичная, редко превышает двести рублей.

Проверка плотности электролита аэрометром производится в домашних условиях, согласно следующему регламенту:

  1. Аккумулятор подготавливается к процедуре согласно описанным правилам.
  2. Откручивается крышка банки с раствором, в ёмкость погружается прибор. Путём надавливания на грушу производиться всасывание жидкости, после чего снимаются показатели с приспособления. Данные аэрометра необходимо записать.
  3. Аналогичная процедура производится последовательно во всех ёмкостях.

В идеальном варианте, плотность в каждой из ёмкостей должна быть идентичной по показателям. Если имеются существенные различия – это может свидетельствовать о наличии повреждений определённой банки, а низкая концентрация электролита во всех сотах в аккумуляторе свидетельствует о сульфитации на пластинах, устаревании источника питания или его глубокой разрядке. При осуществлении манипуляций с аккумулятором важно обезопасить себя от ожогов кислотным раствором, предварительно одевая защитные перчатки и рабочую одежду. Разобравшись, как измерить плотность электролита в аккумуляторе один раз и выполнив самостоятельно процедуру, автовладелец в дальнейшем будет исполнять её на элементарных засадах.

Причины искажения критериев плотности раствора АКБ

Зачастую вариативность плотности электролита в аккумуляторе заключается в её снижении. Факты повышения соотношения воды и кислоты очень редко диагностируются автовладельцами, чаще всего в результате неправильной доливки кислотного раствора при корректировке концентрации. Прежде чем приступить к восстановлению стандартной концентрации раствора в банках АКБ, стоит разобраться, почему падает плотность электролита в аккумуляторе, так как понимание причин прецедента зачастую обуславливает варианты их устранения. Стоит понимать, что изменение концентрации электролита в источнике питания является естественной процедурой, так как, по умолчанию, плотность увеличивается после зарядки агрегата и постепенно снижается при процессе разрядки. Проблема диагностируется только в ситуациях, когда после полной зарядки агрегата, он не в силах держать заряд – это сигнал того, что упала плотность электролита в аккумуляторе.

Причины искажения критериев

Низкая плотность электролита в аккумуляторе – это тревожный показатель, который без восстановительных процедур может повлечь за собой тотальный выход агрегата из строя, требует осуществления безотлагательных мер по восстановлению показателей концентрации раствора. Зачастую причинами падения плотности электролита выступают следующие факторы:

  1. Батарея разрядилась в результате длительного простоя.
  2. Раствор частично выкипел в процессе перезарядки.
  3. Доливка дистиллята производилась некорректно, контрольные замеры плотности раствора не выполнялись или были сделаны неправильно.

В первом случае, для решения проблемы просто заряжаем батарею: если она после подзарядки работает исправно, можно для контроля проверить её плотность и эксплуатировать дальше без выполнения дополнительных манипуляций. Низкая электролитная концентрация во втором случае провоцируется химическими реакциями, возникающими при функционировании устройства. Снизить риск кипения батареи есть возможность посредством отключения её от бортовой сети во время продолжительного простоя авто. Возникновение последней ситуации из списка актуально при неправильном осуществлении доливания дистиллята: без выполнения после проведения операции контрольного замера, или выполнение процесса с техническими ошибками, не выжидая времени для полноценного смешивания составных компонентов раствора.

Если доливать бесконтрольно воду в аккумулятор, концентрация жидкости будет поэтапно снижаться, что спровоцирует безоговорочную поломку АКБ, обуславливающую невозможность дальнейшей эксплуатации устройства.

Варианты подъёма плотности АКБ

Ответ на вопрос, как повысить плотность электролита в аккумуляторе, прямолинейно зависит от причин возникновения прецедента и критичности снижения показателей. Если источник питания имеет явные повреждения, трещины и сколы, возможность восстановить его работоспособность минимальная, потому профессионалы рекомендуют не тратить время и деньги, купить новый агрегат. В ситуации, когда снижение плотности минимальное, дефектов на устройстве нет, критерии жидкости соответствуют норме, можно попробовать восстановить концентрацию раствора посредством специфической подзарядки устройства, с выполнением последовательных шагов:

  1. Осуществить зарядку агрегата слабым током до предельного максимума.
  2. Оставить устройство отстояться на период, не менее двенадцати часов.
  3. Повторить процедуру, заряжая АКБ под напряжением 14,6 вольта, током до двух ампер.
  4. После отстаивания аккумулятора произвести контрольный замер показателей.

Систематическое выполнение такой процедуры позволяет увеличивать плотность батареи до нормальных значений, при отклонениях всего на несколько сотых единиц. Критические отклонения от нормы или расхождения, сопровождающиеся параллельным снижением количества раствора в сотах, предусматривает более радикальные варианты решения проблемы. Если первый вариант корректировки не актуален, его применение не позволяет добиться рабочих показателей, применяют метод добавки электролита. Для проведения процедуры надо иметь аэрометр, грушу для отбора субстанции, мерную ёмкость и резервуар для отработанного раствора, корректирующий электролит и дистиллированную воду.

Процедура проводится согласно следующему инструктажу:

  1. С резервуара, в котором плотность ниже стандартной, отбирается раствор: чем больше, тем лучше. Производиться замер объёма отобранной жидкости, путём её залива в мерный резервуар.
  2. В банку аккумулятора добавляется новый электролит, объём которого должен равняться половине изъятой жидкости. Батарею необходимо аккуратно пошатать из бока вбок, избегая сильных наклонов, чтобы новый раствор перемешался с остатками жидкости.
  3. Измерить показатели. При потребности добавить ещё раз электролит в размере, эквивалентному четвёртой доли откачанной жидкости.
  4. Процедуру повторять до тех пор, пока коэффициенты не будут соответствовать стандарту, после чего недостаток жидкости восполняется дистиллированной водой.
  5. Аналогичные действия производятся со всеми сотами батареи.

После этих процедур аккумулятор оставляется на период не менее двух часов для отстоя, чтобы растворы в резервуарах стали однородными и ещё раз осуществляются замеры. Бывает так, что после контрольного замера исполнитель диагностирует расхождение плотности в сотах, превышающее сотую долю грамма на сантиметр кубический. Такая ситуация недопустима, требует поиска решения дилеммы, как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора. Выравнивают показатели посредством выпрямленного тока, номиналом ниже в два, а то и три раза ниже стандартного. Ответ на вопрос, как увеличить плотность в аккумуляторе, когда её показатели предельно низкие, не достигают критического норматива 1,18 или же электролит в секциях имеет явные визуальные недочёты, предусматривает выполнение процедуры по абсолютному обновлению жидкости АКБ. Для восстановления работоспособности устройства потребуется провести следующие манипуляции:

  1. Удалить жидкость из всех банок посредством груши, насколько это технически возможно.
  2. Закрыть пробки банок и поставить устройство так, чтобы появился доступ ко дну батареи, не переворачивая её.
  3. Просверлить в дне каждого резервуара небольшой проём, предварительно поставив под АКБ ёмкость для отработки.
  4. Открутить крышки банок и основательно очистить резервуары, путём сквозного пролива дистиллированной воды.
  5. Запаять дырки на основании посредством материала, устойчивого по отношению к кислоте.
  6. Заполнять банки, согласно описанному выше регламенту.

Правильно выполненные процедуры, при отсутствии механических повреждений на устройстве и целостности пластин, позволят продлить эксплуатационный период АКБ на несколько лет.

Подведём итоги

Пролонгировать эксплуатационный период аккумулятора посредством регулярного и качественного обслуживания в силах каждого автовладельца. Для этого достаточно не оставлять его на продолжительный период без заряда, следить, чтобы он не закипал, использовать исключительно по предназначению и систематически проверять плотность электролита в нём. Процедуры по восстановлению плотности – задача, которая требует специальных навыков работы или особой щепетильности, потому, если вы не убеждены в своих силах, во избежание абсолютной порчи агрегата доверьте этот процесс специалистам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе