Несмотря на все старания автопроизводителей, практически вся история автомобилестроения связана с неудачными попытками решить проблему недопущения образования нагара на деталях цилиндропоршневой группы.
Как и 50, и 100 лет назад, сегодня она всё ещё остаётся актуальной, и двигатель с пробегом порядка 100000-150000 км. в большинстве случаев нуждается в проведении облегченного варианта капремонта, то есть в замене поршней и вкладышей с соответствующей разборкой силового агрегата.
Можно ли обойтись без этого? Многие водители утверждают, что да. Раскоксовка поршневых колец — процедура достаточно распространенная. Специалисты считают, что с ее помощью можно продлить срок эксплуатации мотора на 5-20 и более тысяч километров.
Сегодня мы поговорим о том, как проводится раскоксовка, на что она влияет и какова эффективность этой процедуры.
Содержание
Почему в моторе образовывается нагар
Не секрет, что современный двигатель — это сложное высокотехнологичное устройство, состоящее из тысяч деталей и вынужденное работать в экстремальных условиях. Неудивительно, что, несмотря на наличие качественной смазки и эффективной системы охлаждения, добиться абсолютной герметичности этих магистралей, а также полного и своевременного сгорания топливовоздушной смеси по-прежнему не удается.
Особенно сильно страдают от нагара дизельные силовые агрегаты. Раскоксовка позволяет частично решить задачу очистки поршневых колец, но в случае любых ошибок при выполнении данной процедуры результат может оказаться прямо противоположным, приведя к необходимости выполнять дорогостоящий ремонт мотора.
Поэтому так важно как можно поподробнее узнать, что повлияло на возникновение существенного загрязнения поршневых колец. В большинстве случаев причина этого явления — использование на регулярной основе некачественного горючего. В результате при его сгорании в камере остаются углеводородные компоненты, для которых условия для горения оказались неподходящими. Та же причина сказывается и на образовании нагара на клапанах, что грозит их прогоранием.
Из-за обрастания поршневых колец различными отложениями прогрессирует такое явление, как снижение компрессии двигателя. А это — заметное снижение мощности и приёмистости автомобиля.
Наконец, это явление сопровождается заметным увеличением расхода моторного масла и топлива. Износ поршневой группы происходит значительно быстрее, поэтому так важно регулярно проводить мероприятия, направленные на увеличение срока эксплуатации силового агрегата.
Рассмотрим другие причины, приводящие к образованию нагара на кольцах ЦПГ:
- несоблюдение рекомендованных автопроизводителями сроков замены моторного масла, а также использование низкокачественного или неподходящего для данного мотора масла,
- ряд причин, связанных с перегревом двигателя (утечка охлаждающей жидкости, проблемы в работе термостата или системы охлаждения в целом),
- использование в смазочной жидкости разнообразных присадок,
- длительный простой автомобиля (превышающий два-три месяца).
В последнем случае настоятельно рекомендуется залить в мотор свежее масло, дополнил эту процедуру раскоксовкой двигателя.
Впрочем, образование нагара на поршневых кольцах и клапанах может носить и естественный характер. В данном случае афоризм «вода камень точит» относится и к двигателю. Пробега в 100000 километров уже достаточно для появления на деталях цилиндропоршневой группы немалого количество отложений, накапливающихся с каждым пройденным километром.
Признаки закоксованности мотора
Как определить, что двигатель загрязнился настолько, что нуждается в проведении очистительных мероприятий? Перечислим симптомы, указывающие на наличие солидного слоя нагара на стенках цилиндрах, поршнях, клапанах, маслосъёмных кольцах:
- при существенном увеличении расхода моторного масла (300 и более грамм на 1000 км.),
- заметное снижение компрессии, наблюдаемое в одном или сразу нескольких цилиндрах,
- когда цвет выхлопа из прозрачного меняется на белый, синий или сизый.
Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, можно предположить, что проблема загрязнения ЦПГ становится все более острой. Если не предпринять срочных мер, все подверженные воздействию экстремальных температур узлы цилиндропоршневой группы могут деформироваться, растрескаться, что приведёт к необходимости выполнения дорогостоящего капремонта силового агрегата.
Нагар в двигателе автомобиля
Вот для чего нужна своевременная раскоксовка двигателя. Чем в более сложных условиях эксплуатируется автомобиль, тем быстрее появляются вышеописанные симптомы. Частая езда в условиях городских пробок, дополненная использованием не самого качественного топлива, как раз и является очевидным примером тяжёлых условий работы мотора.
Отметим, что раскоксовка двигателя не является абсолютной панацеей. Если мотор имеет весьма солидный пробег, а его детали сильно изношены, самостоятельная очистка поршневых колец, скорее всего, окажется мало эффективной.
Без капремонта здесь не обойтись, но в большинстве случаев автовладельцы ограничиваются только заменой колец. Этого зачастую тоже оказывается недостаточно, так что следует приготовиться к солидным денежным тратам.
Тем не менее, если до этого раскоксовка никогда не производилось, она вполне может помочь временно решить проблему падения мощности силового агрегата и увеличения расхода горючего.
Как выбрать средство очистки
Существует два классических способа очистки деталей ЦПГ – мягкий, предполагающий раскоксовку только маслосъёмных колец, и жёсткий, в основу которого положена более полная разборка силового агрегата.
Второй способ более затратен, но и эффективность его в ряде случаев заметно выше (но далеко не всегда). Кроме того, в последние лет двадцать активно рекламируются химически активные технические жидкости, добавляемые в качестве присадок в масло или непосредственно в топливо, и позволяющий удалить нагар, не снимая мотор.
Относительно последнего средства вы вряд ли найдёте столь же большое количество диаметрально противоположных отзывов. Безусловно, такой способ с полным правом можно назвать самым экономичным и практически не требующим выполнения каких-либо ручных операций (кроме заливки присадки в топливный бак). Но очень многие специалисты не рекомендуют производить очистку поршневых колец, цилиндров и клапанов с использованием присадок, поскольку, кроме раскоксовки загрязнённых поверхностей, они могут стать причиной возникновения множества других проблем.
Рассмотрим более детально, чем лучше делать раскоксовку двигателя, что в этом плане предлагает современная химическая промышленность.
СУРМ. Это отечественное средство, являясь вполне доступным по цене, неоднократно доказывало свою эффективность. Кроме низкой стоимости, оно характеризуется способностью выполнять очистку без замены масла, что позволяет сэкономить немалую часть средств. Большинство других препаратов требует обязательной замены смазочной жидкости, включая маслофильтр. Хотя бережно относящийся к своему авто хозяин, скорее всего, не пожалеет денег на новое масло в любом случае.
Использование СУРМ позволяет добиться:
- снижения чрезмерного расхода горючего и ММ,
- улучшение состава выхлопа,
- увеличения приёмистости силового агрегата.
Лавр ML 202 – ещё одно современное специализированное средство для раскоксовки поршневых колец. Фасуется в небольшие бутылочки ёмкостью 185 мл. Этого количества техжидкости достаточно для промывки двухлитрового мотора. Поскольку производится жидкость в России, её стоимость вполне демократична, а способность очищать детали поршневой группы отечественные автомобилисты оценивают очень хорошо. Сам продукт присутствует на рынке уже достаточно долго, являясь своеобразным долгожителем. Профилактическое воздействие «Лавр МЛ-202» заключается в эффективном очищении от нагара и других загрязнений маслосъёмных колец, канавок и стенок цилиндра и самого поршня, в улучшении степени компрессии. Рекомендуемое время работы двигателя на данном препарате – около часа.
Лавр ML 202
Жидкость OiI-Schlamm Spulung от Ликви Молли также является вариантом очищающей присадки, добавляемой в моторное масло. Это средство для раскоксовки двигателя, несмотря на агрессивную маркетинговую кампанию, пользуется у российских автовладельцев не слишком высокой популярностью, поскольку его эффективность вызывает большие сомнения.
OiI-Schlamm Spulung
Средство Combustion Chamber and Valve Cleaner, производимое под брендом «Винс», по результатам многочисленных испытаний показало немного более высокие показатели, чем вышеупомянутый «Лавр». Однако и стоимость этого препарата, предназначенного для удаления с клапанов и стенок камеры сгорания трудновыводимых отложений и восстановления уровня компрессии, достаточно высока. Стандартная разовая дозировка – 325 мг. Ещё одним недостатком средства является необходимость использования специального инструмента (адаптера) для введения жидкости в двигатель.
Combustion Chamber
«Хадо Антикокс» также относится к средствам раскоксовки двигателя, принадлежащим к более высокой ценовой категории, но и его эффективность соответствующая. Продаётся в тюбиках или баллончиках, действует быстро, может использоваться в бензиновых/дизельных силовых агрегатах. Если приобретаете средство в тюбиках, то нужно учитывать, что на один цилиндр необходимо израсходовать содержимое одного туба, баллончика ёмкостью 320 мл хватит для обработки до 20 цилиндров.
Хадо Антикокс
До появления специализированных химсредств наши соотечественники производили раскоксовку с помощью керосина. Разумеется, с разборкой двигателя. Поскольку керосин обладает впечатляющими моющими и проникающими характеристиками, он способен при длительном замачивании растворять не только нагар, но и смолы, лаки и другие труднорастворимые загрязнители.
Впрочем, и сегодня раскоксовка двигателя керосином и ацетоном остаётся довольно популярным и бюджетным методом очистки двигателя. Рабочий состав (около 500 мл смеси) готовится при соблюдении одинаковой пропорции обеих компонентов.
На свой страх и риск можно производить раскоксовку поршневых колец димексидом. Это универсальный растворитель, используемый в медицине как средство борьбы с грибками и свободно продающийся в аптеках, можно использовать и для восстановления ЦПГ. На каждый цилиндр в зависимости от характеристик мотора и его степени износа, используется 50-100 мг препарата. Следует учесть, что он кристаллизуется при температурах ниже 18 градусов тепла, поэтому в холодное время года от этого средства лучше отказаться.
Отметим, что все вышеуказанные средства, используемые для раскоксовки поршневых колец на двигателе, являются весьма агрессивными препаратами, поэтому при их использовании важно не допустить попадания жидкости на резиновые детали и в катализатор. Многие из них, включая димексид, нельзя использовать на работающем моторе – попадая в картер, они приводят к отстаиванию краски, которая может забить маслозаборник.
Подготовка к очистке мотора
Очистка от нагара колец и всей цилиндропоршневой группы – процедура, требующая предварительной подготовки. Поскольку мы будем говорить о раскоксовке поршневых колец без разборки, на то, чтобы накипь отмокла и растворилась, потребуется порядка 10-15 часов. Более точно о том, сколько времени нужно для выполнения этого мероприятия, можно узнать, прочитав инструкцию на этикетке очистительной жидкости. По указанным выше причинам крайне желательно одновременно с очисткой произвести замену масла, даже она будет внеплановой, поскольку часть агрессивного состава неизбежно попадёт в картер.
Для самостоятельной раскоксовки нам потребуются:
- достаточное количество жидкости для очистки (эти данные обычно также приводятся на этикетке или упаковке),
- новое ММ вместе с маслофильтром,
- болты, которые мы будем использовать в качестве заглушек вместо лямбда-зонда (они должны быть соответствующего диаметра),
- комплект новых свечей.
Каких-либо особых требований к месту проведения работ не предъявляется, достаточно ровной площадки, но желательно ввиду специфичности работ выполнять эту процедуру вне гаража.
Компрессорная установка будет весьма желательна, но можно обойтись и без неё.
Последовательность подготовительных действий:
- прогреваем силовой агрегат до рабочей температуры (этого требует большинство современных очистителей),
- демонтируем кислородные датчики, вместо них устанавливаем болты-заглушки – таким способом мы предотвратим засорение дорогостоящих электронных компонентов сажей и другими продуктами сгорания топлива,
- поднимаем ручник, приподнимаем домкратом одно из ведущих колес, под два других устанавливаем противооткатные башмаки.
В большинстве случаев жидкость для раскоксовки заливается в мотор через свечные отверстия, поэтому следует заранее демонтировать все детали и узлы, которые будут мешать (катушку зажигания, кожух двигателя и пр.).
Описание процедуры самостоятельной раскоксовке мотора
Автомобилисты за долгие годы придумали немало способов, позволяющих произвести очистку цилиндров и поршневой группы.
Один из таких «дедовских» способов – использование смеси бензина и керосина. Бензин в данном случае добавляется не для того, чтобы смесь лучше горела. Он способствует снижению вредного воздействия керосина на резиновые детали.
Сама процедура заключается в заливке бензинокеросиновой смеси в цилиндры, после чего необходимо просто изредка немножко проворачивать коленвал, что позволяет жидкости проникнуть к поршневым кольцам. Чтобы накипь раскисла, придётся 4-5 часов подождать. Затем стартером раскручиваем силовой агрегат секунд 5-10. Этого будет достаточно, чтобы смесь вместе с растворенными осадками покинула цилиндры, оказавшись в выходном тракте. Но при этом некоторая часть жидкости всё же попадёт в картер, что не страшно – керосин впоследствии полностью испарится.
Метод вполне применим и сегодня, особенно в глубинке. Достать керосин — не проблема, а кроме него потребуется только свечной ключ. Рассчитывать на высокую эффективность метода не стоит — керосин хотя и хороший растворитель, но способен справиться только с такими загрязнениями, как низкотемпературная зола. А она, как известно, уже через пару месяцев появится на поверхности деталей ЦПГ снова. На современных двигателях структура накипи совершенно иная. Здесь присутствуют в основном высокотемпературные остатки горения, характеризующиеся большей жесткостью, и против них керосин бесполезен.
Намного реже использует раскоксовку мотора посредством водно-спиртовой смеси. Давным-давно было замечено, что после подачи в камеру сгорания воднометанольной или водноэтиловой жидкости детали цилиндропоршневой группы просто блестят. Оказалось, что ответственной за такую очистку является именно вода. Дело в том, что, попадая в камеру сгорания в больших количествах в виде пара, такая смесь способна очистить практически все отложения. Правда, пар не в состоянии проникнуть слишком глубоко, но с поверхности он буквально отдирает от металла почти всё.
На старых карбюраторных моторах вместо воды заливают смесь водки и бензина, взятых в одинаковой пропорции. Эта жидкость подается на вход карбюратора, и при включенном подсосе попадает непосредственно в двигатель. Чтобы очистка было максимально полной, нужно дать поработать силовому агрегату примерно час (на холостых оборотах или при умеренное езде).
Можно использовать такую смесь и дольше, но злоупотреблять этим не стоит. Строго говоря, спирту всегда можно найти и другое применение.
Совершенствование двигателей не позволило решить проблему их закоксовки. Более того, закупорка оказывается такой жёсткой, что дедовские методы уже не дают удовлетворительного результата. А если учесть, что современные моторы стали намного мощнее, уменьшившись при этом в размерах, и обзавелись большим количеством дополнительных узлов, включая каталитические нейтрализаторы, различные датчики, форсунки непосредственного впрыска, сажевые фильтры, то чувствительность силовых агрегатов как к качеству топливовоздушной смеси, так и к процессам, происходящим в камере сгорания, тоже стало намного выше.
Нельзя обойти стороной и тот факт, что горючее, которое сегодня предлагают автозаправки, стало многокомпонентным, и появление целого ряда углеводородов, находящихся в жидком состоянии, отнюдь не способствует эффективности сгорания ТВС.
Усовершенствование составов, предназначенных для раскоксовки двигателя, проходило эволюционным путём. Некоторые из них и сегодня мало чем отличаются от дедовских. Но есть и совершенно инновационное смеси. В любом случае они представляют собой некий набор растворителей. Жидкости на основе керосина сегодня считаются самыми неэффективными. В продвинутых смесях имеются такие компоненты, как сольвенты и ксилолы, дополненные органическими кислотами и раствором аммиака, которые действуют намного быстрее и лучше.
Обычно на предварительном этапе, прогревая двигатель, имеет смысл залить непосредственно в картер специальную промывочную смесь, которую в народе называют «пятиминуткой». Эта мера будет способствовать удалению загрязнений из масляных каналов. Если вы хотите убедиться в том, что проделанная работа была не напрасной, стоит предварительно измерить уровень компрессии в каждом из цилиндров, и такую же операцию произвести после раскоксовки.
Отметим, что очистка водой инжекторных двигателей тоже возможна, но в этом случае приходится использовать более хитроумные способы. В частности, вода подаётся в систему впрыска через капельницу при повышенных оборотах вращения коленвала. Альтернативный способ — подача смеси посредством специального устройства через топливную рампу силового агрегата, причём подобная очистка предполагает использование как воды, так и растворителей.
Интересно, что турбированные моторы оснащаются новомодными системами впрыска водяной смеси, которые демонстрируют точно такой же эффект, как и классическая водяная схема раскоксовки карбюраторных двигателей.
Подробная инструкция, как сделать раскоксовку двигателя самостоятельно:
- внимательно изучаем инструкцию, прилагаемую к чистящему средству. Прежде всего, нам нужна информация, какой объём жидкости рекомендуется заливать в каждый из цилиндров – для разных составов эти цифры могут сильно разниться,
- выкручиваем свечи, отчищаем металлической щёткой сажевый нагар, промываем бензином и тщательно продуваем,
- посредством проворачивания подвешенного колеса на пятой прямой передаче все поршни приводим в среднее положение, измеряя расстояние отвёрткой или металлическим стержнем,
- опуская наконечник распрыскивателя в свечные отверстия, поочерёдно заполняем пространство камеры сгорания чистящим средством (при использовании состава «Лавр» используем поставляемый в комплекте шприц),
- вкручиваем СЗ на место, но сильно не затягиваем,
- ждём от восьми до пятнадцати часов (конкретное время также указывается в инструкции), с периодичностью в 15-30 минут на протяжении первых часов проворачивая коленвал, крутя колесо вручную. Это делается для того, чтобы облегчить проникновение растворителя между поршневых колец,
- опять выкручиваем свечи, посредством шприца удаляем из камер наш раствор вместе с растворённой грязью и накипью, после чего используем компрессор для продувки цилиндров,
- чтобы удалить остатки промывочного состава, ставим старые свечи и запускаем мотор, следя, чтобы обороты находились в пределах 1500 об/минуту. За те 10-15 минут, на протяжении которых силовой агрегат будет прогреваться, нагар вместе с промывочным составом уйдёт через выхлопную трубу, о чём будет свидетельствовать густой дым белого или синего оттенка. После этого можно вставить на место заглушек лямбда-зонды и приступить к операции замены моторного масла,
- последнее, что необходимо сделать – вкрутить новые свечи. Не забываем предварительно измерить уровень компрессии. Если результат вас устраивает, этим можно и ограничиться, но если эффект окажется ниже ожидаемого или вообще нулевым, придётся готовиться к проведению капремонта, причём объём работ будет зависеть от состояния ЦПГ.
Раскоксовка своими руками поршневых колец дизельного мотора производится по такой же схеме, отличаясь только методом подачи в цилиндры чистящего средства. В данном случае свечи зажигания отсутствуют, поэтому заливку жидкости производят непосредственно через форсунки, которые придётся снять, отключив топливный насос и снизив давление в системе подачи топлива.
Как показывает практика, чаще всего заметный положительный эффект самостоятельной раскоксовки двигателя наблюдается только в действительно запущенных случаях (к примеру, на автомобилях, эксплуатировавшихся без продолжительных поездок, в основном на короткие расстояния).
В остальных случаях можно говорить о присутствии эффекта плацебо, то есть компрессия увеличивается незначительно, а судить об экономии горючего практически невозможно из-за большой погрешности.
Мы уже отмечали, что структура нагара у двигателей последних поколений весьма жёсткая. Настолько, что даже механическая ручная обработка не всегда помогает полностью избавиться от загрязнений, что уж тут говорить о промывочных жидкостях. К тому же закоксовка колец настолько плотная, что жидкость просто не может попасть дальше, застревая уже на промежутке между первым и вторым кольцом. Увеличение длительности промывки обычно сказывается положительно, но эффект будет всё равно незначительным, особенно при использовании дешёвых составов.
А вот некоторые профессиональные смеси могут действительно продемонстрировать отличные результаты, особенно если двигатель прогрет и работает на протяжении многих часов. Во всяком случае, такая обработка позволяет очистить поверхность поршней и цилиндров до блеска.
А вот с кольцами дела даже в этом случае обстоят не столь позитивно, причём на итоговый результат влияет множество факторов, от конкретной конструкции мотора и режима его эксплуатации до его величества случая. По крайней мере, рассчитывать на увеличение компрессии можно, но надеяться на уменьшение жора масла не стоит. Поскольку компрессорные кольца находятся выше маслосъёмных, до последних растворитель может и не добраться. Как и до сливных отверстий в теле поршня. А здесь закоксовка максимальна, поскольку и масла в этой зоне значительно больше, чем на компрессорных кольцах.
Безнаказанно увеличивать дозировку очистительной смеси также не получится, поскольку в этом случае резко возрастает вероятность агрессивного воздействия растворителей на резиновые уплотнители, да и на сам материал поршня, не говоря о масле. Так что обычно рекомендации по использованию подобных средств не предполагают применения больших дозировок и продолжительного времени очистки. Но многие автовладельцы готовы пойти на риск, чтобы избежать дорогостоящего ремонта.
Если речь идёт только об очистке только цилиндров и клапанов, отличные результаты можно ожидать и от применения обычных водных составов, но улучшить состояние поршневых колец и она, увы, не в состоянии.
Отметим, что мы не случайно упомянули выше слово риск. Вероятность развития событий по негативному сценарию при раскоксовке мотора достаточно велика. Если оставить без внимания загрязнение свечей (предполагая, что после чистки будет произведена их замена), то шансы выхода из строя катализатора также велики, даже несмотря на использование заглушек непосредственно во время операции раскоксовки. Может случиться и так, что немаленький отколовшийся кусок нагара попадёт под кольца – в этом случае появление царапин на зеркале цилиндров неизбежно. А если такой кусок кокса попадёт под клапан, может произойти и более серьёзное повреждение – например, столкновение поршня и клапана с очень печальными последствиями. Хотя такое случается очень редко, несоблюдение технологии раскоксовки повышает вероятность такого сценария. Неудивительно, что далеко не все автосервисы практикуют предоставление подобных услуг.
Краткие выводы
Следить за состоянием двигателя – обязанность каждого автовладельца, но процедура раскоксовки полезна далеко не всегда. Наибольшего эффекта можно добиться на старых двигателях, характеризующихся повышенным расходом масла, для силовых агрегатов, у которых поверхность цилиндров покрыта алюсиловым составом, а также для форсированных (турбированных) моторов.
Если машина обладает повышенным аппетитом к моторному маслу, это свидетельствует о настолько сильном загрязнении камеры сгорания, что степень сжатия повышается почти на единицу, при этом клапаны становятся малоподвижными. Раскоксовка в таких случаях, как правило, позволяет на какое-то время отодвинуть капитальный ремонт (в большинстве случаев не более чем на 10 тысяч километров).
Что касается алюсиловых двигателей, то они весьма чувствительны к любым загрязнениям, даже частичкам сажи – слишком тонкое у них покрытие. Очистку с применением специальных растворителей на таких моторах требуется проводить в качестве профилактического мероприятия, предотвращающего появления крупных по размерам отложений. Залёгшие кольца также часто становятся причиной повреждения алюсилового покрытия, так что риск здесь вполне оправдан – слишком дорого обойдётся вам ремонт таких силовых агрегатов.
Наконец, в случае турбированных моторов следует понимать, что они функционируют на предел форсирования независимо от текущей величины оборотов коленвала и режима использования мотора. Так что даже незначительное улучшение свойств камеры сгорания после раскоксовки оказывается весьма полезным, не говоря уже об очистке по крайней мере верхней пары колец.
Как решить, стоит ли проводить такую операцию на своем автомобиле? Если возраст машины превышает 5-6 лет, или мотор работал преимущественно в сложных и тяжёлых режимах, периодически проводимая раскоксовка лишней не будет. Но если вы стали слишком часто и много доливать масло, целесообразность выполнения данной процедуры выглядит уже не столь очевидно.
А вот на двигателях старой формации, с сильно изношенной поршневой группой, результат очистки зачастую бывает положительным, поскольку из-за увеличенных зазоров проблем с проникновением жидкости по всему объёму камеры сгорания не возникает. А вот на относительно свежих двигателях эффект, скорее всего, будет нулевым.
В целом раскоксовку следует воспринимать исключительно как временную меру – в любом случае уже через несколько тысяч километров всё вернётся на круги своя, а вам следует готовиться к проведению серьёзных ремонтных работ.