Способы восстановления рисунка протектора и реставрация шин своими руками

Качественные шины являются важной составляющей безопасной, комфортной и экономичной эксплуатации транспортного средства. Не стоит недооценивать роль резины, поскольку она имеет большое значение для любого автомобиля. Когда шины изнашиваются, рисунок протектора серьёзно стирается, большинство автовладельцев попросту отправляют резину на свалку, покупая ей на замену новый комплект. При этом не все знают, что в определённых ситуациях возможно восстановление шин, которое осуществляется на специальном оборудовании. В некоторых случаях работа выполняется своими руками. Это позволяет вернуть покрышки к жизни и дать им ещё некоторое время послужить транспортному средству. Причём порой срок службы оказывается достаточно продолжительным. Многое зависит от того, какой метод реставрации был использован. Важно понимать, что восстановление возможно не всегда. Особенно это касается шин, предназначенных для легковых автомобилей.

Как самостоятельно восстановить рисунок протектораСпособы самостоятельного восстановления рисунка протектора шин.

Способы восстановления

Если заглянуть внутрь шины, то окажется, что она состоит не просто из резины. В действительности резину определённого состава применяют для изготовления наружного слоя. Он закрывает основной каркас покрышки. Сам каркас является многослойным элементом, выполненным из металлического корда. Также тут используется нейлоновая или же синтетическая ткань, в зависимости от модели шин и их производителя. Каркас практически не подвержен износу, поскольку вся нагрузка приходится на наружный резиновый слой протектора. Именно он постепенно по мере эксплуатации стирается, что заставляет автомобилистов снимать старые покрышки и покупать новые комплекты. Но такая структурная особенность позволяет восстановить протектор, даже если резиновый слой уже не может полноценно выполнять свои функции. Каркас остался целым и невредимым, что играет в такой ситуации ключевую роль.

Само восстановление протектора заключается в том, чтобы изношенный наружный слой покрышек заменить на новый, применяя тот или иной способ. В результате колесо можно повторно эксплуатировать достаточно длительный период времени, не опасаясь за сниженный уровень безопасности, качество сцепления или комфорт для находящихся внутри транспортного средства людей. Но восстановленные шины будут уступать абсолютно новым покрышкам, поскольку срок годности у них меньше, а характеристики хоть и не утрачены, но до эталонных уже не дотягивают. Существует несколько основных способов реставрации, которые заключаются в:

  • нарезке,
  • горячей вулканизации,
  • холодной вулканизации.

Каждый метод имеет свои особенности, преимущества, недостатки и ограничения. Важно понимать, что далеко не все шины подлежат реставрации. А иногда это просто экономически невыгодно. Намного проще приобрести новый комплект, нежели тратить силы, время и деньги на восстановление резинового слоя проектора.

Восстановление рисунка протектора

Метод нарезки

Одним из первых методов восстановления протекторов шин стала нарезка. Она направлена на то, чтобы увеличить срок службы автомобильных колёс. Тут следует сделать крайне важную оговорку. Метод нарезки применяется исключительно в отношении резины, предназначенной для грузового транспорта. Категорически запрещается применять методику для реставрации покрышек для легковых автомобилей. Даже не все грузовые шины могут подвергаться методу нарезки. Чтобы проверить пригодность к такому восстановлению, следует поискать на резине соответствующие надписи. Обычно это слово Regroovable. Если эта отметка имеется, значит, ещё с завода производителем предусмотрена возможность реставрации.

Суть здесь простая. Восстанавливаемые покрышки, имеющие соответствующий запас толщины, обладают увеличенным слоем резины, которая располагается под протекторной поверхностью. Химический состав полностью аналогичен внешней основной оболочке, которая постепенно изнашивается. В связи с этим после восстановления шины будут иметь те же свойства, что до реставрации. Чтобы выполнить нарезку, используется специальный термонож. Это лезвие, разогреваемое до высоких температур с помощью высокочастотного генератора колебаний. При нарезке расплавленная резина сразу же запаивается, тем самым предотвращается повышенный износ. На реставрацию этим методом одной грузовой шины требуется 1 специалист и около часа времени. Затем покрышка обязательно остывает, резина окончательно схватывается, и её можно обратно устанавливать на грузовой автомобиль.

Нарезка рисунка шин

Горячий способ

Если требуется выполнить восстановление протектора шин для легкового автомобиля, нарезка здесь не подойдёт. А вот метод горячей вулканизации станет весьма эффективным. Подобное восстановление шин осуществляется в автоклавах, то есть в аппаратах, предназначенных для нагрева. Ранее горячая вулканизация называлась навариванием. Хотя от названия суть не поменяется. Приведём примерное описание того, как осуществляются горячие вулканизационные мероприятия при реставрации покрышек.

  1. Сначала шина обрабатывается абразивными инструментами. Это делается специально, чтобы создать на подготавливаемой поверхности шероховатости.
  2. Сверху каркаса или корда резины оставляют после обработки около 1,5 миллиметра резины. Это минимальный слой, который считается безопасным.
  3. Черновая обработка позволяет увидеть все дефекты и возможные повреждения, образовавшиеся на покрышке в процессе эксплуатации.
  4. Если есть повреждения, их обрабатывают специальными заплатками из сырой резины.
  5. Далее колесо идёт на процедуру самой горячей вулканизации.
  6. Перед обработкой шины обязательно проходят контроль качества. Это позволяет определить, можно ли такой каркас использовать для дальнейшего восстановления.
  7. Если всё хорошо, наносятся связующий слой и резина, на которой предварительно уже сделаны нарезки рисунка протектора.
  8. Далее начинается воздействие теплом. Автоклавы разогревают до 160 – 180 градусов Цельсия.
  9. Восстановление происходит достаточно быстро, но при этом эффективно. На корд наплавляется новая резина. За счёт шероховатой поверхности она лучше цепляется за каркас, создавая прочный и долговечный слой.

Восстановление горячим способом

Горячий метод отличается высокой степенью эффективности. Таким способом осуществляется качественное восстановление достаточно большого количества автомобильных покрышек. Но чтобы добиться положительного результата, требуется максимально грамотно и аккуратно проводить горячую вулканизацию. Это обусловлено наличием у методики нескольких недостатков. А именно:

  • резина начинает изнашиваться интенсивнее из-за высокотемпературной обработки,
  • при наличии повреждений корда допустимый пробег заметно сокращается,
  • металлические и нейлоновые слои легко повредить по причине высоких температур.

Потому горячую вулканизацию следует проводить только у хорошо зарекомендовавших себя специалистов, которые обладают достаточно большим опытом и имеют в арсенале качественное оборудование. Заниматься таким восстановлением самостоятельно практически невозможно. Для этого придётся покупать дорогостоящие аппараты и детально изучать методику вулканизации под высокой температурой. Это экономически нецелесообразно ради одного комплекта шин.

Холодный метод

Поскольку горячее восстановление шин имеет ряд недостатков, специалисты начали думать над решением сложившейся проблемы. Главной задачей было снижение температуры, при которой осуществляется процедура. В итоге появился метод ремонта холодным способом. Такое восстановление рисунка протектора шин осуществляется практически аналогичным способом. Наносится шероховатость, позволяющая выявить имеющиеся дефекты. Далее наносится сырая резина, которая заклеивает проблемные участки. Когда предварительная подготовительная обработка выполнена, сверху небольшим слоем наваривают свежий состав. Ключевой особенностью методики является то, что сами изготовители не хотят раскрывать секреты применяемого состава резины. А ведь материал удаётся наваривать при достаточно низкой температуре.

Холодный метод вулканизации хорошо подходит автомобильным шинам, которые ранее восстанавливали. Это обусловлено тем, что такая обработка подразумевает более щадящее температурное воздействие. При вулканизации температура находится на уровне 100 градусов Цельсия. За счёт этого физические характеристики и свойства не меняются, что является главной проблемой горячей вулканизации. Плюс холодный способ реставрации позволяет сохранить в целостности сам корд, который не теряет своей прочности и нужной эластичности. В результате получаются шины с отличными техническими характеристиками, позволяющими обеспечить уверенное управление транспортным средством и высокий уровень безопасности. Проблема заключается в том, что далеко не все покрышки можно реабилитировать путём использования холодного метода вулканизации.

Восстановление холодным методом

Изначально все способы восстановления покрышек разрабатывались на продления срока службы грузовых шин. Нарезка для легковой автомобильной резины вообще под запретом, поскольку колёса имеют небольшой размер, а требования к комфорту и безопасности повышенные. Потому в случае с легковыми автомобилями остаётся лишь метод горячей и холодной вулканизации, где также есть свои дополнительные ограничения. Придётся забыть о любом из двух способов, если корд обладает незначительной прочностью. Потому сразу исключаются практически все бюджетные шины отечественного, китайского, корейского и турецкого производства. Также восстановлению не подлежат так называемые спортивные покрышки, предназначенные для скоростной езды на автомобиле. Вы просто не будете знать, чего ждать от восстановленной шины, если разогнаться на машине более чем до 120 километров в час.

В конечном итоге остаётся средний класс и дорогие шины. Но если автовладелец покупает дорогой автомобиль и выбирает для него резину соответствующего уровня, то заниматься восстановлением с целью сэкономить он точно не станет. Легковые шины не смогут получить новую жизнь на 100%. То есть после реставрации их ресурс составит не более 40% в сравнении с новыми покрышками аналогичной модели. Отсюда можно сделать вполне логичный вывод. Восстанавливать резину, которая используется для легковых машин, лишь за редким исключением – бессмысленное мероприятие. Но каждый сам для себя решает, стоит ли заниматься подобными манипуляциями, либо же намного проще приобрести новый комплект подходящей резины.

Преимущества и недостатки

Подобное восстановление протектора автомобильных шин имеет свои сильные и слабые стороны. Определённые преимущества и недостатки есть у каждого способа реставрации. Если говорить о реабилитации резины для легковых машин, то в случае легковушек объективно лучшим способом будет холодная вулканизация. Намного реже применяется горячий метод, а нарезка полностью исключается. Потому говорить о плюсах и минусах последней методики не актуально относительно легковых транспортных средств. Горячий метод занимает немного времени, но позволяет получить качественный результат. В некоторых случаях ресурс восстановленной покрышки ничем не уступает новой резине. Метод экологически безопасный. При этом горячая вулканизация требует применения дорогого и громоздкого оборудования. Из-за этого довольно тяжело найти автосервисы, которые готовы оказать такую услугу. Самостоятельно реставрировать покрышки этим методом невозможно.

Холодный метод получил большее распространение. Он проще в реализации, потому его применяют многие автосервисы, а не только специализированные предприятия. Но этот способ требует больших временных и финансовых затрат, из-за чего далеко не всегда целесообразно восстанавливать колёса. Большую роль играет качество выполненной работы. Если резину наварят плохо, есть высокая вероятность того, что новый слой вскоре отклеится. Главным достоинством наварки или вулканизации является стоимость. Она действительно зачастую меньше, чем цена новых покрышек для автомобиля. При этом удаётся создать достаточно прочный и долговечный протектор. Покупка уже восстановленных колёс или же самостоятельная реставрация подходит владельцам грузового транспорта, который передвигается на относительно небольшой скорости.

Услуга восстановления шин

Если у вас легковая машина, нужно хорошо подумать относительно целесообразности реставрации или покупки восстановленных покрышек. Их проблема в том, что на них отсутствует гарантия. Водителю сложно предугадать, как поведёт себя машина на таких колёсах при высоких скоростях. Шины точно не прослужат столько же, сколько новая резина. Максимально удаётся продлить срок службы на 70%. Но и это получается в редких случаях. В основном речь идёт о 20 – 40%. Есть несколько основных загадок, найти ответы на которые покупателю восстановленных шин будет крайне сложно:

  • какой состав используется для вулканизации,
  • являются ли покрышки одной фирмы, либо это шины разных производителей,
  • насколько повысится расход топлива,
  • как долго прослужит шина после реабилитации,
  • поменяется ли уровень комфорта при установке такого комплекта.

Чтобы получить ответы, нужно купить резину и поставить на свой автомобиль. А это потенциальный риск, о котором нужно всегда помнить.

Признаки восстановления

Не забывайте, что существуют целые предприятия, которые занимаются именно восстановлением старых покрышек. Это крупные организации, обладающие соответствующим профессиональным оборудованием, высококачественным сырьём и квалифицированными кадрами. Определить качественное восстановленное изделие несложно, если речь идёт о работе подобных предприятий. У них сбоку всегда наносится отметка. Этот маркер указывает на то, что покрышка восстановлена. То есть производитель даже не пытается скрыть этот факт, а прямо указывает на реставрацию. Встречается три основных варианта надписей:

  • Regummerat,
  • Remould,
  • Retread.

Отметку о восстановлении также делают компании, которые занимаются реставрацией в России, Украине и других странах СНГ. Есть ещё несколько отличительных особенностей при условии отсутствия маркера:

  • сгустки из резины с внутренней стороны,
  • сетка из трещин сбоку покрышек,
  • следы заплаток из резины,
  • затёртые надписи производителя и пр.

Если шины сделаны кустарным методом и их пытаются выдать за новые, подобные признаки легко позволят выявить подделку. Когда работа проводится качественно специализированными предприятиями, не в их интересах делать работу плохо или скрывать факт реставрации. Они показывают, что им удалось вернуть покрышки к жизни, и по своим характеристикам они мало чем уступают новым шинам. Потому клиенты захотят к ним обратиться вновь, поскольку стоимость восстановленной резины намного ниже, чем цена за новые комплекты. Зная, как отличить восстановленные шины, вы сумеете избежать покупки заведомо некачественных изделий. Старайтесь внимательно осмотреть внешний вид покрышки, имеющиеся маркировки, следы износа боковых частей.

В действительности определить восстановленную автошину и заметить отличия от новой несложно. Уличить продавца в подделке также не составит труда. А чтобы у вас не возникало проблем с тем, как отличить новую шину от отреставрированной, можете просто отдавать предпочтение свежим комплектам. В случае с легковыми машинами это наиболее правильное решение, учитывая все недостатки и нюансы, связанные с попытками дать изношенным колёсам вторую жизнь. Как вы уже поняли, это целесообразно только в случае с грузовыми шинами. От идеи реставрации и покупки восстановленных колёс для легковой машины лучше отказаться. Слишком высокие риски при незначительной выгоде, которую автовладелец получит от такой манипуляции.

Вид восстановленных шин

Стоит ли покупать

Чтобы принять окончательное решение, нужно акцентировать внимание на некоторых моментах. Выгода покупки шин после реставрации заключается в стоимости такого комплекта или отдельной покрышки. Но параллельно существуют серьёзные риски. Зная о существующих способах восстановления, можно сделать выводы, что не всегда и не все их них подходят для применения. Плюс для качественной реставрации нужно профессиональное оборудование, высококачественное сырьё и квалифицированные специалисты. Использование отечественного сырья вызывает сомнения в его качестве, а импортная резина для вулканизации стоит дорого.

На практике восстановить можно лишь небольшое число изношенных шин, которые сумели сохранить достаточно хорошее качество корда. Если основой выступает плохая покрышка, возникнут проблемы с балансировкой, расходом топлива, комфортом водителя и его пассажиров. Если машина имеет внушительный пробег, часто эксплуатируется и не передвигается на больших скоростях, то для неё восстановленные покрышки мало чем будут отличаться от нового комплекта. Здесь вопрос только в достаточно качественном выполнении работ. Если удастся отыскать хорошего мастера, либо купить продукцию проверенного производителя, который занимается реанимацией шин, удастся получить больше преимуществ, нежели недостатков.

Самостоятельная нарезка

Вам уже известно, что в теории только метод нарезки может применяться самостоятельно. Но он не подходит для восстановления колёс легковых автомобилей. Потому такая методика актуальна только для тех, кто хочет своими руками продлить срок службы пригодных к реабилитации грузовых шин. Нарезка может осуществляться до определённой глубины, предусмотренной производителем. Крайне важно, чтобы на колесе оставался рисунок, поскольку канавки только углубляются, а не нарезаются заново. С помощью специальных инструментов для восстановления шин автовладелец грузовой машины в теории может своими руками увеличить срок службы комплекта покрышек. Такие инструменты называются регруверами.

Самостоятельное восстановление

Принцип работы заключается в том, чтобы углублять канавки протектора путём воздействия на резину горячего лезвия. Нагрев происходит прямым или непрямым способом. В первом случае нагрев осуществляется за счёт тока, проходящего через лезвие. Либо же раскалять инструмент можно паяльником или жалом от выжигателя. Непрямой нагрев используется на самодельных регруверах. Но для качественной и безопасной работы настоятельно рекомендуется применять заводские аппараты с прямым нагревом. Если у вас есть регрувер, можно приступать к работе. Восстановление осуществляется следующим образом:

  1. Сначала снимается шина, которая подлежит самостоятельной реставрации путём нарезки специальным регрувером.
  2. Перед операцией обязательно внимательно изучите состояние покрышки. Если она уже сильно изношена, рисунок местами пропал, то такую шину лучше отправить на свалку. Реставрация возможна только при условии наличия чёткого рисунка и достаточного запаса глубины резины.
  3. Убедитесь, что ваша шина относится к категории восстанавливаемых. Это определяется по специальной маркировке.
  4. Проводить нарезку нельзя, если есть видимые дефекты и повреждения, а также глубина оставшихся канавок менее 3 миллиметров. Если всё хорошо, двигаемся дальше.
  5. Удалите с покрышки все загрязнения, вытащите застрявшие в канавках камешки.
  6. Если есть какие-либо повреждения, позволяющие проводить восстановительные работы, избавьтесь от них.
  7. Определите схему, по которой будет осуществляться нарезка.
  8. Изучите инструкцию по эксплуатации регрувера, чтобы настроить его должным образом под требуемый размер и глубину канавок.
  9. Нарезать канавки нужно быстро, поскольку при длительном воздействии регрувера на одну точку резина начнёт плавиться.
  10. Двигаться следует по направлению канавок протектора.
  11. Резина, которая срезается, должна сразу же убираться с поверхности колеса.
  12. Параллельно наблюдайте за температурными показателями регрувера, чтобы не начинался перегрев выше нормы. Если температура возросла, остановите работу, дайте аппарату остыть.
  13. На последнем этапе все остатки очищаются. Внимательно посмотрите, не повредили ли вы при нарезке сам корд. При наличии повреждений эксплуатировать такие покрышки категорически запрещается. Корд восстановлению не подлежит.

Для тех, кто на собственном грузовом автомобиле занимается тем или иным видом бизнеса, наличие дома регрувера порой позволяет сэкономить внушительную часть бюджета. Стоимость резины для грузовиков значительно выше по сравнению с покрышками для легковых автомобилей. Важно и то, что множество грузовых шин пригодны для восстановления путём нарезки, чего не скажешь о легковом транспорте. Но всё равно будьте внимательными и грамотно подходите к вопросу восстановления. Если реставрация не предусмотрена производителем шин, заниматься подобными манипуляциями, вне зависимости от выбранного способа, не стоит. Это слишком большой риск и неоправданная попытка сэкономить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе