Раздаточная коробка характерна для автомобилей с передним приводом. Ее основное преимущество – передача и разделение момента силы ходовой части. Изначально она применялась для легковых автомобилей (начало XX века). Данное устройство включает комплекс рабочих элементов, влияющих на эффективность передвижения.
На отечественных авто раздаточная коробка присутствует на моделях УАЗ, Нива. Типы раздаточных коробок классифицируются по разным критериям, например, коробка может иметь соосные и несоосные типы валов. В первом случае главная передача используется для переднего и заднего мостов, а во втором – отмечается высокий КПД, бесшумность функционирования агрегата. Между осями имеется такой конструктивный элемент трансмиссии, как дифференциал.
Отличаются варианты раздаточных коробок передач по такому критерию, как привод ведущих мостов. В частности, устройство может быть:
- с механизмом блокирования ведущих мостов,
- с дифференциальным приводом.
Раздатки разнятся по количеству передач. Ряд версий авто имеют одноступенчатые варианты, другие – двух- или трехступенчатые. При этом широкое распространение получили двухступенчатые коробки.
Принцип работы раздаточной коробки и ее предназначение
Для чего нужна на автомобилях раздаточная коробка? Данный агрегат выручает при совершении передвижения по пересеченной местности. Рабочее устройство находится за АКПП. Однако на ряде моделей авто раздатка входит в состав конструкции КПП. На продолжительный срок рассчитаны приводные и ведущий валы. Схема раздаточной коробки отображает прямую связь двух валов.
Следует отметить, что ряд машин может иметь не только самоблокирующийся межосевой дифференциал, но и самоблокирующийся задний межколесный дифференциал. Это положительно сказывается на маневренности транспортного средства. Дифференциалы могут быть симметричными или несимметричными. Востребованным остается первый вариант. Также, в ее состав входит понижающая, цепная (зубчатая) передача.
Назначение раздаточной коробки на автомобиле заключается в осуществлении распределения крутящего момента между осями транспорта. Также, она помогает в преодолении внешних дорожных препятствий. Как правило, понижающая передача не присутствуется на полноприводных кроссоверах.
Каков принцип действия? Основан он на разделении момента силы по осям автомашины. В результате, увеличиваются тяговые характеристики автомобиля.
Таким образом, раздатка обеспечивает улучшение качества поездки. На машинах, которые имеют АКПП, присутствует электронно-управляемая блокировка межосевого дифференциала. Раздаточные коробки подлежат ремонту. Правильный уход за данным агрегатом со стороны водителя позволяет продлить его ресурс.
Неисправности раздаточной коробки
Каждая из перечисленных составляющих частей раздатки нуждается в своевременной проверке. Достаточно дорогим представляется ремонт дифференциалов. Один из признаков, который указывает на его поломку – появление характерного воющего звука, когда поездка осуществляется на большой скорости. При этом следует осуществить проверку уровня горючего в раздаточной коробке.
Когда требуется ремонт раздаточных коробок? Необходимость в ремонте данного устройства возникает, если возникает характерная вибрация. Причин данного проявления несколько, начиная от ослабления болтов крепления, заканчивая дисбалансом промежуточного карданного вала. Блокировка межосевого дифференциала может быть следствием деформации рычагов привода, износа самого дифференциала.
Еще одна проблема, когда автовладельцу следует проверить раздатку, – это затрудненное включение передач. В данном случае обязателен осмотр состояния штоков. Трудное включение передач нередко связано с тем, что шток имеет износ. Разборка и сборка раздаточной коробки актуальна, если износились зубья муфт и шестеренок.
Работа раздаточной коробки будет затруднена, если нарушена регулировка привода переключения передач. Как правило, из-за этого, передачи будут самопроизвольно выключаться. Расчет раздаточной коробки позволяет точно определить рабочие особенности данного устройства. В первую очередь уделяется внимание валам, зубчатым колесам, муфтам. На основе полученных показателей можно подбирать новые подшипники, картер коробки.
Любые неисправности раздаточной коробки стоит своевременно ликвидировать. Данную процедуру нужно доверять мастерам, которые работают в специализированном сервисном центре.
Основные причины поломок
Перечислим причины того, почему раздаточная коробка дает сбой:
- частое совершение передвижений на высоких скоростях,
- повышенные нагрузки на автомобильную систему,
- использование некачественного горючего.
При длительной эксплуатации транспортного средства раздаточная коробка может дать течь из-за изношенных сальников. При этом нужно проверить надежность креплений. При восстановлении данного агрегата следует использовать качественные комплектующие детали, которые выпускают проверенные фирмы производители и подойдут к системе.
Для самостоятельного ремонта раздаточной коробки, водителю необходимо хорошо знать ее устройство. В противном случае можно нанести урон автомобильной системе, в результате, понадобится серьезный ремонт раздаточной коробки. Грамотно протестировать данную коробку способны только профессионалы.