Советский внедорожник ВАЗ 2121 был разработан в качестве вездехода как в условиях пути по бездорожью, так и в черте города. Первый полноприводный представитель АвтоВАЗа стал универсальным решением с повышенной функциональностью. Наиболее популярны Нива 21214 и Нива 21213.
Демультипликатор или раздаточная коробка необходима для распределения момента силы двигателя на оси автомобиля.
Среди возможностей раздаточной коробки на Ниву 2121 выделяют:
- позволяет внедорожнику преодолеть сложные участки дороги,
- блокировка межосевого дифференциала,
- повышение вращательного момента ведущих колес,
- отключение одного из ведущих мостов внедорожника,
- установка коробки отбора мощности для дополнительного оборудования.
Содержание
Состав раздатки 2121
Устройство присутствует только на моделях с двумя ведущими мостами. Установка раздаточной коробки Нива происходит сзади от коробки передач. На саму РК ставится кардан (часть трансмиссии), соединяющий ее с задним мостом.
Коробка раздаточная советского производства включает в себя:
- корпусную часть,
- вал ведущий и промежуточный,
- шестерни,
- подшипники,
- сателлиты,
- вал привода переднего и заднего моста,
- муфты,
- сальники,
- фланцы,
- дифференциал,
- рычаги управления.
Жесткое соединение коробки передач с раздаткой проходит через промвал и муфту.
Для лучшей эффективности работы РК проводится установка подрамника, который уменьшает кручение задней части машины при передвижении на опасных местах дороги или при ее отсутствии.
ВАЗ 21213 и 21214
ВАЗ 21213 представляет собой внедорожник с полным приводом и возможностью заблокировать дифференциал. Раздатка Нивы 21213 обладает 3 положениями передачи:
- первой (ПЧ 1,2),
- второй (ПЧ 2,135),
- нейтральной.
При обычном движении устройство РК находится в первой передаче. Как работает нейтралка? Переключение в нейтраль полностью отключает трансмиссию, в таких условиях у авто нет возможности двигаться. Отметим, что нейтральное положение есть и у КПП.
Раздатки на Ниве 21214 отличаются только наличием привода датчика скорости.
Дифференциалы Нивы 2121
Дифференциал предназначен для распределения тяги двигателя на два колеса, позволяя им двигаться с разной скоростью. Среднее значение скорости колес отображается на панели. Таким образом, дифференциал – это то устройство, которое делает внедорожник внедорожником.
Если производители решили бы не включать дифференциал в структуру раздаточной коробки, то результатом стал бы частый износ резины. Это было бы счастье для производителей шин, но разработчики оказались умнее. К тому же дифференциал снижает нагрузку на ось.
Передаточные числа коробки передач
Передаточные числа коробки передач являются основой согласованной работы всей трансмиссии. Повышение числа позволяет автомобилю быстрее набирать скорость.
Функционал раздаточной коробки расширяет диапазон передаточных чисел, этот момент важен для движения грузовых автомобилей и внедорожников. Цель проста – тяговые качества автомобилей повышаются, так как действие в узком диапазоне сковывает транспорт.
Ремонт раздаточных коробок
Ремонт раздаточной коробки зависит от характера поломки. Чаще это механические повреждения, например, срезается вал между коробкой и раздаткой. Тревогу стоит бить, если слышите посторонние звуки при движении автомобиля.
Самыми частыми видами поломки специалисты выделяют:
- сбой электронного блока управления муфтами,
- износ механических частей,
- некачественные материалы,
- смазывающие элементы низкого качества.
Из симптомов проблем с раздаткой стоит отметить протечку масла, перегрев самой коробки, «выбивание» передач, проблема с включением.
Важно соблюдать весь принцип работы раздаточной коробки, чтобы избежать незначительных поломок.