Когда производится замена
Все агрегаты трансмиссии (МКПП, раздаточная коробка, оба моста) обслуживаются одновременно. Первый раз, согласно данным сервисной книжки, это нужно делать, проездив 45 тысяч километров, следующая замена трансмиссионных жидкостей производится, когда на спидометре фиксируется показатель в 105 тысяч километров, затем – через каждые 60 тысяч км. пробега. Многие владельцы этого автомобиля намеренно или по незнанию игнорируют эти рекомендации, продолжая эксплуатировать свою машину после наезда ста и более тысяч километров. А потом, естественно, жалуются на появление проблем с трансмиссией.
Чтобы их не было как можно дольше (наездить 300000 км. на Ниве при регулярном прохождении плановых ТО – не проблема), рекомендуется производить замену масла в мосты Нивы 2121, 21213, 21214 и других модификаций каждые 50 – 60 тысяч километров, а при эксплуатации автомобиля преимущественно в тяжелых условиях – через 30 – 40 тысяч.
Правильный выбор трансмиссионного масла
Во все узлы трансмиссии Нивы в заводских условиях заливается одинаковое минеральное масло. Во время прохождения техобслуживания обычно заливают такое же масло, причём далеко не всегда хорошего качества. Эта жидкость действительно хороша, но только на период обкатки новой машины. При наезде 10 – 15 тысяч км. рекомендуется произвести замену минералки на полусинтетику, обладающую лучшими эксплуатационными характеристиками. Синтетические смазывающие жидкости для мостов Нивы – не самый удачный выбор, поскольку в жаркую погоду их вязкость настолько низка, что возрастают шансы возникновения протекания сальников. Минералка в сильные морозы густеет настолько, что и переключение передач, и движение автомобиля сильно затрудняются до момента его разогрева.
Вязкость трансмиссионного масла для Нивы 2121, 21213, 21214 – 75W90. Можно заливать любую минеральную или полусинтетическую трансмиссионную жидкость с соответствующими показателями. При этом в задний мост Нивы всех модификаций заливается масло в объёме 1,3 литра, в передний – 1,15 литра. Объём масла в заднем мосту Нивы несколько больше, поскольку это по определению основной ведущий мост, и нагрузка на него в целом немного выше.
Последовательность действий по замене масла
Слив старого и заливка нового масла в переднем и заднем мостах Нивы – процедура в целом схожая, но отличия всё же существуют в силу конструкционных особенностей отечественного внедорожника. Замена масла в переднем мосту Нивы производится одновременно с заменой жидкости в коробке передач, во всяком случае, вам не потребуются другие инструменты и материалы, в числе которых:
- специальный технический шприц (или воронка подходящих размеров и геометрии),
- шестигранный ключ на 12,
- накидной ключ на 17 (торцевым работать будет крайне неудобно и нерезультативно),
- ветошь, ёмкость для слива отработки.
Сливное отверстие можно найти на нижней плоскости переднего моста, заливное отверстие расположено на его боковой стенке.
Порядок замены масла в переднем редукторе Нивы:
- Подставляем под сливное отверстие подготовленную заранее ёмкость.
- При открученной заливной пробке процесс слива происходит заметно быстрее, поэтому сначала откручиваем её.
- Откручиваем шестигранником сливную пробку.
- Ждём, пока старая смазка не вытечет (на это уходит в среднем 15 минут).
- Закручиваем на штатное место сливную пробку, предварительно очистив её и посадочное место от загрязнений и старого масла.
- Заливаем свежую трансмиссионную жидкость в объёме, равном количеству отработки (это немногим более литра).
- Закручиваем заливную пробку.
Для замены масла в заднем мосту Нивы потребуется тот же инструмент, поскольку и сливные, и заливные пробки одинаковы. Впрочем, и сама процедура практически не отличается, за исключением местонахождения редукторов:
- подставляем под сливное отверстие подходящую ёмкость,
- шестигранником отворачиваем сливную пробку, расположенную снизу на заднем редукторе,
- сливаем старую смазочную жидкость (на это уйдёт в общей сложности минут 10 – 15),
- тщательно очищаем ветошью от загрязнений и саму пробку, и место вокруг сливного отверстия,
- закручиваем пробку на штатное место, но без фанатизма,
- откручиваем ключом на 12 пробку заливного отверстия, расположенного посредине заднего моста,
- заливаем свежую смазку в объёме, равном собранному, используем для этого либо технический шприц, либо воронку с подсоединённым шлангом,
- если жидкость не достигает нижней кромки заливного отверстия, доливаем её, пока она не начнёт проливаться,
- очищаем заливную пробку вместе с посадочным местом от потёков и грязи, закручиваем пробку,
- обычно при замене масла в заднем редукторе откручивают и прочищают сапун, ставят его на место, при необходимости заменив прокладку.
Как видим, заливать новое масло и в передний, и в задний мост Нивы – процедура несложная. И, как уже отмечалось, производится она вместе с заменой смазочного материала в КПП и раздаточной коробке во время ТО-4, ТО-8 и так далее.