Нигрол. Отец современных трансмиссионных масел

Нигрол – торговое название одной из марок трансмиссионных масел. Является продуктом перегонки некоторых сортов нефти, и представляет собой вязкую жидкость чёрного цвета, от чего и получила своё нынешнее название. Нигрол относится к группе минеральных масел.

Общая характеристика и применение

Традиционный нигрол в прошлом активно использовался в качестве трансмиссионного масла для смазки механических передач гусеничной и колёсной тяжёлой техники, а также подвижных частей парового оборудования, которое испытывает постоянное воздействие пара и высоких температур. Согласно ГОСТ 542-50 (окончательно упразднён в 1975 году) нигрол подразделялся на «летний» и «зимний» – марки различались по параметрам вязкости, у «летнего» нигрола она была выше, достигая 35 мм2/с. Такую смазку заливали в мосты грузовых автомобилей и широко использовали в зубчатых передачах: контактные нагрузки для транспортных средств того времени были относительно невысокими.

Основная эксплуатационная ценность нигрола заключается в высоком процентном содержании в нём смолистых веществ, имеющихся в нефти определённых сортов. Это обуславливает достаточно высокую смазывающую способность этого вещества.

Современный нигрол: отличия

Усложнение условий эксплуатации современных средств транспортной техники повлекло за собой снижение эффективности обычного нигрола, поскольку в его составе отсутствовали противоизносные присадки, а повышенная вязкость приводила к повышенным нагрузкам на элементы трансмиссий. Особенно гипоидных передач, где потери на трение высоки. Поэтому ныне понятие «нигрол» носит исключительно брендовый характер, а под этой маркой подразумеваются чаще всего трансмиссионные масла типа Тад-17 или Тэп-15.

Характеристики

Нигрол Тад-17 представляет собой марку автомобильного трансмиссионного масла, особенностями которого являются:

  1. Повышенное сопротивление трению скольжения в случае существенных разностей в скоростях контактируемых элементов механических передач.
  2. Наличие присадок, обеспечивающих постоянное наличие и возобновление поверхностной масляной плёнки.
  3. Меньшее (в сравнении с обычными нигролами) значение относительной вязкости.
  4. Уменьшенная зависимость показателей вязкости от температуры, возникающей в зоне контакта.

В составе присадок имеются сера, фосфор (но не свинец!), противопенные составляющие. Число после буквенной аббревиатуры указывает на показатель вязкости смазки, мм2/с, которой продукт обладает при 100ºС.

Эксплуатационные показатели смазки приведены далее:

  • средняя вязкость, мм2/с, не более – 18,
  • диапазон температур эксплуатации, ºС – от -20 до +135,
  • работоспособность, тыс. км – до 75…80,
  • уровень напряжённости работы – 5.

Под уровнем напряжённости ГОСТ 17479.2-85 предполагает высокую противозадирную способность, многофункциональность использования, возможность действия при контактных нагрузках до 3 ГПа и локальных температурах в узлах схватывания до 140…150ºС.

Прочие параметры Тад-17 регламентируются ГОСТ 23652-79.

Смазка марки нигрол Тэп-15 обладает более низкими показателями вязкости, поэтому КПД трансмиссий, где применяется это трансмиссионное масло, ещё выше. Кроме того, достоинствами этой смазки являются:

  1. Высокие антикоррозионные показатели.
  2. Стабильность показателей вязкости в широком диапазоне температур.
  3. Повышенное качество исходного дистиллята, что обеспечивает минимум имеющихся в смазке механических примесей (не более 0,03 %).
  4. Нейтральность показателя рН, что препятствует образованию очагов схватывания при работе трансмиссии.

При этом абсолютные показатели противоизносной способности этого трансмиссионного масла в полной мере сохраняются лишь при относительно невысоких температурах. Поэтому скорость перемещения смазываемых деталей должна быть невысокой. Это наблюдается преимущественно для гусеничной техники общего применения (трактора, подъёмные краны и т. п.).

Эксплуатационные показатели смазки:

  • средняя вязкость, мм2/с, не более – 15,
  • диапазон температур эксплуатации, ºС – от -23 до +130,
  • работоспособность, тыс.км – до 20…30,
  • уровень напряжённости работы – 3 (контактные нагрузки до 2,5 ГПа, локальные температуры в узлах схватывания до 120…140ºС).

Прочие параметры нигрола Тэп-15 регламентируются ГОСТ 23652-79.

Нигрол. Цена за литр

Цена на трансмиссионное масло типа Нигрол определяется рядом факторов, среди которых:

  1. Конструкция коробки передач автомобиля.
  2. Температурный диапазон применения.
  3. Время и объёмы закупки.
  4. Наличие и состав присадок.
  5. Работоспособность и сроки замены.

Характерен разброс цен на нигрол, в зависимости от фасовки масла:

  • в бочках по 190…195 кг – 40 руб/л,
  • в канистрах по 20 л – 65 руб/л,
  • в канистрах по 1 л – 90 руб/л.

Таким образом, объём приобретения (и цена товара) определяется интенсивностью эксплуатации вашего автомобиля, поскольку замена смазки в межсезонье всё равно неизбежна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе