Рано или поздно любой двигатель начинает дымить. И в этой ситуации действенный выход с гарантированно длительным результатом только один: капитальный ремонт. А для тех, кто ищет кратковременные меры борьбы с повышенной дымностью, вполне может подойти присадка «Стоп-дым».
Принцип работы «Стоп-дыма»
Все присадки категории «Стоп-дым» работают по одному и тому же принципу: увеличение вязкости масла при рабочей температуре мотора. В некоторых составах применяются дополнительные полимерные компоненты, призванные усилить прочность масляной плёнки в пятнах контакта. А это помогает маслу в парах трения кольцо-цилиндр и колпачок-шток поршня оставаться на рабочих поверхностях и не просачиваться непосредственно в камеру сгорания.
По принципу действия противодымные присадки сходны со стабилизаторами масла. Только нацелены они конкретно на подавление дымообразования. В то время как стабилизаторы обладают комплексным действием, и снижение дымности – это только один из положительных эффектов.
Неисправности, при которых стоп-дым не поможет
Как понятно из принципа работы, эффект снижения выделения дыма строится только на увеличении вязкости масла, что проводит к его меньшему проникновению в камеру сгорания и, соответственно, менее интенсивному выгоранию.
Если в поршневой группе имеется равномерный износ колец и цилиндров, истирание рабочих губок маслосъёмных колпачков или ослабление их пружинок – увеличение вязкости масла логично приведёт к меньшему его проникновению в камеру сгорания. Однако есть ряд дефектов, при которых повышенная вязкость если и скажется положительно на интенсивности образования дыма, то незначительно. Перечислим только основные из этих дефектов:
- залегание поршневых колец,
- надрыв сальника маслосъёмного колпачка или его спадание со своего посадочного места,
- разбитые втулки клапанов до появления значительного осевого перемещения,
- дефекты в виде трещин, односторонних износов и сколов на любых элементах КШМ или ГРМ, через которые возможно проникновение масла в камеру сгорания или его неполное снятие со стенок цилиндра.
В этих случаях действие присадки «Анти-дым» будет или минимально, или незаметно вообще.
Отзывы автовладельцев
Автомобилисты отзываются о присадке «Анти-дым» в целом отрицательно. Сказываются завышенные ожидания, которые основаны на рекламных обещаниях производителей о чудодейственном эффекте. Однако есть ряд положительных моментов, которые отмечаются автовладельцами в некоторых случаях.
- Средство может помочь продать автомобиль с изношенным мотором. С одной стороны, такие ухищрения нельзя назвать честными. А с другой, подобный обман в автомобильном мире уже давно находится в статусе «околонормального» явления. Поэтому для краткосрочного снижения дымности с целью продажи авто подобное средство сгодится.
- При обильном выделении дыма, когда литр масла сгорает за 1-2 тысячи км пробега, средство в теории может помочь. И дело не только в экономии на масле. Помимо необходимости постоянной доливки, снижается и неприятное ощущение от езды на «генераторе дыма», когда другие участники дорожного движения оборачиваются и начинают показывать пальцем. Опять же, «Стоп-дым» поможет только в том случае, если нет дефектов, при которых теряется смысл его использования.
- Субъективно многие автовладельцы отмечают снижение шума мотора и более ровную работу. Также, как бы это парадоксально ни звучало, иногда после использования составов «Стоп-дым» замечается снижение расхода топлива и повышение мощности двигателя. На стадии, когда мотор критически изношен, потребляет масло литрами и дымит, повышение вязкости как раз и даст эффект снижения расхода. В теории, высокая вязкость наоборот, негативно сказывается на энергосбережении. Однако в случае с выработанным мотором повышенная вязкость частично восстановит компрессию мотора, что даст прибавку к мощности и позволит топливу отрабатывать с большим КПД.
Подводя итог, можно сказать так: присадки «Стоп-дым» действительно могут помочь снизить дымность мотора. Однако ждать эффекта панацеи или надеяться на долгосрочный результат не стоит.