Содержание
Теоретические сведения
Перед процессом замены любой автовладелец интересуется вопросом – сколько литров масла в коробке машины «ВАЗ-21099». Из технической заводской документации следует – в 5-ступенчатой КПП находится 3,3 литра, а в 4-ступенчатой ровно 3 литра.
Интервалы замены масла
Опираясь на заводскую документацию, менять масло нужно каждые 70 – 80 тысяч километров пробега, но не реже чем 1 раз в 4 – 5 лет при среднегодовом пробеге в 15 – 16 тысяч км. В реальности ситуация складывается несколько иначе – серьёзное влияние на интервалы замены оказывают погодные условия, состояние окружающей среды, условия эксплуатации и хранения (стоянки). По мнению экспертов, замену необходимо производить каждые 35 – 40 тыс. км., при этом на промежутке после 30 тыс. км. уже возможно возникновение первичных признаков нарушений:
- тяжёлое и неточное переключение передач,
- посторонние шумы,
- вибрации.
Если вышеперечисленные признаки начали проявляться у вашего авто недавно, настоятельно советуем заменить масло как можно скорее — это позволит снизить износ деталей КПП и компенсирует возможные убытки от поломок.
Какое масло выбрать
Завод изготовитель рекомендует следующие марки масла в коробку передач «ВАЗ-21099»:
- Волнез ТМ4” (80W-90, GL-4),
- Омскойл транс П (80W-85, GL-4/5),
- Рексол Т (80W-85, GL-4).
Среди опытных автомобилистов выбор пал на более надёжных, по их мнению, производителей:
- Idemitsu,
- Mobil,
- Castrol,
- Zic.
При первичной замене в КПП «ВАЗ-21099» и отсутствии опыта использования продуктов какого-либо производителя стоит остановиться на мнении знакомых, отзывах автолюбителей в интернете и советах авторитетных изданий, что в результате позволит сделать правильный и обоснованный выбор. Мы советуем вам залить масло в КПП производства Zic или Castrol.
Контроль уровня и необходимый объём
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо постоянно контролировать уровень масла в КПП с помощью щупа. На щуп нанесены две контрольные метки (чёрточки), обозначающие минимальный и максимальный уровень масла в КПП. Минимальная метка свидетельствует о необходимости доливки (обычно операцию производят каждые 4 – 5 тыс. км.), а максимальная – об отсутствии причин для волнения.
Контроль производят следующим образом:
- В КПП откручивают или вынимают щуп (отверстие от него обычно используется как заливная горловина).
- Протирают металлическую часть сухой чистой тканью.
- Вставляют щуп обратно и вновь вынимают – вы видите реальный уровень масла в КПП.
Стандартом считается объём смазывающей жидкости в интервале между минимумом и максимумом, т.е. примерно посередине меток.
Доливка масла
Доливку масла в КПП «21099» производят только после контроля уровня и с учётом его стремления к минимуму. Как правило, в 5-ступку доливают от 0,5 до 0,8 литра, а в 4-х ступку – до 0,6 литра. Важно использовать для доливки масло того же производителя и той же вязкости, что сейчас используется в КПП вашего автомобиля, смешивание недопустимо и может привести к полному выходу из строя коробки передач или отдельных её частей. Доливают масло с помощью масляного шприца или воронки, после чего измеряют уровень с помощью щупа. Обычно доливку производят поэтапно, периодически контролируя уровень, поскольку объём сверх максимума приведёт к выдавливанию из КПП через прокладки, сальники и приводы, что обязательно приведёт к их замене.
Что необходимо для замены
Для собственноручной замены необходимо подготовить следующий комплект инструментов и подручных средств:
- эстакада, подъёмник или яма,
- ключ накидной на 12 и 17,
- шприц заливной или воронка,
- мягкая проволока, гибкий шланг длиной 25 – 30 см., изолента,
- канистра или прочая пустая ёмкость объемом 4 – 5 литров,
- масло для замены объёмом 5 литров,
- сухая чистая ткань.
Перед началом замены прогрейте автомобиль и совершите небольшую поездку протяжённостью 5 – 6 километров.
Пошаговая инструкция
Подготовив автомобиль и весь необходимый инструмент для замены масла в КПП своими руками, мы приступаем к сливу старого смазочного вещества и очистке сопутствующих элементов.
Сливаем масло
Загоните автомобиль на эстакаду или смотровую яму, приготовьте пустую ёмкость, ключи и проволоку.
- Снимите резиновый колпачок с сапуна и прочистите его с помощью проволоки и тряпочки.
- С помощью ключа открутите сливную пробку на КПП и подставьте пустую ёмкость для слива старого масла. Процесс полной очистки займёт 15 – 20 минут.
- Плотно закрутите сливную пробку на место.
Коробка передач полностью подготовлена для замены смазывающего материала, а значит, можно приступать к следующему этапу.
Заливаем новое масло
Если КПП оборудована заливной горловиной, то процесс заливки достаточно прост:
- Вставьте в заливную горловину воронку.
- Залейте 3 – 3,3 литра масла в зависимости от количества передач в коробке.
- Проверьте уровень с помощью щупа.
Если заливная горловина отсутствует, воспользуйтесь масляным шприцем, предварительно надев на него гибкий шланг и зафиксировав место соединения изолентой.
- Наберите полный шприц (итоговый объём отслеживаем по уровню на канистре).
- Вставьте шланг в заливное отверстие и с помощью шприца влейте необходимое количество смазывающей жидкости.
- Плотно закручиваем заливную пробку.
Процесс замены масла в КПП сложен лишь на первый взгляд и может затянуться при первой замене, в последующем вы сможете производить эту операцию за считанные минуты и даже с закрытыми глазами. Главное, не забудьте, а лучше запишите, на каком пробеге была последняя замена.