Содержание
- 1 Приоритетные характеристики масел для моторов дизельного класса
- 2 Базовая основа продукции: важно или нет?
- 3 Универсальная смазочная продукция для бензиновых и дизельных силовых агрегатов
- 4 Энергосберегающее автомасло
- 5 Рекомендации, нормативы и допуски лидирующих производителей автомобилей
- 6 Периодичность замены масла в дизеле
- 7 Подведём итоги
Приоритетные характеристики масел для моторов дизельного класса
Дилемма, какое масло заливать в дизельный двигатель, является актуальной не только для новичков, но и для водителей с внушительным стажем. Привычным решением проблем такого рода считается вариант спросить у друга, продавца на рынке или посоветоваться с работником СТО, однако, такой подход нередко приводит к плачевным последствиям, результатом которых может быть быстрый износ силового агрегата или его поломка. Самым правильным решением проблемы является изучение технических требований к своему автомобилю, с допусками и спецификациями, заявленными автопроизводителем, на основании которых и подбираются подходящие класс и вид жидкости. Рассмотрим подробно главные параметры, на которые важно ориентироваться при подборе рабочей смазки в дизельный агрегат.
Стандартизация согласно SAE
Идентификатор SAE – это общепринятый мировой стандарт, по которому определяется вязкость продукта при разных температурных режимах функционирования силового агрегата. От критерия вязкости зависят податливость течения жидкости по системе, интенсивность и качество поступления эмульсии к работающим под нагрузкой поверхностям, критерий противодействия стартера при запуске в холодном режиме. Чаще всего масло для дизеля, согласно требованиям автопроизводителя, должно отвечать значениям 5W, 10W или 15W, которые обозначают максимальный низкотемпературный режим запуска, что равняется минус двадцати пяти, двадцати и пятнадцати градусам соответственно. Величина, следующая в маркировке за символом W, идентифицирует верхний температурный показатель, при котором смазочная жидкость эффективно выполняет функциональное предназначение. Для полноценной работы двигателя эти критерии максимально должны отвечать заявленным производителем транспорта рекомендациям, указанным в инструкции.
Стандарт API
Вторым стандартом, на который необходимо ориентироваться при выборе эмульсии для дизеля, считается идентификатор API, свидетельствующий об эксплуатационных характеристиках и свойствах продукции. Согласно этому стандарту жидкости разделяются на два масштабных класса: латинская буква S в маркировке свидетельствует о принадлежности продукции к смазкам для бензиновых агрегатов, знак C говорит о применимости товара для залива в дизельную систему. Вторая категория продукции дальше распределяется на несколько подгрупп, которые могут кодироваться шифрами CC, CF, CG, CD и CE, символизирующими соответствие смазки конкретным конструктивным особенностям двигателей. Наиболее часто производители рекомендуют для дизеля применение смазок подгруппы CF, которые одновременно подходят и для турбированных, и для атмосферных систем. Подходящий вариант допуска для каждого авто необходимо сверять с руководством к транспортному средству.
Стандарт ACEA
Классификация смазочных материалов по стандарту ACEA представляет собой ряд специфических требований к продукции, заливаемой в двигатели разных модификаций. Согласно этому классификатору, допустимые к применению эмульсии должны соответствовать одной из следующих категорий:
- Класс A – это продукция, предназначена для бензиновых систем.
- Категория продукции с маркировкой B разработана специально для систем дизельного типа.
- Класс масел E рекомендуется к применению в высокомощных моторах грузового транспорта дизельной модификации.
- Символ C свидетельствует об универсальности смазочного материала. Продукция считается применимой как для бензиновых агрегатов, так и для дизелей, оборудованных сажевыми фильтрами и катализаторами.
Кроме буквенных идентификаторов, которые свидетельствуют о соответствии смазки модификации мотора, стандарт ACEA дополняется цифровыми значениями от одного до пяти, обозначающими класс жидкости по критерию энергосбережения. Цифры один и пять, которые идут после символьного шифра, говорят о принадлежности товара к категории, снижающей расход топлива и критерии выброса вредных компонентов в атмосферу, иные числа свидетельствуют о стандартных показателях смазки.
Базовая основа продукции: важно или нет?
Немаловажным критерием при выборе продукции для двигателя любой модификации является технологическая база смазочного материала. Минеральные автомасла – это продукция, которая характеризуется доступной ценой, что делает её привлекательной для потребителя. Однако при этом стоит учитывать, что минеральные товары, в сравнении с синтетикой и полусинтетикой, значительно уступают по эксплуатационным критериям и стабильности технических характеристик. В то же время синтетическое масло для дизельного двигателя характеризуется максимальными показателями стабильности при эксплуатации машины как в холодное время, так и в летний период, требует менее частых замен. Соответственно, залив эмульсию более дорогого класса, на синтетической основе, потребитель экономит на периодичности её замены, повышает эксплуатационный период автомобиля, что ставит под сомнение эффект экономии бюджета при покупке продукции минерального типа.
Универсальная смазочная продукция для бензиновых и дизельных силовых агрегатов
Мы разобрались с основными маркировками и стандартами смазочных жидкостей, но возникает ещё один важный вопрос, какое масло лить в силовой агрегат – специально предназначенное для дизеля, или смазку универсального назначения? Автомасла универсального предназначения характеризуются многопрофильными особенностями, соответствуют стандартам ACEA и API, разрешены к заливу как в дизельные, так и в бензиновые моторы. Распознать универсальную смазку можно по маркировке CF/SJ или SJ/CF на этикетке товара, причём в первом случае производитель приоритетность отдаёт бензиновым, а во втором – дизельным агрегатам.
Несмотря на соответствие всем спецификациям этого товара, доказано, что желательно приобретать, и лить в дизельный двигатель автомасла, предназначенные конкретно для моторов такой модификации. Дело в том, что качественные характеристики универсальных эмульсий очень зависимы от условий эксплуатации транспортного средства и качества заливаемого топлива, которое на территории нашей страны не всегда соответствует европейским нормам. Основным отличием универсальных смазочных материалов является заниженный коэффициент щёлочи в них, маркируемый шифром TBN, по сравнению со щелочным числом в специальных эмульсиях для дизелей.
Согласно исследованиям, при использовании универсальной смазки в сочетании с некачественным топливом жидкость теряет в режиме высокооборотной работы свои защитные свойства, что отражается на периодичности замены и противоизносных особенностях силового агрегата. Применение товаров многопрофильного назначения в дизелях оправдано в странах европейского союза, где особенности дорог и топлива приближены к идеальному качеству. Таким образом, можно сделать вывод, что, выбирая между универсальным и стандартным маслом профильного назначения, правильным будет выбор в пользу второго варианта.
Энергосберегающее автомасло
Не менее актуальным считается вопрос об эффективности и возможности применения энергосберегающего автомасла для дизелей разнообразных видов. Идентификатор HT/HS на этикетке продукции свидетельствует о её принадлежности к жидкостям энергосберегающего класса, которые характеризуются оптимальной вязкостью при высоких оборотах и высокотемпературных режимах. При этом специфичные технологии изготовления масла этой категории гарантируют экономию расхода топливных ресурсов и возрастание показателей экологичности мотора за счёт снижения коэффициента утери на трении в процессе его функционирования.
Уменьшение потери на трении в процессе интенсивной работы, с одной стороны, влияет на экономию топлива, с другой стороны, за счёт уменьшения вязкости понижает защиту конструкционных элементов от износа. Такие характерные особенности энергосберегающего автомасла заставляют потребителя ответственно относиться к его выбору, учитывать при этом рекомендации автопроизводителя относительно конкретной модификации двигателя. Категорически не рекомендуется применять товары энергосберегающего класса в дизелях старых лет выпуска. Применять этот тип автомасла можно только в тех ситуациях, если конструктивные особенности мотора допускают такую возможность.
Рекомендации, нормативы и допуски лидирующих производителей автомобилей
Подбирая моторное масло для дизельных двигателей, стоит внимательно изучать рекомендации автопроизводителя по классу, стандартам и допускам смазочной жидкости. Только продукция, подобранная в соответствии с этими параметрами, убережёт мотор от преждевременного износа и выхода из строя, а также будет гарантировать соответствие эксплуатационного периода заявленному изготовителем.
Применительно к турбодизельным моделям, выпущенным после 2004 года, имеются следующие нормативные соответствия известных автомобильных концернов:
- Японские концерны Mitsubishi и Mazda требуют залива автомасла, соответствующего стандарту ACEA B1.
- Моторная жидкость для Фиатов, Хонды и Тойоты должна соответствовать, или быть выше стандарта ACEA B2.
- Популярные в стране модели Рено и Ниссан, оборудованные дизельными системами, предполагают залив автомасла, которое отвечает нормативам ACEA, класса B, с числовыми значениями 3 и 4.
Кроме этого, многие масштабные автоконцерны рекомендуют к заливу исключительно масла собственного производства, разработанные специально для выпускаемых машин. Например, Форд, рекомендует заливать товар с маркировкой M2C913 для транспорта до 2004 года выпуска и смазочные жидкости M2C913C в более новые модели машин, оборудованные сажевыми фильтрами. Производитель БМВ рекомендует применять в дизельных моторах своих машин автомасла фирменной разработки под маркировкой BMW Longlife, а Mercedes-Benz – эмульсии с идентификаторами в диапазоне от 504.00 до 507. 00.
Естественно, пока машина находится на гарантийном обслуживании, желательно максимально точно выполнять рекомендации производителя, однако, по истечении гарантийного периода не каждый потребитель имеет финансовую возможность приобретать оригинальные товары от автопроизводителя. В таких случаях специалисты рекомендуют применять жидкости, аналогичные по составу, от известных поставщиков смазочно-горючих материалов, при этом обязательно учитывая требования производителя по разрешениям и спецификациям.
Периодичность замены масла в дизеле
Как часто менять автомасло в дизельном двигателе – это ещё один проблемный вопрос, на который не существует однозначного ответа. Автопроизводители рекомендуют делать замены не реже, чем через пятнадцать тысяч пройденных машиной километров при синтетическом классе эмульсии и с периодичностью в шесть тысяч пробега при залитой смазке минерального типа. Однако на практике эти цифры не всегда соответствуют действительности, а периодичность зависит от многочисленных факторов. На интервал между требуемыми заменами моторной жидкости влияют:
- Возраст машины. Чем старше автомобиль, тем в большей степени выражен износ конструктивных деталей, что отражается на интервале замены в сторону уменьшения.
- Интенсивность эксплуатации транспорта. Чем чаще автомобиль находится в рабочем состоянии, тем быстрее автомасло приходит в негодность.
- Стиль вождения. В режиме экстремальной эксплуатации машины, агрессивной езды мотор чаще перегревается, что сказывается на свойствах смазочной продукции, а также на частоте необходимых замен автомасла.
- Качественные характеристики топлива, от которых зависят эффективность работы мотора и период службы смазки.
Соответственно предпочтительный интервал замены масла в дизельном двигателе напрямую зависит от года выпуска машины, условий её эксплуатации, качества топлива и дорожного покрытия. Исходя из этого, усреднённым периодом между заменами автомасла специалисты называют цифры четыре и десять тысяч пройденных километров для минеральной и синтетической смазки соответственно. Опытные автовладельцы могут почувствовать по «поведению» машины необходимость в незапланированной смене эмульсии по неестественным звукам со стороны силового агрегата, ухудшению функциональных особенностей автомобиля. При имеющихся малейших показателях снижения качества моторного масла стоит сразу же заняться его заменой, не дожидаясь серьёзных последствий в форме выхода из строя силового агрегата.
Подведём итоги
Однозначно ответить, какое конкретно автомасло самое лучшее для моторов дизельного класса, невозможно. При выборе смазки важно ориентироваться на рекомендации автопроизводителя по допускам и спецификациям продукции и не экономить на моторной жидкости. Именно от эффективности масла и его соответствия конструктивным особенностям силового агрегата зависит напрямую эксплуатационный период транспортного средства. Своевременная замена моторного масла достойной смазкой – это гарант бесперебойного функционирования мотора.