Кроме того, присадка может оказаться неподходящей для механизма, в который добавляется. Перед самостоятельным применением любой присадки следует тщательно ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля, а также изучить инструкцию к приобретаемому средству, чтобы исключить вероятность всевозможных проблем вследствие неправильного использования или конфликта составов. Наиболее популярными являются антифрикционные присадки в моторное масло. Автолюбители используют их с целью уменьшения трения деталей, что позволяет защитить механизмы от износа.
Содержание
Что собою представляют
Известно, что от характеристик масла зависят эксплуатационные показатели двигателя или трансмиссии. Антифрикционные присадки позволяют добиться максимального продления ресурса агрегата, повысив мощность, уменьшив нагрузку на механизмы, устранив шумы, появляющиеся при работе. Добавки усиливают свойства масла, при этом удаётся достичь также увеличения интервалов замены смазочного состава. Антифрикционные присадки производятся как для двигателей, так и для трансмиссии. Вторые подразделяют на типы, применимые для автоматической коробки передач или механической.
Чем больше пробег автомобиля и тяжелее условия эксплуатации, тем важнее для него применение дополнительных средств защиты мотора и трансмиссии. Под воздействием высоких температур и давления масло постепенно утрачивает свои свойства, тогда как добавление подходящих по составу присадок помогает создать дополнительную защиту трущимся механизмам. Вследствие уменьшения трения повышается КПД мотора, сокращается потребление топлива.
Принцип действия
Действие антифрикционных присадок направлено на создание защитного слоя для смягчения взаимодействия деталей. В сложных эксплуатационных условиях при высоких температурных нагрузках составляющие добавки, обволакивающие элементы механизмов, выравнивают их поверхности, сглаживая трение. Антифрикционная присадка создаёт прочную маслянистую плёнку, в результате чего существенно снижается износ взаимодействующих деталей.
Сбалансированный комплекс компонентов, содержащихся в добавке, поддерживает стабильность работы мотора или трансмиссии, продлевая сроки эксплуатации. Характер создаваемого покрытия, толщина плёнки, которую обеспечивают поверхностно-активные вещества присадки между контактирующими механизмами, могут отличаться в зависимости от химического состава средства. Реметаллизирующие добавки заполняют микротрещины и другие повреждения, выравнивая поверхность деталей. Производители используют технические масла, жиры или полимеры, а также другие вспомогательные компоненты, расширяющие спектр действия присадки.
Состав каждого средства уникален, так же как и соотношение используемых веществ в нём. Даже схожие по содержанию и принципу действия продукты разрабатываются по различным технологиям.
Положительные и отрицательные качества
Использование антифрикционных присадок имеет множество преимуществ, позволяющих улучшить работу систем автомобиля без физического вмешательства с разборкой устройства:
- за счёт снижения трения контактирующих поверхностей достигается увеличение ресурса элементов механизмов,
- действие добавки особенно заметно на моторах с большим пробегом, средство существенно продлевает срок службы агрегата, восстанавливает геометрию износившихся деталей,
- снижается вероятность резкого отказа двигателя во время движения автомобиля и необходимости срочного ремонта,
- устраняются посторонние шумы в процессе работы,
- при правильном применении антифрикционная присадка в моторное масло обеспечивает сокращение расхода топлива и смазочного состава,
- в некоторых случаях введение спецсредства заменяет капремонт механизмов,
- уменьшается токсичность выхлопных газов.
Несмотря на множество плюсов применения, существует и обратная сторона медали. К недостаткам можно отнести тот факт, что некоторые составляющие присадки могут быть несовместимыми с компонентами моторного или трансмиссионного масла, что способно вызвать конфликт химических веществ составов. Это может крайне негативно сказаться на элементах механизмов и даже спровоцировать выход из строя устройства. Длительное применение полимерных видов присадок становится причиной образования отложений, забивающих каналы фильтрующих элементов или поршневых колец, что приводит к их перегреву, увеличению расхода масла.
Среди высококачественных антифрикционных добавок, заливаемых в двигатель, можно отметить продукцию Ликви Моли, хорошо совместимую с разными моторными или трансмиссионными маслами. Но перед применением любого продукта следует изучить состав средств и совместимость с системами автомобиля.
Сфера применения
В зависимости от разновидности антифрикционная присадка может заливаться в моторное масло или трансмиссионную жидкость для АКПП или МКПП. Учитывая свойства специальных составов, добавки служат для облегчения взаимодействия контактирующих элементов, поэтому могут применяться также в любых механизмах с подвижными деталями. Дополнительное использование антифрикционных присадок, не входящих в состав основного смазочного материала, должно проводиться с учётом рекомендаций производителя оборудования. Любое современное масло состоит из базы, загустителя и комплекта присадок. Составы тщательно сбалансированы, поэтому при дополнительном введении добавок для усиления свойств важно убедиться в актуальности применения средства, чтобы не получить обратного эффекта.
Разновидности антифрикционных присадок
На рынке автохимии антифрикционные присадки представлены в широком ассортименте, но все их можно разделить на основные группы:
- реметаллизаторы трения,
- тефлоновые присадки,
- полимерные,
- эпиламные,
- ремонтно-восстановительные составы.
Реметаллизаторы трения. При использовании таких составов на соприкасающихся деталях за счёт оседания металлических частичек образуется защитная плёнка, заполняющая неровности. Для поддержания слоя реметаллизатор должен применяться постоянно, потому что при замене масла защитное покрытие перестанет существовать. Кроме того, подводные камни кроются в невозможности отказа от присадки данного вида, если уже однажды механизм подвергся обработке. Даже недолгое отсутствие реметаллизатора часто приводит к заклиниванию двигателя вследствие трения поршневых колец по поверхности цилиндров.
Присадки, в составе которых имеется тефлон, называемый самым скользким материалом и обладающий прекрасными антифрикционными, а также антипригарными свойствами. Эффект достигается только при регулярном применении. Тефлон также является теплоизолятором, его наличие на стенках камеры сгорания способно привести к росту температур газа в цилиндре. Частицы материала провоцируют повышение ядовитых токсинов выхлопных газов.
Полимерные добавки носят кратковременный эффект защиты. Оно и понятно, ведь изначально данный вид присадок создавался для боевой техники, а цель длительной эксплуатации транспортного средства не преследовалась. Полимеры также засоряют масляные каналы, провоцируя повышение давления, а по окончании действия добавки велика вероятность повышения расхода топлива, а также износа элементов двигателя и уменьшения мощности механизмов.
Эпиламные присадки. Защитное покрытие на всех деталях механизма формируется под действием высоких контактных давлений и температур. Повреждённые участки элементов заполняются образовавшимися в результате реакции металлическими соединениями. После применения присадки поверхности деталей отличаются чистотой и прочностью.
Минеральные ремонтно-восстановительные составы создают стойкий металлокерамический слой при помощи распада минерала серпантивита в местах сильного трения. Минусом использования этих присадок может стать температурная нестабильность двигателя.
Наиболее популярны среди разнообразия спецсредств антифрикционные присадки таких производителей:
- RVS Master. Торговая марка славится своими ремонтно-восстановительными составами, представляющими собой сложный комплекс соединений. Создаваемый металлокерамический слой на поверхности элементов механизмов обеспечивает устойчивую защиту. Применение присадки способно восстанавливать геометрические параметры деталей и существенно продлевать их ресурс.
- Liqui Moly. Продукция немецкого производства отличается высоким качеством составов. Бренд уже немолодой и прочно зарекомендовавший себя с положительной стороны. Антифрикционная присадка на основе дисульфида молибдена, аналогичная первой произведённой добавке Ликви Моли, прошла долгий путь от основания компании до сегодняшнего дня. Сейчас она носит название Oil Additiv и подходит современным конструкциям механизмов.
- Присадки украинского производства также пользуются большим спросом среди автовладельцев. Многие отмечают дороговизну продукции, но качественный состав и эффективность добавок оправдывают свой ценник.
- Достаточно популярные среди автолюбителей составы отличаются приятной ценой и хорошим качеством. Производитель заявляет, что присадки Супротек не меняют свойств масел, а выполняют свои функции параллельно им.
Применять добавки или нет – дело каждого автовладельца. Для нового автомобиля при условии использования высококачественного оригинального масла не имеет смысла дополнительно вводить присадку, к тому же многие автопроизводители даже не рекомендуют этого делать. Но машины с большим пробегом требуют усиленного внимания, и именно старые механизмы часто спасают спецсредствами, заменяющими ремонт. Однако не стоит предписывать присадкам чудодейственные свойства и ожидать, что они смогут воскресить совсем изношенный двигатель.