Беспроблемное сгорание дизельного топлива начинается с его быстрого воспламенения. В качестве идентификатора качества сгорания и блокировки самовозгорания используют цетановое число топлива. С увеличением этого параметра задержка самовоспламенения уменьшается, а качество горения возрастает. В противном случае необходимо использовать специальную добавку – цетан-корректор для дизельного топлива.
Что даёт повышение цетанового числа?
Аналогия с бензином здесь полная. Так же как октан-корректор улучшит степень сгорания бензина, так и цетановый корректор проделает то же самое с соляркой. Практические выгоды от этого следующие:
- Существенно уменьшится интенсивность сажистых выхлопов двигателя.
- Повысится производительность двигателя и его первоначальная мощность.
- Снизится задержка зажигания.
- Значительно уменьшится нагар на форсунках.
- Снизится шум, издаваемый двигателем, особенно при холодных пусках.
В результате вождение такого автомобиля становится более комфортным.
Воспламенение топлива в дизельных двигателях достигается за счет тепла, создаваемого сжатием воздуха, поскольку перемещение поршня в цилиндре сопровождается уменьшением объёма цилиндра в период такта сжатия. Происходит впрыск дополнительного топлива, что гарантирует мгновенность зажигания. При задержке зажигания происходит так называемый «дизельный удар». Не допустить это негативное явление можно, повысив цетановое число топлива. Нормативные показатели дизтоплива хорошего качества – цетановое число в диапазоне значений 40…55, при низком (менее 0,5 %) содержании серы.
Способы повышения цетанового числа
Производители наращивают выпуск средней фракции дистиллята, где природное цетановое число понижено. При росте объёмов потребления и количества дизельных двигателей со сниженным уровнем выхлопа, разработка и применение эффективных цетан-корректоров для дизельного топлива весьма актуальны.
В состав цетановых корректоров входят пероксиды, а также азотсодержащие вещества – нитраты, нитриты и пр. Выбор диктуется степенью безвредности паров таких соединений, отсутствие золы при сгорании, низкой стоимостью.
Повышение цетанового числа может быть вызвано и другими факторами:
- Строгим выполнением условий хранения дизтоплива,
- Сохранением высокой плотности топлива при пониженных температурах,
- Качественной фильтрацией,
- Исключением оцинкованной стали из числа металлов, применяющихся для изготовления ёмкостей и трубопроводов под дизельное топливо.
Наиболее популярные марки цетановых корректоров
Ряд опытных владельцев дизельных автомобилей самостоятельно повышают цетановое число, добавляя к дизтопливу такие вещества как толуол, диметиловый эфир или 2-этилгексилнитрат. Последний вариант наиболее приемлем, поскольку одновременно улучшается стойкость подвижных деталей двигателя. Однако зачем рисковать, если в продаже имеется достаточное число марок специальных цетан-корректоров. Вот наиболее популярные:
- Diesel Cetane Boost от торговой марки Hi-Gear (США). Обеспечивает повышение цетанового числа на 4,5…5 пунктов. Выпускается в концентрированном виде, обеспечивает повышение долговечности работы двигателя. Улучшает качество зажигания дизельного топлива, максимизирует доступную мощность, улучшает запуск, сглаживает холостой ход, уменьшает дым и выбросы. Минус только один – высокая цена.
- AMSOIL от того же бренда. Рекомендуется для дизельного топлива с ультранизким содержанием серы, а также в случаях, когда двигатель заправляется биодизелем. Не содержит спирта, повышает мощность мотора, рост цетанового числа достигает 7 пунктов.
- Lubrizol 8090 и Kerobrizol EHN – цетановые корректирующие присадки, которые вырабатываются германским концерном BASF. В Европе получают наивысшие оценки от пользователей, но в России встречаются редко, поскольку при холодном старте увеличивают количество двуокиси азота в выхлопных газах выше допустимых норм.
- Boots-Diesel-Additiv от немецкого бренда Liqui Moly. Сертифицирован у нас в стране, обладает антибактериальным и смазывающим эффектом. Судя по отзывам, ещё лучше Liqui Moly Speed Diesel Zusatz, но заказать такую присадку можно только в Интернет-магазинах.
- Цетан-корректор Ln2112 от торговой марки ЛАВР (Россия) – наиболее бюджетный путь повышения цетанового числа. Особенность применения – средство необходимо заливать в бак непосредственно перед заправкой.
- Российский препарат BBF является более дешёвым. Впрочем, свои функции он выполняет хорошо, вот только фасовка маловата (рассчитана всего на 50…55 л дизтоплива).