ТСП-15к. Трансмиссионное масло Камского автозавода

Трансмиссионные масла, производимые в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 17479.2-85, обеспечивают надёжную работу всех узлов автомобильных передач. Среди видов таких масел важное место принадлежит маслу ТСП-15к (ТМ-3-18), которое используется в передачах транспортных средств, передающих значительный крутящий момент. Это, в основном, большегрузные автомобили и трейлеры.

Характеристики

Основными факторами, определяющими условия работы автомобильных механических передач, являются:

  1. Высокой температуры на контактных поверхностях.
  2. Значительные крутящие моменты, с весьма неравномерным распределением по времени.
  3. Повышенная влажность и загрязнения.
  4. Изменение вязкости отработанного масла в период простоев.

Исходя из этого и было разработано трансмиссионное масло ТСП-15к, которое показывает эффективность именно в механических коробках передач, когда преобладающими видами напряжений являются контактные. Расшифровка марки: Т – трансмиссионная, С – смазка, П – для передач автомобилей, 15 номинальная вязкость в сСт, К – для автомобилей семейства КАМАЗ.

Трансмиссионное масло состоит из двух компонентов: базового масла и добавок. Добавки придают желаемые свойства и подавляют нежелательные. Пакет присадок является основой производительности смазки, а прочная основа обеспечивает водителю необходимую производительность двигателя, снижение потерь крутящего момента из-за трения и защиту контактных поверхностей.

Характерными свойствами масла ТСП-15, как и других смазок подобного класса (например, ТСП-10) считаются повышенная термическая стабильность и стойкость против окисления при повышенных температурах. Это позволяет избежать образования шлама твёрдых частиц или смол – неизбежных вредных продуктов высокотемпературного окисления. Эти способности зависят от температуры применения трансмиссионного масла. Так, для каждых 100C рост температуры смазки, вплоть до 60°C интенсифицирует окислительные процессы примерно вдвое, а при более высоких температурах – ещё сильнее.

Вторая характерная особенность трансмиссионного масла ТСП-15к – способность выдерживать повышенные динамические нагрузки. Благодаря этому зубья шестерён в механизмах передач избегают контактного выкрашивания. Не рекомендуется для применения в автомобилях, которые имеют автоматическую трансмиссию.

Применение

Используя смазку ТСП-15к, водителю должен знать, что масло способно к деэмульсификации – свойству удалять излишки влаги, используя разделение слоёв несмешиваемых компонентов. Разница в значениях плотности позволяет трансмиссионному маслу успешно избавляться от воды в коробке передач. Именно с этой целью такие масла периодически сливают и обновляют.

Согласно международной классификации ТСП-15к относится к маслам группы API GL-4, которые необходимы для использования в тяжелонагруженных автомобильных трансмиссиях. Такие масла допускают более длительные интервалы между регламентным обслуживанием, но только при условии строгого соблюдения состава. Также при замене или контроле за состоянием масла необходимо следить за изменениями кислотного числа, которое определяет способность смазки к окислению. Для этого достаточно отобрать не менее 100 мм3 уже частично отработанного масла, и протестировать его несколькими каплями гидроокиси калия КОН, растворённой в 85%-ном водном растворе этилового спирта. Если исходное масло имеет повышенную вязкость, его необходимо подогреть до 50….600С. Далее смесь следует прокипятить в течение 5 мин. Если после кипячения она сохраняет свой цвет и не мутнеет, то кислотное число исходного материала не изменилось, и масло пригодно к дальнейшему использованию. В противном случае раствор приобретает зеленоватый оттенок, такое масло подлежит замене.

Свойства

Эксплуатационные характеристики трансмиссионного масла ТСП-15к:

  • вязкость, сСт, при температуре 40ºC – 135,
  • вязкость, сСт, при температуре 100ºC – 14,5,
  • температура застывания, ºC, не выше -6,
  • температура вспышки, ºC 240…260,
  • плотность при 15ºC, кг/м3 890…910.

При регулярном применении продукт не должен вызывать эрозию уплотнений и прокладок, не способствовать образованию смоляных пробок. Масло должно иметь однородный соломенно-жёлтый цвет и обладать прозрачностью на просвет. Тест на коррозию в течение 3 часов должен быть отрицательным. В целях обеспечения безопасности товар нельзя использовать для целей, отличных от его непосредственного предназначения.

При утилизации трансмиссионного масламарки ТСП-15к необходимо помнить о предотвращении загрязнения окружающей среды.

Ближайшими зарубежными аналогами являются масла марок Mobilube GX 80W-90 от ExxonMobil, а также Spirax EP90 от  Shell. Вместо ТСП-15 допускается применять и иные смазки, характеристики которых отвечают условиям ТМ-3 и GL-4.

Текущая цена рассмотренной смазки в зависимости от региона продажи составляет от 1900 до 2800 руб. за ёмкость 20 л.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе