Как происходит оформление ДТП без участия ГИБДД аварийным комиссаром

Не так давно всем водителям в случае ДТП приходилось вызывать наряд ГИБДД. Но теперь существует достойная альтернатива, позволяющая значительно упростить решение всех вопросов без привлечения представителей правоохранительных органов. Появился так называемый аварийный комиссар, заменяющий собой наряд ГИБДД. Такое нововведение пошло на пользу не только самим водителям, но и автоинспекции. Теперь не нужно отправлять машины, если ДТП не серьёзное. Это экономит ресурсы ведомства, позволяет распределять сотрудников, отправляя их на действительно важные вызовы, где нужна помощь.

Оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДДОсобенности оформления ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД.

Согласитесь, что при попадании в аварию водитель испытывает серьёзный стресс, даже если он сам не особо пострадал. Из-за стресса тяжело ориентироваться и принимать адекватные решения. То же объяснение написать в подобном состоянии сложно. Любая ошибка может привести к тому, что его сделают виновным, а страховая компания не выдаст заслуженную компенсацию. Чтобы избежать подобных проблем, нужна помощь специалиста. Он поможет разобраться в сложившейся ситуации, даст советы по правильному оформлению ДТП и не позволит совершить ошибки.

Кто это

Не все до конца понимают, для чего вообще нужен этот аварийный комиссар. Аварком является квалифицированным специалистом, которые помогает участнику ДТП в решении всех актуальных вопросов в сложившейся сложной ситуации. Чтобы разобраться в том, зачем нужны аварийные комиссары, следует посмотреть на их обязанности. Аваркомы должны:

  • осмотреть место, где произошло ДТП,
  • вызвать скорую помощь при необходимости,
  • оказать первую помощь, если она нужна,
  • помочь в техническом плане водителю,
  • психологически поддержать водителя,
  • содействовать сотрудникам ГИБДД, если они прибыли на место аварии,
  • объективно зафиксировать происшествие,
  • сделать фото и видеофиксацию,
  • сфотографировать документы всех участников аварии,
  • опросить свидетелей и записать их контактные данные,
  • предварительно дать оценку размеру ущерба,
  • помочь с оформлением документов об аварии,
  • вызвать эвакуатор,
  • проконсультировать участников происшествия касательно обращения к страховщику,
  • составить аварийный сертификат.

Аварком выполняет не только свои прямые обязанности, но также осуществляет ту работу и процедуры, которые ложатся на плечи водителей, участников ДТП, когда авария оформляется без участия представителей автоинспекции. Это достаточно новое веяние в отечественной правовой системе. Закон совершенно не мешает работе комиссаров, которые помогают пострадавшим и виновным в авариях. Следует учесть, что водитель обязан выполнить ряд действий в случае ДТП. Если он этого не делает, на него дополнительно могут оформить штрафы. Потому здесь помощь специалиста точно не помешает. Особенно, когда после происшествия человек вряд ли находится в полностью адекватном состоянии.

Оформление ДТП

Именно аварком может дать предварительную оценку ущерба. Тот же инспектор ГИБДД уполномочен только зафиксировать в протоколе полученные машинами повреждения, внести информацию в справку о ДТП. Но какие-либо суммы он туда не вписывает. Существование аваркомов стало возможным за счёт востребованности таких услуг у страховых компаний. Это во многом раскрывает и не самые лучшие стороны, характеризующие работу аварийных комиссаров. Понимая, как работают при ДТП аварийные комиссары, следует детальнее разобраться в том, кто может выполнять такие функции.

Уполномоченные аваркомы

Аварком не выбирается из числа свидетелей или водителей, которых остановили участники ДТП. Это специалист, который проходит специальное обучение. Хотя по факту любой желающий может пойти на такие курсы, получить сертификат и устроиться на работу комиссаром. Чтобы человек считался уполномоченным аваркомом, ему необходимо:

  • получить знания в области юридических и страховых дел,
  • обрести навыки по оказанию качественной психологической помощи,
  • научиться оказывать первую медицинскую помощь,
  • безупречно знать ПДД и все актуальные изменения.

Задача не из простых, потому далеко не все готовы браться за получение соответствующих сертификатов. Комиссары, принимающие участие в оформлении аварии, обычно представляют:

  • страховые компании,
  • частные фирмы.

Если комиссар работает при страховой компании, где водитель оформлял страховку, то функциональность такого специалиста будет несколько ограничена. Он обязан оценить повреждения, определить характер и особенности страхового случая. Чтобы вызвать его, следует позвонить в свою страховую. Обращаться в частные фирмы дороже, но более эффективно. Такие аваркомы выполняют весь комплекс работ. Они больше заинтересованы в помощи водителю.

Не стоит забывать о единой службе аварийных комиссаров. Это организация, имеющая представительства во многих городах и регионах страны. Некоторые довольны их работой, другие настоятельно не рекомендуют связываться. Выбор за вами.

Преимущества услуг

Главная проблема при попадании даже в незначительные аварии в том, что водитель оказывается в замешательстве, наступает ступор, либо начинаются сильный стресс и паника. Далеко не все знают все тонкости и нюансы оформления аварий. Особенно сложно приходится тем, кто становится участником ДТП впервые. Кто-то может отлично знать теорию. Но без её применения на практике решить спорные и сложные вопросы без квалифицированной помощи оказывается крайне сложно. Вот тут и приходит на помощь аварком. Этот специалист позаботится о здоровье водителя, успокоит его, расскажет всю последовательность правильных действий. Не стоит забывать, сколько мошенников сейчас промышляет на обычных дорогах, пытаясь заставить невиновного водителя выплатить солидную компенсацию за якобы причинённый ущерб. А вот когда речь заходит о вызове комиссара, все начинают быстро менять тон и уговаривают всё решить самостоятельно. Можно выделить несколько главных преимуществ обращения к таким специалистам:

  • полноценная фиксация всех обстоятельств аварии,
  • составление объективной картины происшествия,
  • минимум стресса для водителя,
  • защита от необдуманных поступков со стороны водителя,
  • организация комплексной помощи,
  • поэтапное прохождение всех этапов оформления,
  • защита интересов водителя,
  • предотвращение попыток обмана,
  • помощь в суде, если до него дойдёт,
  • возможность получить полноценную выплату от страховой (если это независимый аварком),
  • защита от недобросовестных сотрудников автоинспекции,
  • сведение к минимуму действий стороны, которую аварком защищает.

За и против аварийного комиссара

Важно понимать, что аварийные комиссары являются третьими лицами, а потому их водитель имеет право вызывать при любых обстоятельствах. Даже если ДТП подразумевает обязательный вызов представителей ГИБДД, комиссар также может приехать на место происшествия, если этого захочет водитель. Комиссары не являются полноценной заменой сотрудников автоинспекции. Если закон предусматривает необходимость из вызова на место аварии, это нужно обязательно сделать. Тогда аварийные комиссары будут на стороне водителя, защищая его от возможных угроз, ошибок и просто неадекватных действий со стороны ГИБДД. Если же обстоятельства позволяют обойтись без них, тогда аваркома окажется более чем достаточно для решения всех вопросов.

Оплата услуг

Следует понимать, что просто так аварком выезжать на место аварии не станет. Это платная услуга. Вопрос только в том, кто будет оплачивать услуги аварийных комиссаров. Покрывать стоимость услуг приезжающего аварийного комиссара будет заказчик. Им выступает сам водитель, либо же страховая компания, которую аварком представляет. Для автомобилистов предлагаются услуга разового вызова, а также годовые пакеты услуг, которые позволяют рассчитывать на постоянное обслуживание со стороны специалистов. Размер выплат зависит от конкретных расценок каждой компании. Кто-то платит меньше за вызов, другим это обходится дороже. Неправильно считать, что тот, кто вызвал аварийного комиссара, обязан оплачивать его услуги.

При наличии страхового полиса КАСКО водителю следует внимательно изучить все пункты договора. Некоторые страховщики сразу включают услуги специалиста в стоимость всего полиса. Другие предусматривают отдельную оплату. Есть такие страховые фирмы, которые требуют обязательного вызова комиссара при ДТП. Иначе получить компенсацию будет практически невозможно. Другие же в каждом конкретном случае решают, нужен ли комиссар в этой ситуации, либо нет. Если у вас КАСКО, то лучшим решением будет позвонить своему страховому агенту и уточнить все детали. Для ОСАГО бесплатные услуги аваркомов доступны при оформлении расширенного полиса. Если страховка стандартная, платить придётся отдельно.

Оплата услуг комиссаров

Когда водитель сотрудничает с аваркомом независимой фирмы, которая не является его страховой компанией, тогда расходы заказчик полностью берёт на себя. Такой вариант кажется не самым оптимальным, хотя в действительности эффективность работы независимых экспертов намного выше. Они полностью защищают и представляют интересы клиента. А представители страховых компаний больше заинтересованы в том, чтобы снизить размер компенсации. Хотя это не отменяет их обязанности по сопровождению процедуры оформления ДТП. В итоге можно сказать, что:

  • независимого специалиста оплачивает вызвавший участник ДТП, либо оба водителя по устной договорённости,
  • плательщиком может выступать страховая компания, на которую работает комиссар, если его услуги бесплатные согласно полису автострахования,
  • водитель оплачивает комиссара, если в соглашении со страховой компанией нет пункта о бесплатной возможности вызвать аваркома.

Но если говорить откровенно, платит за всё водитель. Делает он это напрямую, оплачивая комиссара как дополнительную услугу, либо за счёт переплаты за расширенный полис страхования.

Оформление аварии комиссаром

Оформление

В перечень обязанностей аварийных комиссаров при ДТП входит помощь и сопровождение по оформлению происшествия. После вызова специалист обычно приезжает за 15 – 20 минут. На само оформление уходит порядка 30 – 40 минут. Наличие полномочий обусловлено соответствующими сертификатами, образованием и сотрудничеством со страховыми компаниями или частными фирмами, оказывающими услуги по сопровождению ДТП. У сотрудников ГИБДД нет прав по лишению такой функции аварийного комиссара. А потому препятствовать его работе они не смогут. Вся процедуры выглядит примерно следующим образом:

  1. Для начала аваркому следует составить схему происшествия, зафиксировать место аварии с помощью фото и видеоустройств. Также фотографируются документы водителей.
  2. Сами автомобилисты заполняют объяснительную. Она пишется на имя начальника отделения ГИБДД, в районе которого произошло ДТП.
  3. Подготовленные документы отправляются на расположенный поблизости стационарный пост ГИБДД, где оформляется факт аварии.
  4. Пострадавшая сторона берёт бумаги и едет в страховую компанию. Сделать это нужно в течение 15 дней (рабочих) после происшествия.

Незначительные аварии, при которых ущерб составляет до 50 тысяч рублей, оформляются согласно европротоколу. На процедуру заполнения всех бумаг и согласования вопросов у комиссара уходит около 20 минут.

Использовать европротокол допускается, если:

  • размер ущерба составляет до 50 тысяч рублей,
  • водители сумели договориться, претензий и разногласий нет,
  • ДТП произошло только между двумя транспортными средствами,
  • каждый водитель имеет действующий полиса ОСАГО,
  • отсутствуют пострадавшие.

Даже если авария подразумевает обязательное участие наряда ГИБДД, в аварком всё равно оформляет аварийный сертификат. Он нужен для передачи пострадавшей стороне. За счёт этого документа потерпевший получит компенсацию. Опытные автоюристы настоятельно рекомендуют всегда включать этот документ в общий пакет документы для предоставления в страховую компанию. Если страховщик откажется выплачивать деньги, сертификат сыграет большую роль в разбирательствах через суд.

Составление Европротокола

Аварийный сертификат является официальным отчётом комиссара относительно работы, которую он проделал. В этот документ входит информация следующего характера:

  • схема ДТП,
  • фото материалы,
  • полные сведения от участников аварии,
  • дополнительные комментарии самого комиссара.

За составление отвечает полностью аварком. Он также ставит свою подпись, плюс просит расписаться пострадавшую сторону. Вот здесь водителю лучше собраться, поскольку нужно внимательно изучить документ и убедиться, что аварийный комиссар всё написал правильно, и действует в ваших интересах. Если водитель заметил неточности или не до конца прописанную информацию, обязательно следует акцентировать на этом внимание и попросить исправить всё. Без этого сертификата будет намного больше проблем с тем, чтобы получить законную компенсацию от страховой компании.

Многие водители знают, насколько сложно даже при максимально прозрачных и явных аргументах в пользу пострадавшего забрать у страховщика деньги. Что уж говорить про сложные и спорные ситуации. Потому помочь в этом сможет полный пакет необходимых документов и максимально подробная информация о ДТП, прописанная аварийным комиссаром в сертификате.

Процесс оформления ДТП

Что делать дальше

Когда оформление завершилось, не все водители чётко понимают, что им следует делать дальше. Здесь ничего особо сложного нет, поскольку водитель уже получил на руки несколько важных документов:

  • справку об аварии,
  • протокол,
  • постановление,
  • сертификат от аварийного комиссара.

Теперь пострадавшей стороне даётся 15 рабочих дней, чтобы обратиться в офис страховой компании, где осуществляются выплаты. Учтите, что не любое отделение занимается вопросами выдачи денег по компенсациям. Иногда приходится ехать в главный офис. Для беспроблемного получения денег по ДТП водителю стоит приходить подготовленным. Это в основном касается пакета документов, который должен состоять из:

  • заявления,
  • справки об аварии,
  • протокола,
  • постановления,
  • аварийного сертификата,
  • паспорта,
  • СТС и ПТС на машину,
  • удостоверения водителя.

Если на оформлении ДТП присутствует комиссар, представляющий страховую компанию, тогда машина не потребует прохождения процедуры дополнительного смотра.

Экспертиза ущерба

Когда на месте аварии работают частные аваркомы, страховые компании могут назначить дополнительную экспертизу с помощью оценщика. Если машина находится в исправном состоянии, представитель страховой компании согласовывает с водителем дату прибытия транспортного средства на проверку. Если же авто не может передвигаться, оценщик обязан приехать к месту, где находится машина. Новые законы об ОСАГО, которые начали действовать с апреля 2017 года, практически лишают возможности получить компенсацию в виде денежных выплат. Такую схему применяют в исключительных ситуациях.

В основном же водителю предлагают отправить транспортное средство, пострадавшее в результате ДТП, на ремонт в авторизированном автосервисе. Представитель страховой компании, который занимался вопросами по компенсации водителю, обязан в течение 20 дней после подачи документов выдать специальное направление. По нему автомобиль сможет пройти диагностику и ремонт в автосервисе на бесплатных основаниях. Если же ситуация соответствует определённым условиям, тогда ущерб компенсируют в виде денежных выплат. Возможен перевод денег на счёт по реквизитам клиента, либо же выдача наличными. Это уже зависит от особенностей работы каждой отдельной страховой компании.

Защита интересов

Хочется отдельно акцентировать внимание на том, чьи именно интересы будет защищать аварийный комиссар по прибытии на место происшествия. Здесь всё не так однозначно. Если аварком работает в штате страховой организации, то его первоочередной задачей будет защита работодателя, поскольку он там получает деньги за выполненную работу. Главной функцией комиссара является уменьшение суммы выплат по страховке. Да, никто откровенно ущемлять права самого водителя при такой схеме работы комиссара не будет. Они хорошо знают свою работу, юридические и психологические тонкости разбирательств.

Оспорить заключение

Потому такие комиссары делают свою работу согласно законам и правилам, выполняя все функции максимально качественно. Но некоторые нюансы останутся незамеченными автомобилистом. Это и позволит ему получить компенсацию, но не в том размере, который реально соответствует обстоятельствам ДТП. Все автомобилисты обладают законным правом пользоваться услугами независимых специалистов. Но они должны представлять только сертифицированные и прошедшие все процедуры регистрации компании. Тогда уже страховая компания будет в невыгодном положении, поскольку работать комиссар станет полностью в интересах своего клиента. Это повышает размеры выплат и минимизирует возможности страховщика отказать в компенсации.

Нельзя отрицать факта существования страховых компаний, которые действительно ставят свою репутацию на первое место. Такие организации заключают контракты с компаниями, которые оказывают услуги аваркомов. Здесь каждая из сторон получает определённую выгоду. Оформлять страховку у них достаточно рационально со стороны водителей. Но пока подобных страховщиков достаточно мало. Никто не спорит, что решить вопросы с аварией намного проще и удобнее с помощью специалистов. Но к комиссарам нужно относиться предельно внимательно, учитывая возможные подводные камни и сложности, связанные с тем, что некоторые из них не станут защищать ваших интересов, а будут выступать на стороне страховой компании.

Практика показывает, что надеяться на добросовестность страховщиков не приходится. Их комиссары обычно направляют свои усилия на минимизацию выплат по страховке. Потому намного эффективнее при солидном ущербе обратиться к независимым экспертам с хорошей репутацией. Таких организаций становится всё больше, а потому проблем с выбором аварийного комиссара возникать не должно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильны портал Dorpex.ru: все о различных частях автомобилей, их ремонте и уходе