Адресная поддержка многодетных матерей – государственная программа, начавшая функционировать с конца 2006 года. Однако с самого начала существования госпрограммы возникли объективные сложности, не способствующие эффективному освоению субсидий. В частности, те направления, которые оказались легальными касательно трат материнского капитала, не позволяли осуществлять покупку транспортных средств. Практически единственным способом использования госсубсидий оказалось инвестирование в недвижимость, однако выделяемых средств для этого явно недостаточно. Приобретение жилой площади исключительно на средства МК, без привлечения дополнительного капитала, оказалось по силам только финансово обеспеченным семьям, хотя целевая госпрограмма направлена, прежде всего, на поддержку бедных слоёв населения. Обеспечение обучения детей, а также использование средств материнского капитала для пенсионных накоплений, является перспективным направлением, и перспектива эта выглядит как минимум среднесрочной. Поэтому очень многих интересует вопрос, а как обстоят дела с приобретением автомобиля, ведь с точки зрения контроля трат со стороны государства материнский капитал, используемый на покупку машины, весьма прост в реализации.
Содержание
Особенности российского законодательства в отношении МК
Следует признать, что семей, недовольных возможностями использования госсубсидий для многодетных матерей, с самого начала функционирования госпрограммы было предостаточно. Соответственно, и попытки на законодательном уровне легализовать возможность применить материнский капитал на покупку машины предпринимались неоднократно, начиная с 2009 года. Однако все они были провальными – одни законопроекты даже не были приняты на рассмотрение по причине несоблюдения требуемых думских регламентов, другие были отклонены, причём предлоги для непринятия законов трудно было назвать по-настоящему объективными.
Так или иначе, но борьба за расширение возможностей использования МК продолжается.
Так, 17.03.2017 парламентарии, представляющие сразу три думские оппозиционные фракции (КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР), предприняли очередную попытку «протолкнуть» законопроект №125755-7, который практически сразу же был принят на рассмотрение. В документе шла речь о возможности использования МК для приобретения машины, а конкретнее – ТС, которое можно использовать для перевозки пассажиров в количестве не более восьми, исключая водителя.
И хотя на этот раз авторами законопроекта оказались три фракции из четырёх, этого оказалось недостаточно для его ратификации – ведь подавляющее большинство (свыше 75% голосов) в ГД седьмого созыва по-прежнему принадлежит «Единой России».
С точки зрения нагрузки на федеральный бюджет новый проект закона оказался довольно необременительным, поскольку под его действие подпадает ограниченный круг семей. Тест законопроекта гласит, что право на покупку машины с использованием сертификата на МК предоставлено следующим категориям населения:
- семьям, у которых после начала 2017 года родился (или был усыновлен) третий или более ребёнок, при наличии материнского сертификата и без обязательного требования наличия статуса многодетной семьи,
- семьям, у которых после начала 2017 года родился (или был усыновлен) второй или более ребёнок, один из которых является инвалидом,
- единственным усыновителям (неважно, мужчина это или женщина) второго или более ребёнка, получившим с 2017 года право на получение МК.
Мотивация включения в список лиц, которым разрешается потратить материнский капитал на машину, многодетных семей и родителей детей-инвалидов достаточно объективная – невозможность или большие сложности передвижения с использованием общественного транспорта. К сожалению, семьи с детьми, проживающие в сельской местности, в этот список не попали, хотя трудности с поездками в город для этой категории населения возникают ещё большие. Можно предположить, что депутаты пожертвовали данным пунктом из опасений, что в этом случае нагрузка на ФБ окажется непосильной, и потому законопроект не будет иметь шансов на утверждение.
В то же время документ очертил не только чётко круг лиц, на которые распространяется действие проекта закона, но и прописал ограничения, не позволяющие использовать МК для покупки ТС:
- приобретаемое авто должно быть изготовлено внутри страны и иметь количество мест для сидения, не большее 8 (это, по существу определение легкового автомобиля),
- нельзя тратить госсубсидию на покупку не нового авто – оно не должно присутствовать в базе данных ГИБДД,
- расчеты с продавцом осуществляются только в безналичной форме, согласно заявлению, поданному в ПФ РФ, вторым субъектом договора должно быть только юридическое лицо или кредитная организация (для получения или погашения займа на приобретение машины за материнский капитал),
- подтверждающим покупку ТС документом должен быть либо договор купли/продажи, либо товарный/кассовый чек. Можно также предоставить акт проверки наличия в семье транспортного средства, который составляется местными органами соцзащиты населения,
- машина может быть куплена одним из родителей, причём на протяжении трёх лет с момента получения ТС оно не может быть перепродано (запрещается и отчуждение автомобиля любым другим способом, в том числе дарением детям или близким родственникам).
Впрочем, уже вскоре после подачи законопроекта на рассмотрение парламентариями выяснилось, что документ будет возвращён авторам с целью внесения изменений, направленных на выполнение требований Конституции РФ.
Такое решение было принято профильным Комитетом ГД по проблемам семьи и детей. Мотив отклонения законопроекта, предоставляющего возможность использования материнского капитала на приобретение легкового автомобиля, даже в отношении ограниченного круга семей, достаточно тривиален: существенный рост количества граждан, которые захотят воспользоваться предоставленной возможностью до конца текущего года, а это потребует внесения изменений в финансовые обязательства государства.
А это, согласно статье 104 (ч. 03) Конституции РФ, нельзя сделать без экспертного заключения Правительства. Оно авторами законопроекта представлено не было. Более того, депутаты, готовившие документ, указали в пояснительной записке, что принятие закона вовсе не повлечёт никаких дополнительных обременений для федерального бюджета, и по этой причине правительственное заключение не требуется.
Так что судьба очередной попытки разрешить тратить МК на приобретение ТС оказалась такой же, как у предшественников.
Почему нужно разрешить применение МК для приобретения машины
Если обсуждать госпрограмму предоставления субсидий многодетным семьям с точки зрения её полезности, то здесь возникает огромное количество вопросов. Статистика использования МК действительно выглядит неубедительно: с начала 2007 года только 54% семей, получивших сертификат МК, потратили его в полном объёме. Остальные 46% не нашли достойной сферы применения выделенным средствам из-за крайне ограниченных возможностей их использования.
Эти данные убедительно свидетельствуют о низкой эффективности законодательной базы в отношении материнского капитала – практически половина предусмотренных федеральным бюджетом средств оказались неосвоенными.
Напомним, что на данный момент семьи, имеющие детей, которым полагается возможность использования МК, могут сделать это по следующим направлениям:
- на улучшение жилищных условий,
- на накопительную пенсию (только в отношении матери),
- на получение детьми образования,
- на покупку для детей-инвалидов товаров.
С начала действия госпрограммы вплоть по 2016 год сумма МК ежегодно корректировалась с учётом планового показателя инфляции. В настоящее время индексация не проводится, а размер МК заморожен до 2020 года и составляет 453.025 тысяч рублей.
Несмотря на это, данной суммы совершенно недостаточно для приобретения жилья, так что на данный момент использование сертификата для этих целей допустимо только в тех случаях, когда семья обладает собственными дополнительными средствами, достаточными для улучшения жилищных условий, или в случае предоставления ипотечного кредита в рамках программ целевого жилищного кредитования.
Но и здесь имеется целый ряд сложностей. В частности, до сих пор неопределённый правовой статус характеризует проблему использования материнского капитала для уплаты 1-го взноса по ипотеке до достижения ребёнком трёхлетнего возраста. То есть круг семей, имеющих возможность воспользоваться ипотечной программой, существенно уменьшается.
Можно также отметить, что в последнее время реализуется немалое количество федеральных и региональных жилищных программ, которые облегчают приобретение молодыми семьями квадратных метров эконом-класса. Это снижает популярность материнского капитала в части его освоения именно на эти цели.
Одно из направлений использования МК – на образование детей – также является практически невостребованным, поскольку имеет отложенный во времени спрос (дошкольное/школьное образования в Российской Федерации пока еще, слава богу, бесплатно). А те общеобразовательные учреждения, которые функционируют на платной основе, но могут использовать в качестве средства оплаты услуг материнский капитал. Так что данным направлением вплоть до настоящего момента воспользовалось менее 3% семей, обладающих соответствующим сертификатом.
Использовать эти средства на пенсионные накопления матери вообще практически нет желающих, во многом из-за недоверия населения к государственным пенсионным программам, какие бы формы они не принимали.
Из-за столь малых возможностей эффективного использования госсубсидий всё большее количество семей склоняется к применению не совсем законных схем, позволяющих тем или иным способом обналичивать сертификат, пускай даже с определёнными потерями. Нередко это приводит к полной или частичной потере денег, и даже к возбуждению против таких родителей уголовных производств по подозрению в совершении мошеннических действий.
Поэтому необходимость принятия закона, разрешающего покупку нового авто на материнский капитал, пускай даже это будет автомобиль отечественной сборки, вполне назрела.
В этой связи было бы нелишним напомнить историю всех предыдущих проваленных парламентариями законопроектов, касающихся использования материнского сертификата для покупки транспортного средства.
Первый такой документ был представлен в ГД летом 2009 года. Законопроект не приняли к рассмотрению из-за невыполнения авторами требования Конституции РФ, о котором мы уже упоминали – необходимости предоставления правительственного заключения, обосновывающего его необходимость или отсутствие таковой. Следующий законопроект под номером 302723-5 был зарегистрирован спустя четыре месяца, 21.12.2009. В нём также предусматривалась возможность покупки отечественного авто на маткапитал. Документ приняли к рассмотрению, но в первом чтении, которое состоялось больше чем через год, 11.02.2011, он был отклонён. Причина заключалась в том, что проект закона не поддержало Правительство, которое было не согласно с оформлением ТС на одного из родителей. По мнению министров, в этом случае интересы детей окажутся ущемлёнными. При расторжении брака автомобиль нельзя разделить пополам, поэтому он полностью переходит в распоряжение только одному родителю (с выплатой причитающейся компенсации второму супругу), что также не является справедливым и может вызвать ожесточённые семейные споры по разделу имущества.
05.08.2014 в ГД был зарегистрирован очередной законопроект по данной тематике. Его отклонили на этапе предварительного рассмотрения, состоявшегося через два месяца после регистрации. Причина отклонения – несоответствие документа требованиям парламентского регламента и Конституции.
Из вышеприведённых фактов можно сделать вывод, что проблема оплаты материнским капиталом новой машины продолжает быть объектом активного обсуждения как общественностью, так и политиками. С начала действия госпрограммы по поддержке российских семей при рождении второго и последующих детей она неоднократно подвергалась критике, обоснованной и субъективной, а зачастую – спекулятивной и откровенно популистской.
В результате до сих пор возможность использования МК для приобретения движимого имущества у многодетных семей отсутствует, хотя, как мы уже отмечали, объективные причины для этого существуют, а мнение граждан в этом вопросе практически на 100% солидарно.
Возможно, благодаря этому действие госпрограммы, заканчивающееся в 2018 году, было продлено до 2021 года, а возможности использования материнского сертификата расширены. Но, увы, не в части приобретения семьёй транспортного средства.
Плюсы и минусы принятия закона, разрешающего покупать авто на МК
Любая законодательная инициатива, как показывает практика, сразу же обретает как противников, так и ярых адептов. Единогласие, особенно в вопросах использования материнского капитала, до сих пор не встречалось. Какие же аргументы можно привести «за и против» принятия соответствующего закона?
Если говорить о достоинствах такого решения, то они следующие:
- на данный момент размер МК (чуть более 453 тысяч рублей) вполне сопоставим со стоимостью отечественного автомобиля эконом-класса. Чего не скажешь о приобретении жилья или его самостоятельном возведении,
- существует немало семей, которые обеспечены жильём. И они не считают особо перспективными инвестиции в детское образование или на накопление пенсионных сбережений, поскольку эти направления считаются «отложенными». А психологически подобные потребности меркнут на фоне текущих семейных проблем,
- те сложности, которые существуют с реализацией материнского капитала, отнюдь не способствуют увеличению рождаемости – основной цели функционирования соответствующей госпрограммы,
- наличие семейного автомобиля существенно облегчает перемещение как в городских условиях (доставка детей в удалённый детсад, школу, поликлинику), так и для жителей деревень и небольших посёлков. А статистика в этом плане весьма показательна – именно в сельской местности проживает большая часть многодетных семей,
- в связи с ухудшением макроэкономических показателей, начиная с 2014 года, в стране наблюдается существенное снижение пригородного железнодорожного трафика. Возможности жителей российской глубинки в плане получения медицинских услуг, детьми – качественного образования и вообще касательно приобретения хотя бы товаров первой необходимости существенно снижаются. В этом аспекте роль личного транспорта для жителей отдалённых от административных центров населённых пунктов существенно возрастает,
- то же самое можно сказать обо всех без исключения семьях с детьми в зимний период, когда использование общественного транспорта становится проблематичным. Мороз в 15-20 градусов становится причиной того, что дети вынуждены оставаться дома просто из-за отсутствия у родителей автомобиля.
Таким образом, покупку машины под материнский капитал во многих случаях можно рассматривать как безальтернативный способ улучшения качества жизни.
И аргументы госчиновников об ущемлении интересов детей при покупке авто за счёт МК выглядят не более чем надуманными. При невозможности использования сертификата любым другим способом подобные заявления звучат просто издевательски.
И вообще, подобное противопоставление детей и родителей входит в явное противоречие с государственной политикой и стратегией в данном вопросе, поскольку любая социальная поддержка, в том числе и госпрограмма предоставления материнского капитала, направлена на укрепление института семьи, а не наоборот.
Но было бы несправедливым не перечислить аргументы против права приобретения авто на материнский капитал:
- если рассматривать столь значительную сумму, выделяемую государством для поддержки института семьи, с точки зрения «инвестиционной значимости», то покупка машины явно проигрывает по отношению к решению более актуальных и значимых жилищных проблем, да и в отношении возможности обеспечения детям получения достойного образования,
- чем больше детей в семье, тем острее встаёт проблема улучшения жилусловий. Автомобиль вряд ли способен выступать в качестве дополнительных квадратных метров, так что инвестиция в жильё опять же более перспективная,
- считается, что целевое применение автомобиля, приобретённого с использованием МК, проконтролировать намного сложнее, чем по другим, разрешённым направлениям,
- возможность покупки и последующей продажи авто, приобретённого за материнский капитал, может стать одной из самых массовых схем обналичивания сертификата и последующего нецелевого использования этих средств,
- наличие нескольких детей с небольшой разницей в возрасте предполагает нахождение матери в длительном декрете, во время которого отчисления на пенсионное страхование отсутствуют. В результате о достойной пенсии говорить не приходится, а средства материнского капитала окажут в этом деле неоценимую помощь, даже если она окажется отложенной.
Падение уровня продаж автомобилей, наблюдающееся в последние годы, позволяет сделать вывод, что лоббирование попыток провести законопроект, разрешающий покупку авто за средства МК, – это дело рук автопроизводителей, стремящихся таким способом обеспечит рост сбыта своей продукции.
Перспективы принятия закона о покупке ТС за маткапитал
Несмотря на все перипетии с принятием закона, позволяющего тратить МК на автомобиль, многие семьи всё еще надеются на положительное решение. При этом подобный опыт уже имеется, правда, на региональном уровне. Однако региональный маткапитал по размерам не идёт ни в какое сравнение с федеральным. Поэтому его использование для данных целей сильно ограничено.
Не подлежит сомнению, что очередные попытки разработки соответствующих законопроектов будут предприниматься и в дальнейшем. Но покупка машины за материнский капитал – тема, которая была и остаётся скользкой, поскольку она входит в противоречие с интересами как самого государства, так и влиятельных бизнес-структур.
Стоит считаться и с мнением, что приобретение транспортного средства – это не слишком удачная инвестиция, поскольку для достаточно большого количества семей автомобиль уже не является недоступной роскошью, и получить заёмные средства на его покупку на порядок легче, чем на ипотеку. В этой связи любые попытки предсказать, какая судьба уготована подобным законопроектам, нереально. Более того, туманными выглядят и перспективы продления госпрограммы. Правда, все предыдущие ожидания её закрытия не оправдывались, но… Ничто не вечно под луной!
Так что способов купить машину, используя материнский капитал, в настоящее время не существует.