Автомобиль обязан оснащаться световыми приборами. Но делается это строго по правилам, в рамках действующих правил и законов. Потому в машине устанавливают только те лампы, которые конструктивно предусмотрены для конкретного транспортного средства. Установив ксенон, водитель может столкнуться с очень серьёзным наказанием в виде лишения водительского удостоверения.
В пользу ксеноновой оптики говорит целый ряд преимуществ. Они снижают нагрузку на АКБ, имеют примерно в 10 раз меньшее энергопотребление в сравнение с лампами накаливания. Плюс их свет во многом похож на дневное солнечное свечение, из-за чего глаза устают не так быстро. Нельзя не отметить, что ксенон эффективнее освещает дорожное полотно и делает приближающиеся объекты чётче.
Но все эти преимущества противоречат правилам. Если на машине неправильно установлена подобная оптика, свет окажется чрезмерно ярким, что приведёт ослеплению встречного транспорта. Поскольку ксенон создаёт угрозу другим участникам дорожного движения, насчёт него приняли ряд жёстких правил.
Содержание
Когда ксенон становится причиной лишения прав
Несмотря на широкий перечень сильных сторон, неправильно размещённый в автомобиле ксенон становится источником проблем для других автомобилистов.
Их яркое свечение не направлено только на дорожное полотно. Некорректный монтаж приводит к тому, что свет попадает в глаза движущемуся по встречной полосе водителю. Это может привести к потере управления или к несвоевременному торможению. Как результат, аварии и разные ДТП.
Установив подобным образом свет, получить преимущества в виде эффективного освещения дороги, владелец машины с ксеноном не сможет.
Есть ещё несколько причин для лишения прав за ксенон на машине:
- попутные и встречные автомобили временно ослепляются неправильным, но очень ярким светом,
- когда отражатели стоят неправильно, потоки света направляются вверх,
- ксенон создаёт дополнительные тени, которые не позволяют объективно оценивать происходящее на дороге,
- водитель плохо видит объекты из-за дефицита света на дальних расстояниях.
Если инспектор обнаружит, что на авто есть ксенон, водителю потенциально грозит лишение прав. И тут хочется знать, действительно ли лишат или можно избежать такого наказания. В ситуациях, когда машина была неправильно оборудована световыми приборами, в отношении её владельца будут применены жёсткие санкции.
Интересно и то, что денежный штраф при установке ксенона в ПДД не предусмотрена. Хотя подобное нарушение противоречит закону. ПДД рассматривает не монтаж, а эксплуатацию этого вида ламп.
Водителей лишают прав, поскольку авто с таким оборудованием признают технически неисправным. В итоге автомобилист может на 6-12 месяцев превратиться в пешехода.
Всего в ПДД предусмотрено несколько неисправностей в конструкции светового оборудование, обнаружение которых предусматривает наложение запрета на эксплуатацию транспортного средства:
- световые приборы, которые установлены, не предусмотрены заводом,
- на машине регулировка оптики выполнена с нарушениями требований ГОСТ,
- в авто используются лампы, отражатели или рассеиватели, которые не соответствуют используемому типу фар.
Отсюда можно сделать простой вывод. Когда конструкцией авто с завода предусмотрено применение ксенона, его наличие на машине нарушением считаться не может. Так что переживать насчёт возможного лишения прав не стоит. Никто вас не имеет права штрафовать.
Законодательная база
Принимая во внимание статьи КоАП, можно узнать, на сколько водителей лишают прав в ситуациях, когда на их машинах применяется ксенон, установленный с нарушениями.
Для начала обратимся к 3 части статьи 12.5 КоАП. Здесь указано, что при управлении транспортным средством, внешние осветительные приборы которого не соответствуют заводским параметрам, водители могут лишиться удостоверения. Срок составляет от 6 до 12 месяцев.
Но существует также первая часть статьи 12.4 того же нормативно-правового документа. Здесь уже говорится про штраф в ситуациях, когда на авто монтируются световозвращатели красного цвета. Штраф может составлять от 3 до 500 тысяч рублей.
Если сотрудник ГИБДД сочтёт необходимым и правильным, он может применить сразу две статьи. Тогда водителю придётся не только попрощаться со своими правами, но и отдать в государственную казну солидную сумму денег.
Ксенон как штатное оборудование
Далеко не всегда водителю приходится самостоятельно монтировать на свой автомобиль ксенон ради получения объективной выгоды от такого источника света. На многих современных машинах он предусмотрен ещё с завода.
И тут стоит рассмотреть 3 ситуации, когда инспектор ГИБДД ничего не сможет противопоставить наличию на автомобиле такого типа ламп.
- Ксенон установили ещё с завода. Если завод установил, и машина получила разрешение на продажу в РФ, то на авто предусмотрены соответствующие сертификаты. Оптику поставили на этапе сборки, то есть всё абсолютно законно, и никаким санкциям не подвергается.
- Ксенон не установлен, но заводом предусмотрено его применение. Автомобили выпускают в разных комплектациях, но основа у всех одинаковая. То есть машины наполняют дополнительными элементами, используя заранее предусмотренные ниши, отверстия и скрытые крепления. Так и в случае с ксеноном. Для авто была разработана конструкция таким образом, чтобы при желании владелец мог поставить ксеноновый свет.
- Есть разрешение на переоборудование. Ксенон может законно находиться даже на тех авто, где заводом ничего насчёт этого света не предусмотрено. Но тогда водителю придётся получить от ГИБДД разрешение, подтверждающее законность и безопасность переоборудования. Даже когда машина адаптирована только под лампы накаливания, установка омывателя и регулятора наклона позволит на законных основаниях применять ксенон.
Используя эти 3 аргумента, можно исключить вариант с лишением водительского удостоверения. Всё в рамках закона, и водитель ничего не нарушает. Это объективный ответ на вопрос о том, лишают ли водителя его прав за ксеноновую лампу, и когда ксенон не выступает поводом для применения подобных санкций.
Ксенон, противотуманки и лишение прав
Никаких отдельных и специальных пунктов касательно применения газоразрядных ламп, то есть ксенона, в ПТФ не предусмотрено. То есть отталкиваться нужно от тех же нормативных актов и статей, которые касаются основной оптики транспортного средства.
Когда заводом конструкция авто не предусматривает применение в ПТФ ксенона, устанавливать его без разрешения и переоборудования нельзя. При поимке водителя с таким нарушением, его могут на полностью законных основаниях лишить прав. Срок такой же, то есть составляет от 6 до 12 месяцев.
Такое наказание как лишение водительских прав просто за ксенон многих водителей удивляет. Но тут важно понимать, что лишили удостоверения по объективным причинам, поскольку эксплуатация авто с неисправностями ведёт к повышению опасности на дорогах.
Всегда можно оспорить наказание и попытаться переквалифицировать его на менее жёсткую статью, согласно которой водитель отделается предупреждением, либо заплатит в государственную казну всего 500 рублей.
Как предотвратить изъятие удостоверения
Вне зависимости от того, в каких именно фарах были обнаружены незаконно установленные ксеноны, водитель может лишиться прав.
Чтобы исключить подобное развитие ситуации, а также защитить собственные права, нужно придерживаться нескольких правил.
- Обязательно потребуйте у инспектора, который вас остановил, предъявить свои документы. Перепишите информацию из его удостоверения, запишите номер жетона и потребуйте телефон части, к которой он относится. Это позволит вам в дальнейшем воспользоваться соответствующей информацией при обжаловании решения или при необходимости сообщить о неправомерных действиях со стороны инспектора.
- Используйте средства для видеозаписи и фотосъёмки. Законом это не запрещается, а потому записывать видео можно, как и фотографировать инспектора при исполнении.
- Спросите причину, согласно которой вас остановили. Ещё в 2009 году был принят закон, в соответствии с которым инспекторы могут останавливать ТС только при условии наличия веских оснований. Но место остановки не должно идти вразрез с ПДД.
- Для проверки ксенона на предмет его несоответствия конструкции авто нужно как минимум открыть капот вашего автомобиля. Иначе инспектор не сможет доказать, что есть факт нарушения, а потому заберёт права. Но чтобы это сделать, требуется обязательное наличие устройства видеофиксации и пара понятых. Подобные действия классифицируют как досмотр ТС. Если не соблюдать этих правил, любые дальнейшие попытки инспектора доказать вашу вину будут неправомерными.
- Проведя досмотр, инспектор составляет протокол. Проследите за тем, чтобы в документе было чётко прописано, кто занимался досмотром, кого досматривали и по каким причинам.
- Инспектор по закону обязан разъяснить водителю, какие он имеет права и обязанности. Если он этого не сделал, обязательно укажите это в соответствующей графе составленного им протокола, и распишитесь.
- Любая попытка инспектора отправить ТС на штрафстоянку считается незаконной. Он нарушает действующее законодательство. Но если он решит снять номерные знаки, то здесь ничего противозаконного нет.
- В протоколе присутствует графа, куда записываются пояснения водителя. Здесь рекомендуется указать, что вы не согласны с предъявленными претензиями, а также нуждаетесь в помощи со стороны юриста. Если дело доходит до суда, зачастую выигрывают водители.
Когда инспектор занимается противозаконными попытками предъявить вам претензии за нарушения, которых нет, это сулит большие проблемы самому представителю автоинспекции. Потому наличие камеры под рукой никогда не будет лишним.
Снимать рекомендуется даже в тех ситуациях, когда факт нарушения действительно есть, и на машине незаконно стоит ксенон. На видео могут попасть фрагменты, где инспектор нарушает процедуру, действует вопреки правилам, упускает момент с ознакомлением водителя с его правами и обязанностями. Все эти неточности можно использовать в суде, чтобы поменять меру наказания, либо полностью избежать любых санкций.
Как обжаловать изъятие удостоверения
Если ксенон в итоге стал причиной для лишения водительского удостоверения, опускать руки и ждать от 6 до 12 месяцев не обязательно.
Опытные юристы знают, что можно воспользоваться нюансами законодательства для изменения инкриминируемой статьи на более мягкую. В итоге водителям возвращают их права, а в качестве наказания они платят всего 500 рублей.
Суть заключается в том, чтобы доказать законность и правомерность использования в сложившейся ситуации первого пункта статьи 12.5. То есть вы нарушили закон, предусматривающий запрет на эксплуатацию авто при наличии на нём некоторых неисправностям. К этим неисправностям также можно отнести работу оптики транспортного средства.
Также можно применить против стороны обвинения статью 12.3.1. В ней предусмотрен определённый перечень оснований, когда водителя действительно могут лишить прав. А именно:
- в автомобиле обнаружены несоответствия заводской конструкции,
- оптика работает в неправильном режиме,
- имеются нарушения относительно типа, количества или цвета приборов освещения ТС.
Стоит отметить, что зачастую в инструкции по эксплуатации к машине нет пунктов, согласно которым применять газоразрядные, то есть ксеноновые, лампы нельзя. При этом цвет и температура в рабочем режиме полностью отвечают требованиям. Это позволяет переквалифицировать наказание в статью 12.5.1. В итоге водителя ждёт предупреждение, либо же штраф, размер которого составит 500 рублей.
Есть ситуации, когда водителя всё равно лишают прав, несмотря на незаконность и необъективность оснований. У автомобилиста есть 10 календарных дней, чтобы это решение обжаловать. Обязательно убедитесь, что у вас есть весомые аргументы в свою пользу, а также жалоба подкреплена ссылками на соответствующие законы и статьи.
Поставить ксенон и не лишиться прав
Как вы уже поняли, устанавливать такие лампы можно, если ксенон предусмотрен заводом в конструкции вашего автомобиля. Либо же сделать это допускается путём получения разрешения на переоборудование. Тогда потребуется дополнительно установить омыватели и автокорректоры. Плюс не забывайте о наличии соответствующей маркировки.
Если на автомобиле есть омыватель и автокорректор, то маркировка также должна присутствовать. Эти составляющие позволяют законно использовать ксеноновый свет.
Отыщите в своей автомобильной оптике те фары, где есть маркировка. В зависимости от того, какая она, можно понять, когда и куда можно монтировать ксенон.
- маркировка DC/DR говорит водителю о том, что фара оснащена отдельными лампами, которые используются для включения дальнего и ближнего света. Она позволяет использовать в обеих лампах газоразрядные источники. То есть ставить ксенон можно,
- при наличии маркировки DCR автовладелец должен понимать, что ксенон также допускается. Единственное отличие по сравнению с предыдущей маркировкой в том, что здесь одна лампа светит дальним и ближним,
- буквы DC или HR говорят о том, что в оптике авто допускается применение газоразрядов только на фарах, отвечающих за ближний свет. Ставить ксенон разрешается исключительно на ближнюю оптику. В дальнюю нельзя,
- маркировка со значениями HR/HC применяется на японских авто, а также на некоторых европейских. В ситуации, когда вы эксплуатируете японскую пашину, с такой маркировкой применять ксенон можно. А если это европейская машина с аналогичными буквами, то нельзя.
Вопрос ксенона крайне актуален для автомобилистов. Такая оптика обладает множеством преимуществ, которые сводятся к нулю при неправильной установке.
Если грамотно использовать возможности этого вида источника света, устанавливать на транспортные средства по всем правилам, никаких санкций в отношении водителя не предусмотрено.
Но не забывайте о существовании недобросовестных инспекторов, которые, полагаясь на слабое знание законов и прав водителей, пытаются убедить их в неправомерности эксплуатации авто с совершенно законно установленными ксенонами.
Если вы приобрели машину с рук, и на ней стоят ксеноновый свет, убедитесь, что он законно установлен предыдущим владельцем.
А когда машина покупается через официального дилера и уже с завода идёт вместе с ксеноновой оптикой, переживать относительно возможных штрафов и изъятия водительского удостоверения вообще не стоит.