Проезд перекрёстков – тема, которая чаще всего пугает начинающих автолюбителей. Иногда в считанные секунды приходится вспоминать правила, чтобы избежать аварии. Поэтому сегодня мы попытаемся освежить в памяти не только новичков, но и опытных водителей вопросы, касающиеся правил проезда разветвлений.
Содержание
Основные виды перекрёстков
Перекрёсток – место, где пересекаются (примыкают) две дороги, находящиеся на одной высоте. Разноуровневые проезжие части, к примеру мосты и эстакады, при разветвлении не образуют перекрёсток. Если образуется выезд на дорогу с территории рядом, то в этом случае примыкание путей тоже не происходит.
По конструкции примыкания выделяют следующие виды перекрёстков.
- Четырёхсторонние. На таком разветвлении аварийная ситуация складывается в два раза чаще. Это самый опасный тип примыкания проезжих частей, так как имеет 32 точки, в которых может возникнуть конфликт между потоками транспорта. Даже при наличии сигнального электрического фонаря, скорость перед таким участком лучше снизить.
- Т-образные. В этом случае пересекаются три дороги. Чаще всего, но не всегда, угол между проезжими частями прямой.
- У-образные. В этом случае угол, под которым расположены проезжие части, может быть больше или меньше прямого. Поток авто движется в трёх направлениях. Одна дорога – главная, а две другие – второстепенные.
- Х-образные. Это разветвление, на котором транспорт движется с четырёх сторон. Разновидность четырёхстороннего пересечения путей.
- Круговые. Число аварий на таком разветвлении меньше из-за движения по кругу. Основное руководство при движении – правило «помеха справа».
По очерёдности разветвления проезжих частей дороги делятся на регулируемые и нерегулируемые.
Регулируемое пересечение путей снабжено электрическими сигнальными фонарями. Иногда на них может стоять регулировщик. На нерегулируемых пересечениях определиться с тем, кто за кем проезжает, должен водитель транспортного средства (ТС). К нерегулируемым пересечениям путей относятся также перекрёстки с неисправным электрическим фонарём, когда светофор работает в режиме мигающего жёлтого, а также, если присутствует регулирующее лицо, но не подаёт никакие сигналы.
В том случае, если на примыкании проезжих частей находится действующий электрический сигнальный фонарь и регулировщик, автомобилист должен выполнять команды человека.
Общие принципы проезда
Для проезда по примыкающим путям автомобилист ещё до того, как окажется на перекрёстке, должен определить его вид. Перед тем, как выехать на разветвление, владелец авто должен уступить тем, у кого есть преимущество. Оказавшись на пересечении, автомобилист должен следовать в нужном направлении, уступая дорогу идущему человеку и другому транспорту.
Более подробно о том, каковы правила разворота на перекрестке, вы сможете прочитать в информативной статье нашего специалиста.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно рассказывает об обгоне на перекрестке.
Если автомобилисту требуется сделать правый и левый поворот, то следует пропустить идущее лицо, переходящее проезжую часть, на которую он хочет повернуть. Велосипедисты, движущиеся прямо по специальной велодорожке или по обочине проезжей части, также должны быть пропущены водителем транспорта. В том случае, если на разветвлении есть электрический сигнальный фонарь, регулирующий движение лиц, находящихся вне транспортного средства, который показывает красный цвет, дорогу уступать не нужно.
Если на примыкании путей образовалась пробка, а водителю нужно выехать с пересечения именно на эту территорию, то не стоит въезжать, пока движение не отрегулируется, и не появится свободное место для осуществления движения в заданном направлении.
Правила проезда нерегулируемых перекрёстков
Равнозначных
На равнозначном разветвлении все примыкающие к нему участки одинаковы по значению.
При выезде нужно двигаться по следующему алгоритму.
- Чтобы сделать правый поворот, нужно пропустить пеших лиц и велосипедистов, движущихся справа (читайте также о правиле правой руки).
- Чтобы повернуть налево, следует пропустить встречный транспорт, совершающий движение прямо и направо, а также людей, которые переходят дорогу слева от ТС.
- Если нужно развернуться, то уступают встречному транспорту и тем авто, которые въезжают на перекрёсток слева. Если вы по правилам въехали на данную территорию, то выехать прямо вам не составит труда.
- В том случае, если вам нужно сделать левый поворот, и другому ТС, движущемуся со встречного направления, нужно совершить аналогичный манёвр, то водители могут сделать это одновременно. Траектории передвижения не должны пересекаться, и между машинами должен соблюдаться боковой интервал.
С круговым движением
Проезд такого примыкания проезжих частей осуществляется так же, как и на других разветвлениях. Если нет никаких знаков, перекрёсток считается равнозначным, и руководством служит правило «помеха справа». Если установлен знак «Уступи дорогу», то при въезде на эту территорию дорогу уступают тому транспорту, который уже движется по кругу.
С трамвайными путями
Если водитель проезжает дорогу с трамвайными путями, то эта железная дорога попутного направления превращается в третью полосу, поэтому с них происходят все повороты и развороты, если знаками или разметкой не предписывается другой порядок движения. Автомобилисты должны всегда помнить, что помехи трамваю создавать нельзя.
Неравнозначных
Если примыкают неравнозначные дороги, автомобилист, движущийся по второстепенной части трассы, обязан пропустить транспорт, идущий по главному пути в любом направлении.
Особенности проезда регулируемых перекрёстков
На пересечении, которое регулируется, проезд осуществляется по сигналам электрического фонаря или регулировщика. В случае, если светофорные сигналы и технические средства безопасности противоречат действиям регулировщика, следует поступать в соответствии с действиями регулирующего лица.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой подробно разъясняются сигналы регулировщика.
Также советуем прочитать очень интересную статью нашего эксперта, посвящённую основным сигналам светофора.
Если зелёный свет подаётся одновременно рельсовому транспорту и другому ТС, то приоритетность проезда отдаётся электротранспорту. Но, если трамвай двигается на запрещающий светофорный сигнал с дополнительной зелёной стрелкой, то следует дать возможность проехать транспорту, который едет на разрешающий сигнал.