«Можно ли включать кондиционер зимой в целях обогрева салона?» — интересуются многие автолюбители. Ведь порой температуры настолько низкие, что водитель и пассажиры даже в зимних куртках и свитерах начинают испытывать дискомфорт. Либо же печка так сильно нагревает воздух, что пассажиры и водитель вынуждены снимать тёплую одежду. Многие утверждают, что включать кондиционер в машине зимой категорически нельзя, так как это может привести к повреждению конструкции. Чтобы понять, так ли это, необходимо разобраться в системе кондиционирования воздуха в автомобиле.
Содержание
Как устроена система кондиционирования воздуха
В автомобиле данная система заключает в себе несколько основных элементов, которые перечислены ниже:
- компрессор;
Принцип работы такого кондиционера в автомобиле мало отличается от аналога, который устанавливается в холодильники. Работа обоих механизмов основана на переходе фреона из жидкого в газообразное состояние. Фреоны — это насыщенные углеводороды, содержащие фтор и повсеместно применяемые в качестве хладагентов в холодильных системах. Эти углеводороды постоянно циркулируют по системе кондиционирования, поглощая большое количество тепла. Система может работать и в обратном направлении, то есть отдавать тепло.
В этом случае тёплый воздух будет поступать из кондиционера в салон автомобиля. Углеводороды по пути к компрессору должны находиться строго в газообразном состоянии. Самые малые объёмы жидкого фреона чаще всего приводят к поломке конструкции. Различные датчики, внедрённые в систему, контролируют нагрев и предотвращают появление жидкого фреона. Система в случае угрозы принудительно отключает компрессор.
Уровень фреона в системе также является немаловажным показателем. За зимний период его объём может сократиться на целых 10 %. Чтобы возобновить потери, автомобиль подключается к специализированному стенду, где система тщательно проверяется на наличие утечек, а затем закачивается возобновляемый хладагент. Стоимость услуги на СТО довольно невысокая — 1 000 рублей за замену и диагностику.
Профилактика системы кондиционирования воздуха
Климатическая установка со временем изнашивается. Особенно сильно износ ускоряется из-за простоя. Чем дольше кондиционер не работает, нагнетая тёплый или холодный воздух, тем выше риск того, что система выйдет из строя. Многие автомобилисты предпочитают использовать кондиционер без обогрева. Таким образом система кондиционирования воздуха оказывается неактивна в период с конца сентября до конца апреля. Это оказывает на неё негативное воздействие. Все узлы климатической установки покрываются масляной плёнкой.
Масло при простое скапливается в нижней точке системы. Элементы кондиционера после долгого простоя работают всухую. Срок простоя напрямую влияет на количество утраченной смазки в системе. На месте исчезнувшей смазки появляется пыль и выработка. Она быстро распространяется по всем элементам, ускоряя их износ. Она настолько прочно оседает, что порой остаётся даже после промывки. Альтернативной системой кондиционирования воздуха является сплит-система. Она состоит из компрессорно-конденсаторного агрегата и испарителя.
Важными элементами системы являются различные трубки и уплотнители. Простой также негативно влияет на их срок эксплуатации. При простое трубки пересыхают и трескаются. Возникает конденсат. Запах из кондиционера после простоя может быть крайне неприятный. Для предотвращения его появления придётся обрабатывать испаритель антисептиками. Добираться до узла крайне непросто, так как необходимо разбирать переднюю панель автомобиля.
Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, посвящённая тому, как починить автокондиционер.
Использование системы кондиционирования воздуха зимой
Максимальная длительность простоя системы кондиционирования воздуха составляет 2 недели. Далее начинаются описанные выше неблагоприятные процессы. Однако не стоит включать кондиционер и оставлять его на несколько часов. Достаточно раз в неделю включить его на 10 минут, и тогда исключится появление неприятного запаха, масляного голодания и растрескивания трубок. Уровень масла во время работы системы возобновляется, а накопившийся конденсат устраняется.
Рассматривая вопросы «Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?» и «Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение?», стоит помнить, что система может функционировать корректно лишь при температуре не ниже -5 градусов по Цельсию. При этом не рекомендуется включать кондиционер с непрогретыми печкой и двигателем. При низких температурах на испарителе начинает оседать влага, которая замерзает. В результате в системе возникают кристаллы льда. Льдинки проникают в систему и приводят к немедленной поломке.
Режим циркуляции также необходимо использовать наряду с кондиционером. Но этот режим использовать нельзя, если в салоне присутствуют пассажиры, иначе возникнет парниковый эффект. Режимом циркуляции нельзя пренебрегать, поскольку в этом случае воздух в кондиционер будет поступать не с улицы, а из салона автомобиля. Поскольку в салоне воздух теплее, система будет быстрее прогреваться.
Как быть, если большую часть осени, зимы и половину весны температура ниже 5 градусов по Цельсию? Окружающая среда не позволяет пользоваться системой круглый год. Профилактику необходимо производить в любом случае. Для этого стоит загнать автомобиль в отапливаемое помещение. Это может быть гараж или подземная парковка.
Включение кондиционера в сухом тёплом месте позволит предотвратить появление поломок. Срок эксплуатации системы значительно возрастёт.
Расход топлива
Системой кондиционирования воздуха в автомобиле многие пренебрегают, поскольку принято считать, что данная система очень топливоёмкая. Часть энергии, вырабатываемой двигателем, действительно потребляется данной системой. Однако показатель потребления редко превышает 0,5 1,5 литра в час. Если вместо включения кондиционера открывать окна, то аэродинамика автомобиля снижается, и расход топлива может увеличиться до 2 литров в час. Не рекомендуется пренебрегать данной системой в летнее время.
Выводы
В случае поломки в результате простоя стоимость ремонта системы может превышать 200 долларов США. Любая потрескавшаяся трубка или запыление элементов может привести к необратимой поломке. Поэтому профилактика системы кондиционирования воздуха обязательна.
В тёплое время года кондиционер использовать однозначно стоит, а в холодное время придётся ограничиться короткими профилактическими включениями в отапливаемых помещениях. Недопустимо переохлаждение системы. Чем больше возраст автомобиля, тем уязвимей его системы к возникновению неполадок. Поскольку система кондиционирования не является расходником, а от её функционирования зависит здоровье пассажиров, пренебрегать её профилактикой не стоит.
Но важно также не переусердствовать, нагнетая в салон холодный воздух в тёплое время года, чтобы избежать простуды. Своевременная профилактика позволит избавиться от неприятных сюрпризов, возникающих при первом использовании кондиционера после долгого простоя. Удачи и лёгких дорог!