Бурное развитие современных автомобилей привело к появлению нескольких технических вариантов, призванных облегчить водителю управление рулём автомашины. Это важно не только для новичков автомобильного дела, но и для асов вождения, обладающих немалым опытом. На нынешнем этапе подавляющее большинство авто оборудовано или электрическим усилителем руля (сокращенно ЭУР) или гидравлическим (ГУР). Между автомобилистами не прекращается принципиальный спор о том, что на практике лучше ГУР или ЭУР, а также в чём именно состоят их сильные, слабые стороны.
Содержание
Принцип работы ГУР и ЭУР
Чтобы основательно разобраться, что для машины лучше (гидроусилитель или электроусилитель руля), надо предварительно изучить, как работает ГУР и ЭУР. Дело в том, что они, выполняя в автомобиле, по сути, одну и ту же функцию, действуют по разным принципам.
Первый из них технически являет собой конструкцию, составленную из трубок с высоким, низким давлением. Назначение этой конструкции – циркулирование особенного жидкого состава, содержащегося в специальном бачке. В момент, когда водитель поворачивает рулевое колесо, этот жидкий состав жидкость под воздействием насоса транспортируется внутрь рулевого механизма. Попадая в гидроцилиндр, он начинает давить на поршень. Как итог, поршень смещается, что существенно помогает водителю поворачивать руль. При прямолинейном движении машины жидкость совершает обратный путь – покидает рулевой механизм и попадает в родной бачок, процесс проходит полный цикл.
Электроусилитель сконструирован электродвигателем, электронным блоком управления, двумя датчиками, задача которых – обеспечивать крутящий момент, угол рулевого поворота. Как основу для его монтажа используют или рулевую колонку, или рулевую рейку. Крутящий момент передаётся с помощью торсионного вала, встроенного в систему управления руля. Принципиальное отличие от ГУР состоит в том, что усилие передают с помощью силы тока, а не давления жидкости. Кстати, ГУР можно восстановить без разбора.
Гидроусилитель руля
Плюсы и минусы разных усилителей
Многие интересуются, в чем состоят ключевые плюсы, минусы каждого их этих усилителей, какое их главное отличие. Стоит сразу отметить, что ни тот, ни другой не является совершенно идеальными, имея немало собственных достоинств, а с другой стороны – и некоторые проблематичные места. В частности, гидроусилитель, которыми нынче оборудуют, как правило, автомашины бюджетного формата, внедорожники с большой мощностью, более массивный, чем его электрический визави. Одновременно он также более дешёвый в производственном отношении, что напрямую влияет на цену машины. В машине с такой системой не рекомендуют выдерживать крайнее положение руля более чем 5 секунд, во избежание поломки.
Также он требует периодического техосмотра:
- регулярного обновления жидкости,
- контроля уровня масла,
- состояния приводов, шлангов и т. д.
Помимо этого, насос системы ГРУ постоянно изымает у двигателя часть его мощности и не столь эффективен на высоких скоростях, как на низких.
Электроусилитель руля
В свою очередь, ЭУР не имеет такой мощности, как его гидравлический соперник, поэтому устанавливается, чаще всего, на легковые авто. Его основные преимущества – конструктивная простота построения, применения. Так, его не надо каждый год тщательно осматривать для профилактики, контроля, как гидроусилитель. Чуть ли не единственным его слабым местом можно считать подшипники качения. Вдобавок ко всему, он компактнее, не отнимает у двигателя часть мощности и позволяет выдерживать руль в крайнем положении любое время, а не максимум 5 секунд, как при ГРУ. Обладая многими различиями, главные отличия ЭУР намного симпатичнее, хотя в таком немаловажном вопросе, как мощность передачи на механизм руля крутящего момента, он пока уступает ГРУ.
Какая система удобнее в управлении
Поинтересовавшись у специалистов, что лучше ГУР или ЭУР, можно получить разные ответы. Объясняется это тем, что «на вкус и цвет товарищей нет». Учитывая только что изложенные достоинства, недостатки каждой из этих систем, надо сказать, что и та, и другая весьма удобна в управлении. Если водитель привыкнет к одной из них, он будет уверен, что она совершеннее. Если ему не нравится постоянно контролировать состояние гидросистемы на СТО, лучше выбрать электроусилитель, не требующий такого систематического осмотра и т. п.
Эксперты советуют при покупке машины тщательно взвесить все «за» и «против», учесть всё, что его ждет при тех или иных случаях, ознакомиться с соответствующими рекомендациями и только потом принимать окончательное решение о выборе системы.
Как определить, ГУР или ЭУР установлен в автомобиле
Точно узнать, каким рулевым усилителем оборудован автомобиль, несложно. Проще это сделать визуально. Определённое значение имеет то, есть ли под капотом расширительный бачок. Чаще всего он находится на крыле слева, за правой фарой. Если такой бачок видим, авто однозначно оборудовано гидроусилителем. Есть и другие простые приёмы проверки, в том числе за счет специфики вождения автомобиля (например, размера усилий, прилагаемых для управления рулевым колесом и др.).