Отказ тормозов – одна из тех пикантных ситуаций, которые вводят водителя в стрессовое состояние. Те, кому пришлось пережить её за рулем, никогда не забудут, сколько адреналина и переживаний обрушилось на них в то время. Такой отказ почти всегда случается внезапно, без видимых, казалось бы, причин, однако далеко не все автомобилисты знают, какими должны быть их действия в этих форс-мажорных случаях.
Как действовать при отказе тормозов.
Содержание
Характерные причины отказа тормозов автомобиля
Многолетний опыт огромного отряда отечественных, зарубежных автомобилистов помог собрать множество реальных фактов, касающихся внезапного отказа тормозов машины. Систематизация такой колоссальной «коллекции» помогла сформулировать основные причины того, почему отказывают тормоза. Эксперты рассказывают, что же случается, в силу каких технических и иных причин тормоза пропадают, почему это происходит:
- Одно из первых мест в этом своеобразном «рейтинге причин» занимает обрыв шлангов тормозной системы или же трубопроводов. Такую поломку, как правило, сопровождает дополнительный неприятный фактор: в тормозной системе падает давление воздуха, другой вариант – уровень жидкости. Особенно страдают те автомобили, у которых одноконтурная система привода их тормозов. Для них достаточно разрыва хотя бы одного из трубопроводов, и тогда полное отключение всей тормозной системы неминуемо,
- Немало, к сожалению, и таких ситуаций, когда виновником неисправности становится такая банальная вещь, как некачественная тормозная жидкость. Современные гримасы автомобильного рынка в стране привели к тому, что на нём сплошь и рядом продаётся немало подделок, лишь маскирующихся под добротный товар. Если в машину попадает такая тормозная халтура, можно быть уверенным, что до отказа всей рабочей системы торможения рукой подать, причём это может случиться очень внезапно, буквально на ровном месте.
Ещё куда ни шло, если такой огорчительный казус произойдёт на ровной дороге, где нет интенсивного движения автотранспорта, можно попытаться применить рекомендованные водителям в таких случаях рецепты экстренного торможения другими способами. Однако всё может быть и по-иному, свершившись, например, на оживлённом перекрёстке или горной дороге, где времени на долгие размышления нет ни секунды, и это может закончиться плачевным исходом, когда пострадают не только автомобиль, но и люди.
Действия при отказе тормозов
Самое первое и главное правило, формулирующее для водителей, что делать, если отказали тормоза, имеет вовсе не технический характер и касается совсем не автомобиля, который внезапно закапризничал. Это совет чисто психологического формата. Так, если обнаружилось, что тормоза «полетели», водителю во что бы то ни стало надо постараться сохранить максимальное спокойствие. Именно в этом спокойствии залог того, что ему удастся выйти из сложного положения. Ни в коем случае не надо тут же, за рулём, вдаваться в панические размышления по поводу того, что случилось и что именно вышло из строя, так как в данном случае это уже не имеет первостепенного, решающего значения и будет выясняться только после полной, успешной остановки автомобиля. Чтобы приступить к экстренному торможению иными способами, он должен очень оперативно, буквально в автоматическом режиме, поочерёдно применять те спасительные рецепты, которые ему известны. Если не подходит один из таких вариантов, необходимо тут же, не мешкая, применять другой и так далее, пока какой-то из них один не сработает эффективно.
Остановка мотором и трансмиссией
Самый распространённый на практике способ торможения в случае отказа тормозов на скорости автомобиля – это неотложное использование ресурсов его двигателя. Опытные водители хорошо знают этой прием и применяют его практически ежедневно, даже при исправной тормозной системе. Суть метода состоит в том, что если во время движения машины, у которой включена одна из передач, подачу горючего полностью прекратить или свести к минимуму, мотор сам по себе начинает торможение автомобиля. У настоящих ассов вождения выработан целый арсенал его приёмов: от включения передач по порядку их понижения до их цикличного пропуска. При этом важную роль, разумеется, играет то, что собой представляет покрытие автомобильной дороги, по которой движется машина, и в каком оно состоянии. Скажем, на сухом асфальте и при мизерной скорости лучше всего сбросить сцепление, чтобы сделать замедление авто максимальным. Зато при скользком, например, обледеневшем или мокром покрытии дороги более эффективно срабатывает «перегазировка», однако она требует немалой сноровки, опыта, так как если всё сделать формально, последствия такого «торможения» могут стать непредсказуемыми, они способны привести к полной потере водительского контроля за движущейся машиной.
Использование ручника
Ещё одним широко применяемым и тоже весьма эффективным способом торможения при отказе тормозов является использование ручника. На первый взгляд, это совершенно безобидный вариант, который можно применять в любом случае, однако такое мнение ошибочное. Обращаться с ним тоже надо умело, чтобы не усугубить ситуацию. Как остановить машину, зависит от того, с какой скоростью она едет. Потому что резкое применение ручника почти сразу блокирует задние колеса, а на большой скорости это небезопасно, особенно если дорога скользкая, тогда автомобиль способен начать на ней опасные пируэты, вообще стать неуправляемым. Помня об этом, профессионалы используют ручник для торможения лишь на малой скорости, да и то без излишней резкости, циклично.
Использование препятствий
Третий испытанный способ торможения машины, у которой вдруг пропали тормоза, состоит в использовании контактных способов остановки. Для этой цели сгодятся многие внешние предметы, которые способны стать для колёс преградой, в частности – заборы вдоль трассы, бордюры у дороги и т. п., в крайнем случае – даже столбы, иные автомобили. Если речь будет касаться здоровья, жизни находящихся в машине водителя и пассажиров, то жалеть автомобильный металл, пусть и недешёвый, нерезонно, главное – спасти людей. Тем более что такой способ экстренного торможения при форс-мажорных обстоятельствах, согласно действующему законодательству, вовсе не считается преступлением.
Чтобы на практике у водителя дело не доходило до аврального применения только что перечисленных и проанализированных способов торможения, тормозная система его авто всегда должна быть подконтрольной и в полном рабочем порядке. Надо регулярно осматривать, проверять её, не полагаясь на авантюрное «авось», и тогда никаких непредвиденных поломок с тормозами в пути случиться не должно.