В автомобильном деле чип-тюнинг – явление сравнительно молодое. Он возник в конце ХХ века в Европе и сразу приобрел большую популярность. Множество поклонников у него и сегодня, ведь он позволяет существенно доработать двигатель, не вмешиваясь в его внутренности, однако улучшая его функционирование по многим параметрам. Однако его тонкости, «плюсы» и «минусы» известны далеко не всем автомобилистам.
Содержание
Что представляет собой чип тюнинг
Следует начать с главного что такое чип-тюнинг автомобиля, что под ним подразумевают. Первоначально термин означал усовершенствование работы мотора без внешнего вмешательства в его внутренний механизм. Это была настройка разных режимов функционирования его электроники, изменение внутренних программ управления. Нынче термином «Clup tunning», который дословно переводят как «настройка микросхемы», чаще всего, именуют корректирование системы управления мотором автомобиля. Одновременно такой термин употребляем в случае применения дополнительных автомобильных модулей электроники, за счет чего эту систему можно усовершенствовать.
Если обобщить все эти тонкости, нюансы, имеющие, кстати, свою специфическую окраску почти в каждой европейской стране, содержание слова «чип-тюнинг» сведется к такой своеобразной перепрошивке мотора, которая исключает механическое вмешательство в него и дает, как результат, следующие выгоды:
- увеличивает мощность мотора,
- снижает расход автомобильного горючего,
- облегчит процесс вождения машины.
Положительные стороны чиповки двигателя
Как и любое иное автомобильное ноу-хау, чип-тюнинг способен привести не только к улучшению работы мотора, но и к некоторым непредвиденным моментам, о которых надо знать заранее. Чип-тюнинг двигателя имеет «плюсы», «минусы». Поэтому специалисты подчеркивают, что чиповать можно не каждый двигатель, а лишь в тех машинах, у которых действует ЭБУ – электронный блок управления двигателем. Именно этот блок подлежит перепрошивке.
Постоянное совершенствование этой процедуры на базе современных технологий привело к тому, что его начали проводить практически для всех машин инжекторного типа. Исключение составляют лишь отдельные образцы японских моделей. Поэтому с инженерной точки зрения нет особенной разницы в том, чиповать, скажем, наш родной незаменимый ВАЗ или «крутой» заграничный «Porsche».
Помимо того, в перечень технических средств, пригодных для чиповки, эксперты относят не только легковые машины, но грузовые, а также трактора, мотоциклы, яхты, катера и прочую современную технику, заметно добавляя её двигателям мощность, снижая затраты топлива, цены на которое становятся всё более высокими. Это главные положительные стороны чиповки.
Влияние доработки на срок эксплуатации мотора
Теперь об обратной стороне «медали» – тех потенциальных опасностях, которые таит в себе чипование, даже если оно проведено грамотно, с чётким соблюдением всех требуемых операций.
Многие водители интересуются, влияет ли на ресурс двигателя чип. Большинство экспертов в унисон отмечают его недостатки, которые могут привести к преждевременной поломке двигателя, его неожиданному выходу из строя, необходимости заниматься основательным ремонтом автомобиля, тратя на него немалые средства.
Дело в том, что если увеличить мощность двигателя и крутящий момент, это в той или иной степени увеличит нагрузку на важные части двигателя внутреннего сгорания, то есть начнет ускорять процесс его износа. Особенно это касается поршневых колец, стенок цилиндров, шатунных и коренных вкладышей, прочих деталей. Вкладыши, например, получат немалую радиальную деформацию, что станет фундаментом для образования разного рода зазоров и иных дефектов. Есть также риск того, что непрофессиональное проведение чиповки не уменьшит, как ожидалось, а увеличит расход горючего. Поэтому планируя тюнинг дизельного двигателя, равно как и мотора, работающего на бензине, желательно заранее узнать у специалистов, чем он может угрожать автомобилю в будущем, насколько отразится на сроке эксплуатации двигателя, какие его части, детали первыми окажутся в зоне риска и т. п.
Для каких автомобилей чип-тюнинг двигателя пойдет на пользу
Многолетний опыт убедительно доказал, что для большого количества автомобилей чип-тюнинг мотора однозначно идёт ему на пользу. Прежде всего, он необходим для тех машин, на которых имеется ГБО. Газовое оборудование заставляет проводить чиповку в обязательном порядке, поскольку переход с одного типа горючего на иной изменяет важные характеристики функционирования мотора.
Обязателен он также при наличии турбонагнетателя, при этом мощность может возрасти на 20%. Если имеется турбодизель, увеличение мощности составит примерно четверть, причём крутящийся момент возрастет чуть ли не на треть. Подходит тюнинг моторам атмосферного типа, прибавляя им почти 10% мощности. Разумеется, во всех этих случаях просчитывать, вреден ли для двигателя тюнинг, надо, чтобы иметь всю полноту информации, однако, по мнению многих специалистов, для только что перечисленных видов автомобилей риск преждевременного износа двигателя является незначительным и вряд ли должен останавливать владельца автотранспорта перед дилеммой: «Проводить чиповку или нет».
Стоимость чип-тюнинга
Размер стоимости чиповки определяется в каждом конкретном случае, так как он зависит от многих важных факторов. Среди них – модель машины, тип мотора, год выпуска, вкусы и пожелания самого хозяина авто и т. д. Свою шкалу имеет, по существу, и каждая специализированная фирма, занимающаяся такими непростыми сервисными вопросами, поэтому разброс цен очень велик даже в пределах одного и того же региона, отличаясь порой в 3 – 4 раза. Надо иметь в виду, что не всегда высокая стоимость работы адекватна ее качеству, поэтому предварительно желательно провести тщательный мониторинг цен в соотношении с качеством услуг и основательно консультироваться, чтобы выбрать в результате наиболее оптимальный вариант, посильный для личного бюджета.
Почему завод-изготовитель не выполнит чип-тюнинг самостоятельно
На это есть немало веских причин. Завод-производитель даёт покупателям фундаментальную основу, дополнить которую каждый из них вправе, исходя из собственных пожеланий, вкусов и финансовых возможностей. Многовариантный процесс чиповки занял бы у него неоправданно много усилий, не дав, в конце концов, желаемого массового эффекта. Поэтому на практике всё, чаще всего, решается по испытанному принципу «На вкус и цвет товарищей нет!».