Личное авто – это удобное, комфортное, надёжное и быстрое средство передвижения. Нередко эксплуатационных свойств автомобиля, заложенных в регламенте, недостаточно для автовладельца, если использование машины предусматривается в качестве агрегата для перемещения грузов или вспомогательных транспортных конструкций.
Подобное расширение функциональности машины выполнимо за счёт установки на неё специального устройства, позволяющего эксплуатировать транспорт для перемещения грузов и конструкций. Если автомобиль не укомплектован прицепным механизмом с завода, автовладельцу необходимо разобраться в правовых нюансах, предопределяющих возможность его установки на машину и эксплуатации по назначению. Рассмотрим в статье, что собой являет прицепное устройство для автомобиля с конструкционной позиции, виды санкционированных к установке механизмов, особенности узаконивания тягово-сцепных соединителей и наказание, предусмотренное за их неправильный монтаж.
Содержание
- 1 История происхождения и расшифровка понятия
- 2 Конфигурации прицепных элементов: конструкционные особенности
- 3 Законодательные моменты по установке «фаркопа»: регистрировать или нет
- 4 Случаи, когда монтаж ТСУ воспрещается законодательством
- 5 Необходимая документация и нюансы оформления
- 6 Штрафные санкции за несоответствующий монтаж фаркопа
- 7 Подведём итоги
История происхождения и расшифровка понятия
Появление первых прицепов для транспортных средств исторически зафиксировано в период Мировой войны, когда возникла техническая необходимость оперативного перемещения тяжёлых грузов, с оборонительными целями, а человеческих возможностей для этого не было достаточно. С тех времён прошло много времени, сейчас прицепы активно применяются для решения технических и бытовых задач.
Прицепные конструкции, предназначенные для перемещения грузов разной категории, монтируются на автомобиль, позволяя корректно градировать нагрузку на рабочие элементы и механизмы буксировочного транспорта. Что касается терминологии, то наиболее часто механизмы для крепления тяговых агрегатов называют «прицепными», а также можно встретить аналоговые названия, такие как фаркоп или тягово-сцепное устройство, под аббревиатурой ТСУ.
Наиболее широко в нормативной автомобильной лексике применяется слово «фаркоп», происхождение которого стопроцентно никто не знает. Как вариант возникновения термина некоторые специалисты выдвигают версию, что оно происходит от немецких слов «голова» и «ехать», в соединении звучащее как «фаркопф», сокращённое со временем до привычного в нынешнее время названия «фаркоп». Существует версия, что название взято от приспособления, которое применялось для подвесочного элемента на конной телеге, с целью перевозки тяжёлых грузов.
Независимо от факта, какое истинное происхождение слова, термин «фаркоп» по значению аналогичен фразе «прицепное устройство», активно применяется для названия сцепной конструкции.
Рассмотрим дальше конструктивные особенности имеющихся в продаже механизмов, их преимущественные стороны и эксплуатационные недостатки, что поможет предопределиться с возможностью установки и использования конкретного тягового элемента в каждом конкретном случае.
Конфигурации прицепных элементов: конструкционные особенности
Прицепные механизмы отличаются между собой не только внешним видом, но и конструкционными и техническими особенностями, что предопределяет для автовладельца, перед приобретением конкретной модели, определение с типом и весом предполагаемой для транспортирования грузов прицепной системы.
В продаже существует три конфигурации прицепных элементов:
- Прицепной кронштейн. Это прицепное устройство для автомобиля очень распространено за границей, применяется для транспортирования домов на колёсах, характеризуется высокой тяговой силой и надёжным крепёжным механизмом, конфигурация которого практически полностью исключает возможность кражи прицепа. Модель кронштейна этого типа имеет форму квадрата, ответный элемент на прицепе аналогичной конфигурации. Установки на машину под квадрат отличаются по размеру, в зависимости от допустимой максимальной нагрузки, предопределяющейся весом прицепа. Конструкционным преимуществом этого вида кронштейнов является наличие запорного механизма с замком, позволяющего защитить прицеп от угона. Единственным недостатком таких конструкций является сложность их поиска: в продаже, на отечественных рынках их практически нет, придётся заказывать через специальные сайты или в дилерских магазинах.
- Прицепной шар. Этот вид прицепного устройства наиболее распространён среди отечественных потребителей, характеризуется как универсальный механизм. Среди преимущественных характеристик агрегатов этой категории пользователи называют простоту монтажа, несложность эксплуатации. Конструкция обладает достойными сцепными характеристиками, а фаркоп в виде шара выступает в роли огромного подшипника. Ответной деталью для крепления дышла прицепа на фаркопе является головка соответствующего размера. Такая конструкция обеспечивает свободный ход прицепу, отсутствие люфта и силы сопротивления, отличные тормозные показатели.
Прицепной шар для фаркопа
- Прицепное устройство, предназначенное для легкового автомобиля в виде буксировочного крюка – конструкция, применяющаяся ранее для транспортирования грузов машинами с повышенными характеристиками по проходимости. Этот тип крепления наименее удобный в эксплуатации, предполагает определённые сложности как при монтаже, так и при использовании по назначению. Особым недостатком подобного устройства выступает наличие ударных нагрузок в процессе транспортировки груза, что отображается в сторону уменьшения эксплуатационного периода крюка.
Буксировочный крюк для фаркопа
Соответственно, отдавать преимущество при приобретении крепёжных механизмов стоит фаркопам первого или второго вида, с учётом модификации прицепа и его крепёжного ответного элемента. Крюковые фаркопы менее надёжны, эксперты утверждают, что такие модификации очень скоро полностью будут изъяты из рыночных продаж. При подборе механизма стоит учитывать его соответствие типу кузова и модели транспортного средства.
Законодательные моменты по установке «фаркопа»: регистрировать или нет
Каждый автовладелец, перед приобретением и монтажом фаркопа, сталкивается с дилеммой, законной или нет будет установка приспособления, можно ли прицепное устройство устанавливать на автомобиль и эксплуатировать по назначению безнаказанно? Ответ на этот вопрос стоит искать в законодательном кодексе по переоборудованию автомобиля и регламенте самого транспортного средства. Правовые нормативы по переоборудованию транспорта зарегистрированы в техническом регламенте «О безопасности колёсных средств», а сотрудники ГАИ обосновывают правомерность модернизации машины статьёй 12.5, прописанной в КоАП РФ.
Согласно техническому регламенту, фаркоп не причисляется к агрегатам, которые подлежат обязательной регистрации в тех случаях, если установка регламентирована заводом изготовителем машины. Большинство автопроизводителей санкционируют допустимость установки прицепного устройства для транспортирования прицепа на легковой автомобиль, с завода предопределяя места для его крепления. Информация о допустимости установки дополнительного оборудования в виде фаркопа должна быть прописана в технической документации к машине и в нагрузочной табличке, находящейся на водительской стойке авто или в подкапотном отделе.
Установка фаркопа не подлежит регистрации при следующих условиях:
- Установка и эксплуатация прицепного оборудования санкционируется заводом-изготовителем.
- На машину устанавливается заводская конструкция, имеющая свидетельство соответствия модели устройства к конкретному транспорту.
- При инсталляции фаркопа не осуществляются конструктивные изменения, монтаж выполнен согласно регламенту инструкции к оборудованию.
В ситуациях, если в регламенте к машине отсутствует разрешение на эксплуатацию легкового автомобиля в качестве транспортировочного средства, или монтаж купленного фаркопа предполагает сварочные или сверловые работы, оборудование надо регистрировать в отделении ГИБДД.
Случаи, когда монтаж ТСУ воспрещается законодательством
Большинство легковых автомобилей имеют в ОТТС отметку о допуске монтажа ТСУ. Эти сведенья можно посмотреть в документации к приобретённому транспортному средству, или же, при отсутствии данных, запросить их в дилерской компании или непосредственно на автоизготовительном заводе.
Категорический запрет на оборудование машины легковой категории санкционируется исключительно в тех ситуациях, когда завод исключает возможность использования автомобиля в качестве тяговой силы для транспортировки грузов, в том числе прицепов, в силу конструкционных и технических особенностей авто.
Иные ситуации предусматривают безнаказанную установку фаркопа и его эксплуатацию по назначению:
- Без регистрации в отделе ГИБДД, если тяговое устройство предусматривает установку без вмешательства в конструкцию авто, а механизм имеет сертификаты качества и монтируется соответственно требованиям автопроизводителя.
- С получением допуска, когда предусматривается установка фаркопа с вмешательством в конструкцию транспорта.
При эксплуатации тягового устройства на легковом транспорте, стоит учитывать, что масса прицепа не должна превышать вес снаряжённого авто, а суммарный тоннаж машины с прицепом не может превосходить показатель 3,5.
Рассмотрим, какая документация должна быть у водителя при эксплуатации фаркопа в каждой из ситуаций, как узаконить тягово-силовое устройство, если такая регистрация требуется законодательством.
Необходимая документация и нюансы оформления
Эксплуатация транспорта с ТСУ предусматривает у автовладельца обязательное наличие следующих документов:
- Паспорт установленного оборудования, содержащий данные по его монтажу. В паспорте должна быть отметка автосервиса, где был установлен фаркоп на машину.
- Сертификат на установленное оборудование.
- Акт о выполненных по монтажу работах.
Таких документов будет достаточно для дорожной инспекции, в ситуациях, когда установленный фаркоп сертифицирован для использования на определённой модели транспорта.
В ином случае, когда эксплуатируемое оборудование не указано в руководстве пользователя как допустимое к использованию, имеет особенности по монтажу, тогда автовладельцу стоит позаботиться, во избежание проблем с законом, о регистрации тягово-сцепной конструкции.
Рассмотрим подробно алгоритм, являющийся ответом на вопрос, как прицепное устройство оформить для эксплуатации на легковом автомобиле, с соблюдением всех законодательных, процессуальных норм.
Процедура предполагает следующие мероприятия:
- Посещение отдела ГИБДД, где необходимо подать заявление, которое содержит прошение на проведение предварительной экспертизы с последующим разрешением на установку тягового оборудования. Вместе с заявлением автовладельцу надо предъявить СТС, ПТС и их копии, документацию на устанавливаемый агрегат.
- После получения «вердикта» экспертов ГИБДД, на основании разрешения, владельцу транспорта нужно обратиться в специфицированный центр, с полномочиями на проведение работ по монтажу и осуществить установку оборудования на легковое авто. Подтверждением специализированного монтажа выступает акт выполненных работ от исполнителя, декларация и сертификат о соответствии установки.
- Вышеперечисленные документы дают право обратиться в организацию, уполномоченную провести осмотр изменений и выдать диагностическую карту.
- В отделение ГИБДД предоставить автомобиль для проведения заключительной экспертизы. Автовладелец должен предъявить в органы ГИБДД декларацию из сервисного центра, диагностический лист, удостоверяющий безопасность внесённых изменений, документы на автомобиль и установленную деталь, оригинал разрешения на установку ТСУ от экспертной комиссии.
- После технической экспертизы в отделе ГИБДД и проверки представленных документов, автовладельцу выдадут свидетельство, санкционирующее эксплуатацию машины с установленным тягово-сцепным оборудованием.
Свидетельство, подтверждающее безопасность установки, является гарантом безнаказанной эксплуатации авто с установленным фаркопом. Не стоит забывать о том, что узаконивания также требует прицеп, который будет эксплуатироваться для транспортирования грузов.
Штрафные санкции за несоответствующий монтаж фаркопа
Сцепная конструкция для транспортирования грузов, хоть и не идентифицирована в законодательной документации в качестве дополнительной оснастки автомобиля, за несоответствующую установку или монтаж с несоблюдением регламента подразумевает финансовое наказание для автовладельца. Предопределяется наказание статьёй 12.5 административного кодекса РФ, которая предопределяет штраф в размере от пятисот до пяти тысяч рублей в таких ситуациях:
- Отсутствие документов на фаркоп или несоответствие тяговой конструкции стандартам, установленным автопроизводителем.
- ТСУ установлено в несоответствующем месте или же с техническими недочётами.
- Техническая неисправность конструкции.
Мера наказания предопределяется критериями опасности, которую автовладелец несёт при эксплуатации машины с ТСУ не соответствующего стандартам образца или при некорректном его монтаже.
Эксперты рекомендуют иметь постоянно при себе документы, которые подтверждают факт безопасности эксплуатации фаркопа, в ином случае, собственнику авто грозит денежное взыскание. При непризнании штрафа, его придётся оспаривать в суде, что не всегда выгодно с финансовой позиции.
Подведём итоги
ТСУ, как и любое другое навесное или дополнительное оборудование, необходимо устанавливать разумно. И объяснение в этой ситуации кроется не только в перспективе встретиться с правоохранительными органами, которые могут наказать штрафом, но и в личной безопасности на дороге. Монтаж несоответствующего оборудования и его эксплуатация, особенно если при этом нарушается конструкция автомобиля, снижает в несколько раз безопасность транспортного средства, что может повлечь прецеденты, угрожающие здоровью и жизни водителя, пассажиров, случайных прохожих или других автовладельцев.
Если ТСУ крайне необходимо, подбирайте конструкции, санкционируемые автопроизводителем, предпочитая проведение работ по установке в специализированных центрах, что предопределит качественность выполнения процедуры, монтаж с соблюдением технологий и гарантию безопасности устройства при эксплуатации.