Автомобиль состоит из множества узлов и систем, которые периодически выходят из строя по разным причинам. Это низкое качество деталей, агрессивный стиль вождения, естественный износ и не только. Одно дело, когда ты замечаешь первые признаки поломки перед поездкой. Это позволяет принять соответствующие решения, отремонтировать автомобиль самому или отправиться в автосервис, где машиной займутся квалифицированные специалисты.
Но совсем иначе обстоит ситуация, когда неисправность застаёт врасплох, во время движения. Это крайне опасно и неприятно. Управление транспортным средством уже само по себе напряжение для водителя. А когда ещё что-то отказывает, состояние ухудшается, автомобилист может принять неправильное решение и пострадать.
К подобным ситуациям можно отнести случаи, когда проваливается педаль сцепления. Это не такая большая редкость, как может показаться. Потому каждый автомобилист обязан знать, почему это происходит и как правильно действовать в случае отказа педали.
Причины и провоцирующие факторы
Для начала нужно узнать, почему могут проваливаться педали сцепления на автомобилях.
Тут важно знать не только причины, но и провоцирующие факторы, способные привести к подобным опасным поломкам во время движения.
- Обрыв тросика. Происходит это зачастую в зоне наконечника. Разрывы возникают по разнообразным причинам. Но факт в том, что обрыв произошёл и нужно решать проблему. На месте справиться с задачей можно только в случае, когда в багажнике случайно оказался запасной трос. Учитывая такую потенциальную опасность, никогда не лишним будет иметь под рукой такой тросик на всякий случай.
- Износ, деформация и повреждения. Причём касаться это может различных деталей, имеющих непосредственное отношение к узлу сцепления в автомобиле. Чаще всего страдают демпферные и диафрагменные пружины, а также маховики и нажимные диски. В некоторых случаях виновником оказывается подшипник. Также нельзя исключать, что в сцеплении просто заело вилку выключения.
- Неисправность, связанная с ведомым диском. Этот диск может выйти из строя при наличии дефектов, в результате деформации и различных повреждений.
- Утечка в гидравлической системе. Вполне возможно, что вышел из строя трубопровод, отвечающий за прохождение гидравлической жидкости.
- Проблемы с главным и рабочим цилиндром. Тут вероятно попадание в них воздуха, который и нарушает нормальную работу педали сцепления.
- Износ фрикционных накладок на ведомом диске. Из-за этого возникает недостаточный свободный ход для педали.
- Агрессивная и неумелая манера вождения. Все перечисленные поломки могут произойти по вине самого водителя, который не научился грамотно работать педалью сцепления.
Как вы можете наглядно видеть, причин и факторов, влияющих на возникновение проблем с педалью сцепления в автотранспортных средствах достаточно много.
Не всегда можно в полевых условиях их устранить и спокойно поехать дальше по своим делам. В некоторых случаях требуется остановиться и вызвать эвакуатор. Рисковать и пытаться добраться до СТО или до дома своим ходом настоятельно не рекомендуется.
Но порой обстоятельства работают против водителя. И единственным вариантом получить помощь, и вернуть педали сцепления работоспособность является попытка самостоятельно доехать в автосервис. Никому не хочется сталкиваться с подобным. Но иногда другого выхода просто нет.
Как добраться до автосервиса
Не стоит отчаиваться и паниковать. Иногда всё не так уж и плохо. Даже когда педаль сцепления вышла из строя и провалилась, а помочь никто не может, нужно соблюдать несколько рекомендаций. Есть ряд советов, что делать водителю в такой ситуации, если сцепление отказало.
- Не паникуйте. Странно, но именно про это часто автомобилисты попросту забывают. Поймите, что ничего кардинального сделать со сцеплением прямо здесь и прямо сейчас, находясь за рулём, вы не сможете. Потому нужно сосредоточиться, осознать происходящее и дальше действовать по инструкции. Паника ещё никому за рулём не помогала.
- Попробуйте восстановить работоспособность педали, отвечающей за сцепление. Это помогает не всегда, но попробовать стоит. Для начала нужно перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение. Параллельно обязательно сбросьте газ, уберите ногу с педали акселератора. Когда педаль при этом начнёт западать, немного поработайте педалью газа. Порой это даёт возможность высвободить педаль и вернуть её работоспособность.
- Кардинальные меры. Это вариант для тех ситуаций, когда отремонтировать сцепление в полевых условиях невозможно. То есть нужно обязательно обратиться к специалистам. Тут предстоит действовать несколько иначе. Заглушите двигатель, а рычаг коробки передач переведите на первую скорость. Теперь крутите стартер до тех пор, пока не запустится мотор. Когда двигатель активизируется, машина начнёт вести себя не совсем адекватно. Это обусловлено тем, что работа осуществляется не на той передаче, которая выставлена на коробке. Чтобы поднять передачу, нажимайте на педаль газа, переводите ручку КПП в нейтраль, а затем переключайтесь на вторую скорость. Выполняя подобные манипуляции, старайтесь всё делать медленно. Постепенно, двигаясь на небольшой скорости, можно своим ходом добраться до ближайшего автосервиса.
К подобным мерам рекомендуется прибегать только в крайних случаях, когда иной возможности добраться до станции технического обслуживания и отремонтировать сцепление нет.
Учтите, что любые резкие попытки переключения, а также переход с передачи на передачу при нерабочем сцеплении грозит полным выходом из строя коробки передач. Так что решайте, стоит ли так рисковать, или проще вызвать службу эвакуации для помощи.
Важные рекомендации
Если вы понимаете, что полагаться можно только на себя, и приходится двигаться с провалившейся педалью сцепления, выполните указанные выше действия.
Но чтобы не столкнуться с неприятными последствиями, а также действительно применить рассмотренные методы, нужно принимать во внимание несколько важных советов.
- как только вы заметили, что педаль провалилась и не работает, не спешите сразу останавливаться. Оцените текущую обстановку и место, где вы находитесь. Если остановиться на подъёме, и затем пробовать сдвинуться с места указанными способами, у вас ничего не получится. В горку такие методы не работают. Лучше, если это будет склон или хотя бы ровный участок дороги,
- перед началом движения двигатель обязательно должен быть прогретым. При провале педали многие сначала останавливаются, пытаются понять, что произошло, ждут помощи, и только потом понимают необходимость двигаться своим ходом. За это время двигатель остывает. Чтобы методы сработали, предварительно не забудьте прогреть двигатель на холостых оборотах,
- двигаться можно исключительно на первой, или максимум на второй передаче. Учитывая этот фактор, продумайте свой грядущий маршрут. Постарайтесь сделать так, чтобы весь путь следования проходил по главной дороге, и вам не приходилось останавливаться, пропускать другие транспортные средства. Лишние манипуляции с КПП и рабочими педалями при неисправном сцеплении могут усугубить ситуацию,
- даже если вы начали движение своим ходом, включение аварийной сигнализации в этой ситуации будет обязательным. Другие участники движения должны знать, что с вашей машиной проблемы, вы не можете быстро двигаться,
- помните, что о вашей неисправности никто не знает. Кричать об этом из окна автомобиля тоже не стоит, как и всячески маневрировать при подъезде к светофорам или пешеходным переходам. Тут будет лучше, если вы полностью остановитесь, как и полагается, а затем снова выполните те же самые манипуляции для продолжения движения,
- если вы сомневаетесь в своих возможностях и состоянии автомобиля, а также когда путь до ближайшего автосервиса очень неблизкий, не пытайтесь добраться своим ходом. Всегда можно воспользоваться буксиром, либо же вызвать службу эвакуации.
Каждый прекрасно понимает, что лучшим советом в такой ситуации будет недопущение самого факта выхода из строя педали сцепления. Но это не всегда возможно даже на полностью исправных автомобилях. Случается всякое, и к такому просто нужно быть готовым.
Провалившаяся педаль сцепления ничего хорошего не сулит. Вам точно придётся ремонтировать этот узел. Но сначала нужно безопасно добраться до автосервиса или собственного гаража. Делать это своим ходом или обращаться за помощью, решать вам. Действуйте по ситуации и адекватно оценивайте свои возможности. Зачастую лучше не рисковать, а погрузить машину на эвакуатор.