Водители нередко шутят, что самое тяжёлое в их работе – открутить заржавевшую гайку. Тот, кто поневоле пробовал заниматься этим, хорошо знает, сколько невероятных усилий и нервов забирает такое безобидное, казалось бы, занятие. Между тем, подчас от него зависит очень многое, даже то, будет ли нормально работать машина. Многолетняя практика эксплуатации автомобилей родила множество народных способов решения такой проблемы, однако знакомы с ним далеко не все. Чтобы помочь автомобилистам (и не только им!) практически, эксперты делятся действенными способами, как открутить заржавевшую гайку без особых трудностей независимо от того, где она располагается в авто.
Советы о том, как открутить заржавевшую гайку или болт.
Содержание
Почему ржавую гайку или болт трудно открутить
Необходимо начать с главного – причины тех сложностей, из которых вопрос откручивания ржавых гаек нередко превращается в настоящее испытание. Все упирается, чаще всего, в банальную коррозию металла. Когда металл ржавеет, происходит окислительная реакция. Ее продукты, то есть частички ржавчины, резко увеличивают свой объем, тем самым очень жестко сцепляясь между собой. Это касается как самого болта, так и гайки с ее резьбой. Ситуация осложняется присутствием между ними частичек грязи и пыли. В результате все это соединяется мертвой хваткой, для преодоления которой иной раз приходится применять неимоверные усилия и изощренность.
Каким инструментом лучше пользоваться
Естественно, без применения традиционных инструментов в данном случае никак не обойтись. Однако не надо обольщать себя надеждой, что открутить ржавую гайку легко удастся с помощью обыкновенного рожкового ключа, который выручал нас многократно. Скорее всего, ничего из этого не получится, более того – есть большая вероятность, что рожки ключа в результате колоссальной нагрузки просто разойдутся или даже сломаются, а гайка так и останется в прежнем положении. Помимо того, пытаясь любой ценой максимально нажать на ключ, не имеющий достаточно длинного плеча, мы реально рискуем травмировать пальцы, что очень часто и случается на практике. Если стоит принципиальная задача, как открутить ржавый болт, который наглухо прикрепился, лучше всего попытаться сделать это с применением накидных ключей или набора головок с необходимым размером, что в большинстве случаев дает быстрый положительный эффект.
Техника безопасности
Забывать про элементарные правила техники безопасности не стоит в любом случае ухода за автомобилем, тем более при откручивании ржавых гаек. По статистике, именно в результате этого банального занятия люди чаще всего сбивают пальцы и суставы рук, особенно если оно ведется в труднодоступном месте. Чтобы избежать этого, надо:
- Быть предельно внимательным, контролируя каждое свое движение,
- Четко спрогнозировать развитие событий и убирать посторонние предметы в том направлении, куда при откручивании будет двигаться рука с накидным ключом или другим применяемым инструментом. Тогда даже если ключ и соскользнет, рука, по инерции продолжив свое движение, не встретит на своем пути никакой преграды, и тогда травмы не будет.
Как открутить прикипевший болт или гайку
Процесс откручивания глухо прикипевшего болта или гайки должен начаться с внимательного осмотра «поля сражения». Надо мысленно представить себе весь набор требуемых инструментов и тот диапазон движений, который должен привести к успеху. Выбрать тот стартовый вариант, с которого придется начинать. Приготовить, на всякий случай, все необходимое, если придется испытывать и иные способы «спасения» ржавого болта или гайки. Предусмотреть профилактические «прокладки», дабы все не закончилось ссадинами и кровоподтеками. Когда план действий будет окончательно уточнен, смело приступать к работе.
Механические методы
Чаще всего на практике механики и водители начинают с механических методов. Так, чтобы открутить заржавевший болт, сразу берутся за накидной ключ или набор головок. При этом практикуется немало испытанных временем методов, облегчающих тягостное занятие. Например, перед началом откручивания поочередно обстукивают грани гайки нетяжелым молоточком. Нередко это позволяет уже через несколько минут сдвинуть гайку с мертвой точки и легко отвинтить ее ключом. Следует предостеречь от того, чтобы такие удары молотком были сильными – это может дать обратный эффект, даже деформировать сам болт или деталь, на которой он находится. Иной раз работу начинают парадоксально, «от обратного», т.е. начинают не откручивать прикипевшую гайку или болт, а закручивать их, что тоже часто способствует медленному, но уверенному разрушению слоя ржавчины. Если в результате получится, хотя бы микроскопический сдвиг, дальше дело пойдет, как и полагается, в сторону откручивания, притом намного легче, чем изначально.
Физические методы
Многие автомеханики с успехом применят также такой давний метод, как нагревание гайки (но не болта!) посредством фена, паяльника, зажигалки или иного нагревающего приспособления. Нередко такое нагревание тоже разрушают часть ржавчины и помогает сдвинуть дело с места. Понятно, что в таком случае надо быть предельно внимательным с огнем, особенно все происходит под капотом, непосредственно на двигателе или иной поверхности, имевшей контакт с легко воспламеняющимся бензином или другим видом горючего. Практикуется также и такой способ, как разрушение самой гайки с помощью молотка и зубила на ее гранях пробивают канавки. Однако нередко это приводит как раз к обратному эффекту. Так, если сильно ударить по гайке, можно основательно деформировать резьбу, после чего справиться с заданием будет крайне сложно. В наиболее трудных случаях нетерпеливые автомеханики берутся за болгарку или ножовку и попросту избавляются от неприступного доселе болта.
Химические методы
Весьма эффективным вариантом считается растворение неприступной извне ржавчины. Если отвернуть гайку простым механическим способом или физическими усилиями, при всем старании, не удается, надо смочить поржавевшую резьбу таким химическим вещество, которое способно за счет химической реакции растворить ее если не полностью, то хотя бы частично. Это тут же существенно уменьшит силу трения и, скорее всего, позволит справиться с гайкой. К таким веществам специалисты относят широко применяемые бензин, солярку, керосин, тормозную жидкость, скипидар и прочие отечественные и зарубежные преобразователи ржавчины, которые в избытке продаются в автомагазинах. Из других вариантов отметим применение обычного столового уксуса и спиртового раствора йода, имеющего в каждой автомобильной аптечке. Некоторые народные умельцы не без успеха используют в таких целях пепси-колу или кока-колу, так как в них имеется ортофосфорная кислота. Тщательно намочив выбранной жидкостью заржавленные места, дают им выдержку минут на 10, а затем предпринимают попытку откручивать. Если сдвигов не будет, время контакта ржавых мест с жидкостью надо увеличить, хотя бы до часа.
Если ничего не помогает
Если Вы задумались, а что делать, если все перечисленное выше не помогает, тогда, прежде всего, не нужно падать духом, потому что абсолютно неприступных гаек, справиться с которыми невозможно, в автомобильном деле попросту нет. Надо взвесить, почему все усилия пока что не дали требуемого результата, и предпринять еще одну, только более целенаправленную попытку. Если же и она завершится неудачей, стоит подумать, не срезать ли упорную гайку или же сбить ее зубилом. Однако следует повторить, делать это надо очень аккуратно, дабы в сердцах не усугубить ситуацию.