Сегодня многие сограждане могут встретить объявление с предложением о работе в Европе водителем — дальнобойщиком. При этом, зарплаты, которые указываются в них, сильно удивляют и манят к себе. Но, перед тем как отправится в Европу, многие задаются вопросом о порядке регламентации рабочего времени, периодичности отдыха.
Ведь нормы Европейского законодательства порой строже отечественных норм. И чрезмерная усталость водителя, может стать прекрасным поводом к применению очень большого штрафа.
Эта деятельность является очень сложной и содержит обширный перечень видов выполняемых работ. Систематизация воедино тяжела потому, что правила, регулирующие данную деятельность, содержаться в большом количестве правовых норм, среди которых международные нормы рекомендаций Европейской комиссии, национального законодательства в государствах и судебной практики.
Содержание
Понятие режима труда и его необходимость
Режим труда — это отрезок времени, во время которого водитель может продолжать движение согласно графику и маршрута. Время нахождения за рулем — считается рабочим временем. В различных странах он может составлять совершено различное время. При этом, его непрерывность, обычно не превышает 4- 4,5 часа.
Ведь управление автотранспортным средством — это тяжелая и трудоемкая деятельность. Во многих странах учет рабочего времени лиц, управляющих ТС, фиксируется с применением специальных устройств.
Необходимость установки рабочего времени обязательна для всех водителей транспортных средств, занимающихся оказанием услуг в сфере перевозок.
Существуют такие виды режимов труда:
- сменный,
- ежедневный,
- еженедельный,
- месячный,
- годовой.
Суточный режим труда содержит в себя определенное количество чередующихся рабочих смен, их порядок, время начала и окончания работы в сменах, отдыха и сна.
Режимы труда устанавливаются, исходя из осуществляемой коммерческой деятельности. Они включают в себя такие обоснования:
- экономические (целесообразность осуществление трудовой деятельности в определенный период),
- психофизиологические (способность организма человека осуществлять выполнение конкретной работы),
- социальные (необходимость взаимного учета интереса всех сторон),
- законодательные (наличие нормативно-правовой базы).
Режим труда и отдыха водителей в Европе
Осуществление трудовой деятельности, а также отдыха водителей в Европе, регламентируется международными законодательными актами и межгосударственными договорами и включает в себя:
- Европейское соглашение, касательно работы экипажей ТС, осуществляющие международные перевозки (AETR или русская аббревиатура ЕСТР),
- Постановление Европарламента и Совет (EU) No 561/2006,
- Постановление Совета (EMU) No 3821/85,
- Постановление Европарламента и Совет (EL) No 165/2014,
- Постановление Комиссии (EL) No 581/2010,
- Директива Европарламента и Совета (EU) 2006/22/EU,
- Решение Комиссии от 14.12.2009 года,
- Директива Европарламента и Совета 2002/15,
- местные законодательные акты.
Периоды управления ТС
Период управления — это время, которое затрачено только на вождение автотранспортным средством. Т.е., направленное на выполнение одной из многих задач водителя.
Вождение транспорта, осуществляющего международную перевозку, строго регламентировано и подлежит учету, который осуществляется с помощью специальных приборов — регистраторов, называющихся тахограф.
Им осуществляется фиксация:
- времени работы,
- режимы, в которых движется водитель,
- время, затраченное водителем и экипажем на отдых,
- скорость движения автотранспорта.
Также, различают такие виды управления ТС:
- Непрерывное — согласно нормам европейского законодательства, непрерывное вождение транспорта, осуществляющего коммерческие перевозки, должно составлять не больше 4 часов 30 минут. Т.е. Это время, затраченное на управление автотранспортом, когда водитель движется без остановок.
- Суточное — включает в себя промежуток времени между периодами отдыха в течение 24 часов. Максимально допустимое время управления, по общему правилу, составляет 9 часов. При этом, исходя из различных обстоятельств, время погрузки — разгрузки и т. п., могут происходить отклонения от этого графика. Поэтому, в течение недели, можно управлять транспортом в течение 10 часов, при условии, что это происходит в неделю только дважды и в разные дни.
- Еженедельное — начинается в понедельник с 00:00 и заканчивается воскресеньем 24:00. Оно, по общему правилу, должно составлять 48 часов. В определенных ситуациях, время работы может быть продлено до 60 часов. Но необходимо помнить, что оно должно не превысить период управления определенный для двух недель.
- Двухнедельное — при расчете этого период времени задаются временные рамки в две календарные недели. Максимальный срок управления не должен превышать 90 часов. Это значит, что если водителем в течении первой недели было использовано 50 часов для управления, то на второй неделе время на управление будет ограничено 40 часами.
Виды перерывов во время управления
Двигаясь в транспортном потоке в течение суток, водитель вынужден делать перерывы. Этого требует как международное законодательство, так и здравый смысл.
Ему запрещается работать более 6 часов подряд. Если рабочее время составляет 6-9 часов, то он обязан прерываться не менее чем на получасовой перерыв. Когда же рабочее время превышает 9 часов, то обязанность водителя прерываться на время не менее 45минут.
Различают такие виды перерывов:
- краткосрочный (от 15 до 30 минут),
- обеденный (необходим для принятия пищи),
- долгосрочный (30 и более минут).
Отдых
Под отдыхом следует понимать время, в течении которого водитель освобожден от работы, а также иная деятельность, связанная с осуществлением перевозки (закрепление груза, подготовка транспорта и т.д.)
Началом отдыха считается время, когда водитель прекратил управлять своим транспортом и не осуществляет иную трудовую деятельность. Временем завершения отдыха, будет фактическое возобновление исполнения трудовых обязанностей.
Различают такие виды отдыха:
- Суточный (должен составлять не меньше 11 часов).
- Еженедельный (состоит из двух регулярных, либо одного регулярного и одного короткого не менее 24 часов).
Кто совершает контроль над процессом?
Контроль за соблюдением данных норм возлагается на широкий круг лиц, что максимально снижает риски нарушения правил труда и отдыха.
Контроль совершают:
- сотрудники дорожной полиции в странах ЕС,
- водитель,
- работодатель,
- собственник транспортного средства.
Штрафы при нарушении трудового режима
В случае нарушения требований режима труда, водителей и компании работодателей могут привлекать к ответственности в виде штрафов.
Виды нарушений:
- нарушения в связи с несоблюдением режимов труда и отдыха,
- нарушение порядка пользования и обслуживания устройства регистрации (тахографа).
Размер штрафов устанавливается национальным законодательством стран. Поэтому он может сильно разнится от одного государства Европейского союза к другому. Перечень сумм можно узнать, изучив соответствующее законодательство стран по которым будет пролегать маршрут.
Режим труда и отдыха в Европе является краеугольным камнем в вопросах обеспечения безопасности перевозок.
Как общеевропейским, так и национальным законодательством стран ЕС предусматривается жесткий контроль за соблюдением отдыха водителями. В случае же нарушения установленных правил — нарушителя ждет неотвратимое наказание в виде штрафа.