Сегодня наличие кондиционера в автомобиле не является признаком очень высокого достатка. Сегодня даже очень бюджетные модели будут иметь такое охлаждающее устройство. Кондиционер существенно повышает комфорт поездок даже в самое жаркое время года, но, к сожалению, владельцы транспортных средств, оснащённых такими климатическими системами, иногда сталкиваются с появлением в салоне автомобиля после включения охлаждения с крайне неприятным запахом. Всё пространство заполняется запахом плесени или «мокрой собаки», согласитесь, дышать таким воздухом будет очень неприятно, кроме того, ещё и небезопасно. Появление отвратительного зловонного запаха это последствие образования грибков в кондиционере, которые с потоком воздуха попадают в салон машины и могут вызвать ряд заболеваний у водителя и его пассажиров. Столкнувшись с данной ситуацией, многие автомобилисты задумываются, как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно. Те же владельцы транспортных средств, которые только приобрели машины с кондиционерами, задаются вопросом, как часто нужно чистить систему кондиционирования.
Содержание
Откуда берутся грибки отложения грязи внутри системы
Независимо от производителя и класса кондиционера, принцип работы у всех этих систем практически одинаков и очень похож на механизм холодильников. Возможность образования грибков заложена в самой конструкции этой замкнутой системы и, к сожалению, избежать данной проблемы пока не удаётся ни одному производителю. После включения кондиционера компрессор начинает сжимать хладоген, которым заполнена система. При сильном сжатии газ начинает очень сильно нагреваться и из испарителя перетекает в конденсатор, где происходит процесс охлаждения и выделения холодного воздуха в салон. Именно в этом месте и возникают проблемы.
Воздух, который всасывается в климатическую систему, обязательно включает в свой состав воду. Обычно это совсем немного, но вполне достаточно для создания проблемы, так как холодный воздух почти полностью утрачивает способность удерживать воду, и она оседает на поверхности в виде конденсата. Так, за один час езды на машине с включенным кондиционером может выделиться примерно 2-3 литра конденсата. Производители пытаются минимизировать негативное влияние данной жидкости и встраивают в кондиционер дренажные трубы. Таким способом удаляется основная масса влаги, но пусть и небольшой процент влаги, но он всё же остаётся внутри системы – в устройстве образуется своеобразный «водяной фильтр». Именно он начинает задерживать частички пыли и другого мусора при всасывании в систему воздуха. Этот мусор оседает на стенках агрегата и остаётся там. После того как кондиционер будет выключен, температура внутри системы повысится, что создаст практически идеальную среду для размножения бактерий, плесени и грибков разного типа. Именно это зачастую и становится причиной неприятного запаха в салоне. К сожалению, запах это только внешнее проявление загрязнения охладительного устройства, но размножившиеся грибки с включением кондиционера начинают попадать в салон автомобиля, где водитель и его пассажиры вдыхают загрязнённый воздух. У некоторых людей данная флора может вызвать нежелательные последствия, например, аллергическую реакцию или заболевания дыхательных путей. Учитывая данную ситуацию, не стоит лишний раз объяснять пользу своевременной и регулярной очистки системы кондиционирования салона. Вот здесь и возникает вопрос, как правильно сделать чистку кондиционера и его дезинфекцию.
Что сигнализирует о необходимости очистки кондиционера
Если в процессе эксплуатации автомобиля проявляются следующие признаки, то стоит подумать о способе и месте проведения очистки испарителя:
- Очень неприятный запах в салоне, усиливающийся при включении кондиционера.
- При включении устройства появляются посторонние шумы, стук или свист.
- Напор выдуваемого воздуха стал значительно ниже.
- В случае если после включения системы кондиционирования из воздуховода начинает появляться вода или конденсат, то очистку нужно проводить как можно скорее.
Обычно комплексную проверку рекомендуется проводить весной. Ведь впереди будет длительный промежуток эксплуатации.
Очистка системы кондиционирования
Сам по себе процесс очистки системы совсем не сложная процедура, которая включает в себя прочистку от отложений на стенках, дезинфекцию и заправку.
Способ очистки испарителя в кондиционере будет зависеть от многих условий, а именно от интенсивности эксплуатации, аккуратности водителя, возраста транспортного средства, состояния окружающей среды и т. д. С учётом всего этого можно выделить несколько основных способов чистки.
Очистка радиатора кондиционера
Одной из основных частей автомобильного кондиционера является конденсор, который водители довольно часто называют радиатором. Он находится в подкапотном пространстве и загрязняется довольно сильно. Промыть радиатор можно обратившись в автоцентр. Здесь могут провести очистку водой под большим напором или же могут использовать пар. Второй вариант более эффективный и очень щадящий. Но мойка в сервисе будет стоить довольно приличную сумму и многие предпочитают проводить такую чистку своими руками. Сначала нужно снять переднюю защиту автомобиля и получить доступ к радиатору. Радиатор лучше всего снять, нанести на него подходящий состав для очистки и дать немного постоять. Промывать эту деталь необходимо большим объёмом воды и начинать нужно с внутренней стороны, так как таким образом процесс очистки будет более эффективен. Всю процедуру можно повторить несколько раз – всё будет зависеть от степени загрязнения.
Способ для автомобилей не старше 5 лет
Обычно крайняя необходимость в антибактериальной чистке возникает в промежутке между 3-5 годами эксплуатации, но и более новые кондиционеры можно прочищать в профилактических целях. Сегодня можно найти большое разнообразие различных очищающих и дезинфицирующих средств, которые позволяют провести дезинфекцию автомобиля своими руками. Они могут быть в трёх разных формах:
- Аэрозоли. Это в основном гигиенические средства, предназначенные для удаления грибков и плесени. Данные средства прекрасно удаляют все неприятные запахи и оставляют после себя запах эвкалипта или ментола. Наиболее популярными спреями считаются «Хенкель», «Хадо», «Ликви Моли Клима Фреш Плюс» и «Манолл» ЭйрКонФреш.
- Пенные очистители. Это тоже очень популярное средство, которое применяют при более глубокой очистке кондиционеров. Чаще всего автомобилисты применяют «Степ Ал», «Вэрю Льюб», «Ранвей», «Ликви Моли».
- Дымовые шашки. Данное средство относится к самым современным способам очистки, но некоторые марки уже очень хорошо себя зарекомендовали на авторынке, например, «Эйр кондишен дезодорант стим», «Сигаретт дезодорант стим тайп», «Дезодорант стим Тай ЭйДжи».
Промывка системы кондиционирования такими средствами довольно проста, просто нужно чётко придерживаться инструкций по применению.
Для аэрозолей схема работы примерно такая:
- Запустите двигатель автомобиля и включите кондиционер на максимальную мощность в режиме рециркуляции.
- Поместите баллончик перед передним сиденьем пассажира на пол, включите его, покиньте салон и плотно закройте двери (окна и люк тоже должны быть закрыты).
- Дайте кондиционеру поработать несколько минут, и только затем можно будет проветрить салон.
Дымовыми шашками обработка проводится по аналогичной схеме, а вот пенные очистители используют несколько по-другому. Для этого нужно будет:
- Вынуть фильтр на воздуховоде в салоне авто и через это отверстие закачать пенный состав.
- Через несколько минут (в точном соответствии с инструкцией по применению данного вещества) нужно завести двигатель и включить систему кондиционирования с переключением на все имеющиеся режимы работы.
- Проветрить автосалон.
Иногда возникает необходимость очистить кондиционер, но купить необходимое средство нет возможности. В такой ситуации можно приготовить очищающий состав своими силами.
Очищающий состав из подручных средств
Существует несколько вариантов приготовления таких составов.
- Хлоргекседин. Если внимательно изучить состав средств для прочистки кондиционеров, то можно обратить внимание, что в состав многих из них входит хлоргексидин биглюконат 0,05%. Если купить этот раствор в аптеке, то это обойдётся около 10 рублей – 100 мл. Это вещество может иметь и другие названия, правда концентрация и стоимость будут существенно различаться. Это могут быть – дизихенд, дезискраб, дезин и т. д. Некоторые автолюбители советуют смешать хлоргексидин со спиртом в пропорции 1:1. Это должно повысить эффективность раствора.
- Лизоформин 300. Этот отечественный медицинский препарат предназначен для проведения дезинфекции от микробов и плесени в медицинских учреждениях, так что с кондиционером он справиться сто процентов. Для очистки потребуется 5% раствор. Его можно приготовить, смешав 50 мл. лизоформина 3000 и 1 литра воды.
- Хлорамин Б. Раствор используют при обработке поверхностей для полной дезинфекции в медицинских инфекционных отделениях. Для получения подходящего нам раствора необходимо в одном литре воды развести столовую ложку порошка.
Приготовленные самостоятельно растворы нужно залить в любой распылитель, который может образовывать мелкую взвесь. Для этих целей может подойти простой опрыскиватель для цветов. Далее выполняем всё в следующей последовательности:
- Снимаем фильтр с воздуховода в салоне автомобиля.
- Включаем и вентилятор, и кондиционер на максимально допустимую мощность.
- Закрываем тканью выводящие дефлекторы, это предотвратит орошение составом для дезинфекции всего салона.
- В отверстие фильтра распыляем приготовленный заранее раствор.
- Через несколько минут работы кондиционера выключаем его и проветриваем салон.
Иногда можно услышать и мнение автомобилистов, что самостоятельно почистить систему кондиционирования невозможно и нужно обязательно обращаться за помощью к специалистам. Это верно в том случае, если кондиционер установлен в автомобиле более пяти лет и ни разу не подвергался профилактическим работам по очистке.
Очистка кондиционеров старше 5 лет
Если кондиционер использовался длительное время, то на его внутренностях образовались в большом количестве отложения грязи, которые еще и сильно спрессованы. Такие образования невозможно убрать ни при помощи аэрозолей, ни при помощи пенных растворов. В этом случае предстоит довольно большой объём работ и немаленькие финансовые затраты. Самостоятельно выполнить все работы, к сожалению, нельзя.
- Испаритель кондиционера придётся снять.
- Спускается фреон или другой хладоген.
- Испаритель прочищается вручную или на его место устанавливается новый.
- Система заполняется новым хладогеном. Данную процедуру провести в гаражных условиях без специального оборудования нельзя производить и нужно обязательно обратиться в специализированный сервисный центр.
Как предотвратить слишком частые повторы загрязнений
Вряд ли кому-либо захочется чистить кондиционер с регулярностью в месяц или два. Для того чтобы загрязнение происходило медленнее, нужно обратить внимание на следующие моменты.
В первую очередь нужно проинспектировать фильтр воздуха, который очищает воздух, поступающий в салон. Иногда такой фильтр просто не предусмотрен, и самостоятельная установка его будет далеко не простым делом. Автомобилисты советуют поискать информацию по этой теме в интернете на специализированных форумах. В некоторых моделях автомобилей место под фильтр конструктивно имеется, но он не установлен или прикрыт специальной заглушкой. В таком случае всё будет гораздо проще. Если такая возможность имеется, то фильтр очень желательно установить.
Иногда можно столкнуться с тем, что фильтр может очищать воздух, поступающий только снаружи, а при рециркуляции он будет не задействован. Зная это, важно не забывать переходить на забор воздуха извне. Это позволит не только снизить скорость загрязнения системы, но и позволит избежать запотевания окон при высокой влажности снаружи.
Сам фильтр подлежит обязательной регулярной замене. К сожалению, промыть его невозможно. Сроки замены можно уточнить, изучив инструкцию производителя, но здесь важно понимать, что производитель указывает средние сроки при усреднённых условиях эксплуатации. Так, например, при постоянных поездках по очень пыльным грунтовым дорогам с включенной системой кондиционирования значительно снижают срок эксплуатации фильтров. В том случае если фильтр слишком грязный, нагрузка на вентилятор повышается практически в несколько раз и это может стать прямой причиной выхода вентилятора из строя.
Кроме фильтров, желательно внимательно следить за состоянием дренажной трубки. Она может немного деформироваться и снизится её проходимость. Вследствие этого образующаяся влага будет скапливаться или даже выплескиваться в салон авто. Данная ситуация никому не нужна. Контроль рекомендуется проводить один-два раза в год при помощи чего-нибудь длинного и гибкого, чтобы ни повредить трубки.
Для того чтобы не создавать условия для образования грибков, производители рекомендуют за несколько минут до окончания поездки выключить кондиционер, но не выключать вентилятор. Такие действия позволят прогреться испарителю и подсушить систему от излишней влаги.