Когда мы покупаем новое авто, в большинстве случаев выбор не ограничивается только финансовыми критериями. Внешность, наличие АКПП или полного привода, тип двигателя и другие характеристики комплектации, уровень комфорта для водителя/пассажиров – факторов, влияющих на наш выбор, достаточно много. Отметим также, что и выбирать есть из чего – современный авторынок предлагает сотни моделей со сходными характеристиками.
К сожалению, очень немногие потенциальные покупатели обращают внимание на такой показатель, как безопасность транспортного средства. Даже в отношении водителя, не говоря уже о пассажирах или других участниках дорожного движения, включая пешеходов.
И совершенно зря – европейцы и североамериканцы зачастую начинают подбор автомобиля с тщательного изучения рейтингов безопасности, составляемых соответствующими независимыми организациями.
Содержание
Из чего складывается безопасность автомобиля
Под безопасностью следует понимать, насколько защищёнными окажутся находящиеся в автомобиле люди в случае столкновения машины с препятствием, будь то встречное или позади/впереди едущее транспортное средство или неподвижное препятствие.
Интуитивно понятно, что чем массивнее машина, тем менее проблемными окажутся такие аварийные случаи. Действительно, при столкновении двух тел, как следует из законов физики, менее массивное пострадает намного больше.
Но это не значит, что автопроизводители не думают о безопасности всего арсенала своей продукции. Тестирование транспортных средств, как правило, проводится в отношении самых разных категорий машин, что позволяет определить степень риска при дорожно-транспортных происшествиях.
Перед проектировщиками ставятся действительно очень сложные задачи, ведь в большинстве случаев усиление безопасности негативным образом сказывается на других характеристиках машины. И далеко не всегда можно найти компромиссное решение.
Важной становится каждая мелочь: от того, насколько удачно спроектировано шасси, до способности автомобиля противостоять кренам или заносам при совершении различных скоростных манёвров. Даже достаточно бюджетные модели, чтобы успешно пройти краш-тесты, оснащают большим количеством пассивных/активных узлов и систем.
Можно достаточно долго перечислять их состав и функции, отметим только, что это далеко не только подушки безопасности. В обеспечении безопасности участвуют практически все системы и узлы автомобиля:
- освещение, влияющее на безопасность передвижения в тёмное время суток,
- состояние покрышек и в целом подвески,
- рулевое управление,
- наличие дополнительных систем безопасности,
- точность настройки программного обеспечения бортового компьютера.
Западный пользователь при решении проблемы выбора автомобиля гарантированно отдаст предпочтение тому транспортному средству, которые продемонстрировало более высокие показатели тестирования, даже если подобное решение окажется более затратным с финансовой точки зрения.
Поэтому автопроизводители стремятся к тому, чтобы даже самые бюджетные модели получили хорошие оценки при проведении краш-тестов.
И что тоже важно, с каждым годом количество параметров, по которым тестируются транспортные средства, постоянно растёт. А значит, ведущим автоконцернам нельзя почивать на лаврах.
Краш-тесты как объективная необходимость
Многие новинки автомобилестроения приходят к нам из-за океана, что не удивительно: автомобильный рынок США – исторически самый большой в мире. Неслучайно, что идея тестировать автомобили, имитируя их столкновение с другими объектами, додумались именно в Северной Америке. В середине 70-х годов в США был сформирован институт дорожной безопасности IIHS, единственной задачей которого являлось тестирование всех новинок автомобильного мира. И хотя поначалу результаты таких тестирований не воспринимались серьёзно, а сама организация не обладала достаточным авторитетом, чтобы заставить автопроизводителей совершенствовать конструкцию своих изделий, со временем все поняли, что чем выше в рейтинге IIHS поставлена конкретная модель, тем больше шансов у водителя/пассажиров остаться в живых после реального столкновения.
В Европе аналогичная организация появилась значительно позже – в 1995 году, однако на сегодня с рейтингами Euro NCAP тоже считаются во всём мире.
Методика тестирования и предъявляемые требования к автомобилям и их системам безопасности несколько рознятся, поэтому рейтинги самых безопасных автомобилей от этих двух организаций редко когда совпадают. Тем не менее, они считаются наиболее объективными, ведь полноценный краш-тест предполагает порчу далеко не одного автомобиля, причём без возможности его восстановления. Не следует забывать, что и сами тестирующие организации тратят немалые деньги на разработку и совершенствование манекенов и других технологий, позволяющих оценить результаты краш-тестов применительно к водителю, пассажирам и пешеходам. А это тоже непростая задача, поскольку требуется большая точность в имитации всех жизненно важных органов человека, а также фиксации направления и силы ударов, получаемых в результате ударов тестируемого автомобиля.
Методики определения оценки безопасности авто
Crash по-английски – авария. Можно догадаться, что краш-тест – это имитация дорожно-транспортного происшествия с участием реального серийного автомобиля. Понятно, что удары и столкновения транспортного средства могут быть разными: лоб в лоб, под углом, удары в бок и т.д. Задача тестирующей организации – определить, насколько серьёзные повреждения при этом получает водитель и пассажиры, где локализуется наибольшая опасность и насколько хорошо справляются с защитой от наиболее опасных поражающих факторов конкретные модели авто.
Оценки выставляются за огромное количество критериев, вплоть до уровня звукового сигнала, оповещающего водителя о возникновении опасной ситуации или предупреждающего о не пристёгнутом. Некоторые тесты не требуют участия манекенов, поскольку вся необходимая информация предоставляется посредством замедленной видеофиксации столкновения. Разумеется, не обходятся краш-тесты и без огромного числа разнообразных датчиков, устанавливаемых и на манекенах, и непосредственно в самых важных зонах тестируемого автомобиля.
Поскольку тестирование активных систем безопасности, способствующих улучшению управляемости автомобилем, в лабораторных условиях затруднительно, основное внимание уделяется средствам пассивной безопасности. Перечень критериев, оказывающих весомую роль при выставлении автомобилю окончательных баллов:
- прочность и эффективность срабатывания ремней безопасности,
- количество подушек безопасности, насколько хорошо они защищают наиболее уязвимые органы водителя/пассажиров,
- количество силовых элементов шасси и кузова, принимающих на себя силу удара при столкновении,
- насколько травмоопасной для водителя является рулевая колонка машины,
- как хорошо реализована защита ног водителя в педальной зоне,
- насколько прочен и упруг передний бампер авто,
- удачность конструкции и расположения подголовников с точки зрения травмоопасности головы водителя и переднего пассажира,
- насколько безопасным является лобовое стекло в случае его повреждения при сильном ударе,
- способность противостоять огромным нагрузкам основных кузовных элементов,
- наличие поперечных дверных балок, их способность противостоять деформациям, препятствующим открытию дверей при авариях,
- надёжной перегородки, отделяющей моторный отсек от салона (способность противостоять проникновению силового агрегата в салон при лобовом столкновении с препятствием).
Если говорить об активных системах безопасности, то их тестирование сводится к определению их количественного состава и испытаниям работоспособности, то есть возможности предотвращать ДТП.
Тестированию подлежат:
- система ABS,
- антипробуксовочная система,
- система курсовой устойчивости,
- видимость и различимость габаритный огней,
- системы помощи водителю при движении/трогании автомобиля ну крутых подъёмах и спусках,
- исправность ручника и его время срабатывания.
Какие удары имитируются при краш-тестах
Да, подобные исследования – удовольствие не из дешёвых, поскольку придётся «угробить» в прямом смысле минимум четыре экземпляра каждой тестируемой модели.
Предлагаем вашему вниманию особенности каждого из этих тестов:
- столкновение с препятствием на скорости 65 километров/час с 25%-ым перекрытием – лобовой удар, приходящийся на четвёртую часть передка автомобиля со стороны водителя. Отметим, что данный тест появился позже других, поэтому получить положительную оценку за него поначалу не смогли даже самые безопасные авто предыдущих лет,
- имитация бокового столкновения проводится на скорости 50 километров/час, при этом в переднюю дверку автомобиля ударяется разогнанная до такой же скорости металлическая тележка с алюминиевым деформируемым блоком общим весом 950 кг.,
- столкновение боковой частью с вертикальным столбом диаметром около 25 см., при котором машина располагается на платформе, разгоняемой до скорости 30 километров/час. Является разновидностью бокового краш-теста, проводимой для исследования способности автомобиля защитить голову водителя,
- имитация наезда испытуемого транспортного средства на пешехода на скорости 40 километров/час.
Поскольку удар приходится на бампер, манекен исследуют на предмет повреждения коленей, бёдер, а также головы при соударении с капотом и/или лобовым стеклом.
Столь затратные испытания иначе, как с использованием и порчей четырёх автомобилей, провести невозможно, и это, строго говоря, отнюдь не большая плата за безопасность, учитывая негативную статистику ДТП.
В 2017 году IIHS решил ужесточить требования, позволяющие получить положительную оценку при тестировании. В частности, попасть в рейтинг не получится вовсе, если тестируемая модель не оснащена системой, предотвращающей лобовое столкновение посредством аварийного торможения, предпринимаемого в автоматическом режиме без участия человека, скорости реакции которого в подобных ситуациях недостаточно.
Самые безопасные авто 2018 года по версии IIHS
Американские краш-тесты признаны наиболее объективными, во многом – благодаря более солидному опыту тестирования и неплохому финансированию. В любом случае, цитируемость рейтинга IIHS на сегодня остаётся выше, чем у европейского аналога.
В 2018 году на титул самого безопасного автомобиля претендовали около 20 марок, представляющих 62 модели, выпускаемых в последние годы. Однако в связи с ужесточением требований, о которых мы писали выше, количество претендентов на высшую награду (в IIHS она называется Top Safety Pick+) снизилось до 15. Остальные авто могли рассчитывать на награду статусом пониже, без приставки «плюс».
Отметим, что включение теста на безопасность головы пассажира оказалось неожиданностью для многих автопроизводителей. Как заявили представители IIHS, такой краш-тест призван поставить в одинаковые условия и водителя, и пассажира. До этого считалось, что поскольку водитель в транспортном средстве присутствует всегда, а передний пассажир – нет, то и уделять первостепенное внимание средствам защиты следует именно в отношении головы водителя. Теперь, чтобы добиться высоких баллов, улучшать необходимо и пассажирскую сторону.
Отметим также, что в 2018 году претендовать на самые высокие оценки могут только те автомобили, которые оснащены рядом дополнительных опций. То есть если базовая комплектация не включает хорошей оптики или средств автоматизированного предотвращения лобового столкновения, то и рассчитывать на победу в своей номинации не приходится.
Приводим полную версию рейтинга IIHS во всех категориях транспортных средств, в отношении которых проводилось тестирование.
Самые безопасные авто компактного класса, получившие награду TSP+:
- седан Kia Forte, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Kia Soul с тем же дополнительным опционалом,
- Subaru Impreza, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений (только четырёхдверные универсал и седан),
- Subaru WRX, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений.
Автомобили компактного класса, удостоившиеся награды TSP:
- Chevrolet Volt, оснащённый системой предупреждения лобовых столкновений,
- Hyundai Elantra, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Hyundai Elantra GT, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Hyundai Ioniq Hybrid, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Mazda 3, оснащённая спецфарами (только четырёхдверные хэтчбеки/седаны),
- Subaru Crosstrek, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений (только экземпляры, сошедшие с конвейера с ноября 2017 года),
- Toyota Corolla/Prius Prime/Prius.
Среднеразмерные автомобили, получившие награду TSP+:
- Subaru Legacy, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений, признан самой безопасной машиной в мире в данном классе,
- Subaru Outback, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений (только экземпляры, сошедшие с конвейера с октября 2017 года),
- Toyota Camry, оснащённая спецфарами.
Среднеразмерные автомобили обладатели награды TSP:
- Honda Accord, оснащённая спецфарами,
- Hyundai Sonata, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Kia Optima, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Nissan Altima, оснащённая спецфарами,
- Nissan Maxima, оснащённая спецфарами.
Среднеразмерные авто класса «люкс», получившие TSP:
- Alfa Romeo Giulia, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Audi A3, оснащённая спецфарами,
- Audi A4, оснащённая спецфарами,
- BMW 3 series, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений (только четырёхдверные седаны),
- Lexus ES 350, оснащённый спецфарами,
- Lexus IS,
- Volvo V60/S60, оснащённые спецфарами.
Полноразмерные ТС, награждённые TSP:
- Kia Cadenza, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Toyota Avalon, оснащённая спецфарами.
Полноразмерные авто класса «люкс», получившие TSP+:
- BMW 5 series, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Genesis G80, оснащённая спецфарами,
- Lincoln Continental, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Genesis G90,
- Mercedes E-Class, оснащённый спецфарами (только четырёхдверные седаны).
В классе компактных кроссоверов моделей, которым присуждена награда TSP+, не нашлось.
TOP SAFETY PICK присуждена следующим авто:
- Honda CR-V, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Hyundai, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Kia Sportage, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений (только экземпляры, сошедшие с конвейера, начиная с августа 2017 года),
- Mazda CX-3, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Mazda CX-5, оснащённая спецфарами и,
- Mitsubishi Outlander, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Nissan Rogue, , оснащённый спецфарами,
- Subaru Forester, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Toyota RAV4, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений.
Среднеразмерные кроссоверы, заслужившие награду TSP+:
- Hyundai SantaFe, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Hyundai SantaFe Sport, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений (только экземпляры, сошедшие с конвейера, начиная с июля 2017 года).
Самые безопасные среднеразмерные кроссоверы (TSP):
- Honda Pilot, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Kia Sorento, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений (только экземпляры, сошедшие с конвейера, начиная с июня 2017 года),
- Mazda CX-9, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Toyota Highlander.
Среднеразмерные кроссоверы класса «люкс», получившие TSP+:
- Mercedes-Benz GLC, оснащённый спецфарами.
Среднеразмерные кроссоверы класса «люкс», TSP:
- Acura MDX,
- Lexus NX,
- Acura RDX, оснащённая системой предупреждения лобовых столкновений,
- Buick Envision, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Lexus RX, оснащённый спецфарами,
- Mercedes GLE-Class, оснащённый спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений,
- Volvo XC60, оснащённый спецфарами.
Минивэны, получившие TSP+, отсутствуют.
TSP присуждена:
- Chrysler Pacifica, оснащённому спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений
- Honda Odyssey, оснащённой спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений.
Крупноразмерные пикапы, получившие TSP:
- Honda Ridgeline, оснащённая спецфарами и системой предупреждения лобовых столкновений.
Топ самых безопасных автомобилей по версии Euro NCAP
В 2018 году лучшими по версии европейской организации были признаны семь автомобилей, причём три из них оказались продукцией автоконцерна Volkswagen.
Звание «Самый безопасный автомобиль в мире» в своей категории по версии Euro NCAP получает модель, набравшая наибольшее количество баллов по результатам проведения четырёх тестов:
- защита водителя/пассажиров,
- наличие активных/пассивных систем безопасности,
- защита пешеходов,
- безопасность детей.
Среди автомобилей представительского класса в 2018 году лучшим оказался Volkswagen Arteon, продажи которого стартовали годом ранее, летом 2017 года. Автомобиль получил все пять звёзд, чему способствовали оценки в диапазоне 82-96%, полученные по результатам всех тестов.
В категории крупноразмерных кроссоверов победителем был назван флагманский внедорожник шведско-китайского бренда Volvo – XC90. У него также пять звёзд, при этом модель получила 98% (напомним, 100% – это максимально возможная оценка) за краш-тест фронтального столкновения.
Категорию компактных кроссоверов в плане безопасности возглавила модель T-Roc от немецкого автобренда Volkswagen. Столь высокой оценки удалось достичь благодаря наличию обширного набора пассивных/активных систем безопасности, включая систему предотвращения лобовых столкновений.
В категории наиболее безопасных машин, представляющих класс компактных легковушек, по версии Euro NCAP лучшим признан Volkswagen Polo. Этот городской хэтчбек сумел набрать 36.70 баллов из 38.2 возможных, или 96%.
Crossland X от ещё одного немецкого автопроизводителя, компании Opel, победил в номинации компактных минивэнов.
Subaru XV оказалась победителем категории наиболее безопасных семейных легковых авто компактного класса, набрав 35.80 баллов что в итоге дало 94% из 100 возможных.
Наконец, хэтчбек Subaru Impreza сумел возглавить рейтинг Euro NCAP в этой же категории, получив ровно столько же баллов, как и XV в максимальной комплектации.